Головные уборы и прически.




МУЖСКОЙ КОСТЮМ.

Нижняя и верхняя одежда,

головные уборы и причёски,

обувь и аксессуары

 

Воевода Белов Т.А.

 

Тысяцкий Галкин В.Д.

Нижняя одежда.

Обязательным элементом и мужского, и женского костюма была рубашка или сорочка, или туника, которая несет в себе признаки византийского костюма. Она была с длиными рукавами, одевалась через голову, ее носили владыки и феодалы Литвы, а также цари Руси до XVII века. Богатые сословия использовали для её пошива импортное полотно, бедные (мещане и крестьяне) - домотканое. Иногда крестьяне делали воротник, манжеты и верхнюю часть сорочки из кужельного, а низ - сребного полотна. Рубашки шили длинные, поверх них одевалась плечевая и поясная одежда. Мужчины-крестьяне носили рубашки и как повседневный, и как праздничный элемент одежды. Представители более обеспеченных сословий носили сорочки в качестве нижнего белья. хотя иногда они и украшались вышивкой, золотом и серебром. Украшенные сорочки шляхтичи носили как элемент праздничного костюма. О том, украшались ли женские сорочки, данных нет. Крестьяне часто носили две рубашки, при этом вторая была короче первой.

В письменых источниках фигурирует кошуля мужицкая, кошуля мужская, изготавливаемые из льна или импортного холста, шитые шелком, золотом или серебром.

Другим обязательным элементом, но уже исключительно мужского костюма, были порты, портки или сподни. Шляхтичи носили исподние штаны из домотканого полотна, поверх которых одевали верхние штаны (в основном из сукна), или шаровары - широкие штаны из адамашка или другой ткани. Крестьяне в качестве поясной одежды носили только портки. Крайне редко в письменных источниках упомянаются мужские брюки, скорее всего, они были обтягивающими, напоминающими чулки.

Верхняя одежда.

В Литве появился тогда и удобный жупан, зипун, который стал основной мужской одеждой на протяжении нескольких веков. Их шили из сукна, шелка, мягкой кожи, встречались и жупаны, подбитые мехом диких зверей, в одинаковые жупаны обряжались слуги и охрана вельмож. В исторических летописях упомянается гусарский жупан, видимо, чем-то отличающийся от обычных, в инвентаре имения Росчяй записан казацкий жупан без пуговиц и т.д.

Рисунок 1. Жупан (зипун)

На формирование жупана оказали свое влияние венгерский доломан, восточные халаты и итальянская верхняя одежда.

Цена жупанов зависела от материи и отделки: так последней четверти века голубой жупан оценивался двумя капоми грошей, чёрный – тремя, два жупана по 80 коп грошей, поскольку там использовался атлас, а пуговицы были из золота.

К XVI веку относится и однорядок, как показывает название, он пришел из русских земель. Он не имел подкладки, был однослойным, то есть, «в один ряд», свободным, с длинными висящими рукавами.

В письменных источниках часто упомянается жупица - короткая, к низу расширяющаяся, с подчеркнутой талией, одежда.

В 1582 году в инвентаре имения Жеймянос записаны 7 замшевых жупиц, надеваемых под латы, а остальные хозяин раздарил слугам, там же записана и замшевая жупица с золоченым воротничком. Зажиточные заказывали жупицы из итальянского сукна, горожане – из козьей кожи или ткани подешевле. Так, серая жупица горожанина Кузницы стоила только 80 грошей.

Рисунок 2. Доломан
Несомненно, самой простой и легкой одеждой тогда являлась сермяга, которую носили и бояре, и горожане, и крестьяне. Шили ее из домотканого сукна, была она серого или черного цвета, без подкладки, с длиными рукавами, скорее всего, и без воротника, простого фасона, что позволяло эту одежду изготовлять в домашних условиях.

Рисунок 3. Однорядок и ермак (ферязь)
Из Италии пришел в Литву саян, - нередко без руковов, напоминающий юбку, расчлененый мягкими складками, надевали его на рубашку. Саян сверху имел большой квадратный вырез, а его низ часто обшивали горизонтальными лентами другого цвета.

В свадьбе Станислава Кясгалы, устроенной в 1546 году в вильнюсском дворце Жигимантаса Аугустаса, участвовали танцоры, наряженные в красные саянели с голубой подкладкой и золотыми поясами. Однако саяны с традиционныит глубокими вырезами не особо подходили для прохладного литовского климата, поэтому-то с середины века, их, видимо, носили только близко общавшиеся с владыками во Дворце правителей или живущие в глубинке княжества дворяне.

С XVI начали носить безрукавки. Они имели множество видов и названий: кафтаник, жупица, кабат, шнуровка и гарсет, камизелька. При этом кабатом в XVI веке называли как длинную одежду с рукавами, так и женскую безрукавку. Безрукавные типы одежды шили из сукна, адамашка, а также меха; женская одежда имела шнуровку спереди и иногда производилась из златоглова.

Основной репрезентационной верхней одеждой тогда являлись шубы. Были они всевозможных фасонов, носила их знать и богатеи, - достаточно посмотреть на портреты той поры. Часто шубы становились добычей воров и грабителей, и из официальных документов мы узнаем, что в 1509 году у вильнюсца Александра Юргайтиса украли соболинную голую шубу, то есть необтянутую тканью, а дворянин Андрей Березинский судился в 1517 году за две шубы из лисицы. Неясно, чем от шубы отличалась часто упоминаемая в последней четверти века турецкого происхождения фальшуры.

Рисунок 4. Шуба
Затем в Литве получила распространение делия, которая вытеснила шубу, отличалась она тем, что застегивалась спереди. Шили ее тоже из меха и широко использовали декоративные элементы – оригинальные пуговицы, шнурки, широкие воротники. В 1545 году великому князю литовскому Жигимантасу Августасу пошили черную делию с дорогой соболинной подкладкой, а затем легкую серо-пурпурную, без подкладки. Известно, что владыка предпочитал темную одежду, хотя литовские феодалы отдавали предпочтение ярким цветным тканям и яркой отделке.

К полюбившейся верхней одежде можно отнести ермак, который пришел в Литву и Польшу из Руси. Как показывают исторические исследования, - ермак имел длинные рукава, меховую подкладку, был наполовину приталенный, плечи покрывал плоский откинутый воротник. Большинство дорогих праздничныых ермаков изготавливали из итальяского, чешского, моравского сукна, а менее зажиточный народ - из местного некрашеного сукна. Цветные ермаки нередко носили и литовские татары. По видимому, ермак – та же ферязь.

Рисунок 5. Газука
Газука (длинный плащ с рукавами, который сначала носили в основном монахи) изредка упоминается в письменных источниках XVI века. В 1499 году проповедник Ян из Слупеца критиковал газуки, перенятые поляками из русских, некрещенных литовцев и турок, а это означает, что в XV веке их действительно одевали в Литве.

Во второй половине XVI векa довольно часто упоминается чуга, польский исследователь охарактеризовал ее как военную одежду русских дворян с полами ниже колен, надевался на жупан. Нередко их шили из дорогой турецкой ткани, они имели шлицы по бокам и короткие рукава, не закрывающие носимую под ними одежду. Популярность чуги свидетельствуют сохранившиеся официальные донесения о их кражах или хотя бы записанный в 1585 году инветарь имения Паневежюкас, в котором среди пяти упоминаемых нарядов – три чуги.

Кроме летних легких чуг, существовали и зимние, которые подбивались легким и теплым лисьим мехом.

Венгерское происхождение имел копеняк, который имел с самого верха форму широко расходящейся трапеции. Его набрасывали на плечи или просовывали в вырезы руки, шили из сукна, нередко с подкладкой из сукна или меха, надевали не только в дорогу или на охоту, нередко использовали копеняк как выходной наряд.


Рисунок 6. Копеняк
Гойке - клёшевая накидка без рукавов, распространённая с начала XIV века во Франции, Италии, Фландрии сначала в мужской моде, а позднее и в женской. Мужчины носили её на плечах.

Рисунок 7. Чуга
Рисунок 8. Сермяга

Рисунок 10. Гойке
Рисунок 9. Делия, одетая поверх жупана

 

Головные уборы и прически.

Непременным элементом мужского костюма был головной убор, который носили в ту пору и помещениях, их подбирали к модным прическам, также входящими в понятие костюма. В начале века литовские вельможи, ориентирующиеся на западную культуру, стали брить лицо и отращивать длинные волосы. Спиралевидные, спускающиеся на плечи локоны, чаще всего сочетались с очень короткой гривкой. Эффектные прически с длинными волосами чаще всего вообще не покрывались, однако лысеющие вельможи в начале века стали носить большие капюшоны, сильно напоминающие тюрбаны. В начале века среди дворян получили распространение и шляпы. И все же, несмотря на массовое использование перечисленных головных уборов, в Литве доминировали всевозможных типов шапки, изготавливаемые из войлока, фетра, мехов или тканей с мехами.

Рисунок 11. Колпак
Рисунок 12. Магерка
Популярным головным убором являлся и колпак, и магерка, появившася при Стефане Батории. Что же касается причесок, то они были всевозможной формы, например, в начале века дворяне чаще имели короткие волосы, усы и небольшие клиновидные бороды. Затем пришла из Венгрии мода на чуб и очень коротко подстриженную бороду, потом появились длинющие усы, некоторые мужчины обривали головы налысо.

Обувь.

Всевозможные типы одежды дополняла обувь, которая четко отражала общественную дифференциацию. Так, большинство литовских феодалов обували боты, к венгерским одеждам подходили сапоги для верховой езды, а во дворце правителей при Жигимантасе Аугустасе обувью служили гусарские из сафьяна. Сапоги чаще всего покупали с так называемыми каптями, скорее всего, это были полуноски из мягкой кожи. Обувь, напоминающие современные полуботинки, назывались полботы, полбочки. Упоминаются и

Рисунок 13. Реконструкция литовских полбот XVI века
более легкие бачмакги, их верх шили не только из кожи, но и из сукна, а также черевики.

Аксессуары.

В письменных источниках фигурируют зимние рукавицы, элита же носила легкие тонкие кожаные перчатки, а среди товаров вильнюсского купца Мартина Шлегеля упоминаются и замшевые перчатки.

Важным элементом мужского костюма являлся пояс. Обычные кожанные ремни нередко изготавливали с металлическими цатками, к которым можно было прикрепить нож, кошелек или небольшую корзинку, называемую калитой и вацеком.

Рисунок 14. Калита
К сожалению, не удалось установить, какую функцию в мужском одеянии имели по два комплекта хусток, хотя известно, что в подобные хустки завязывали деньги.

Рисунок 15. Сапоги из Тракая, Литва. XV век.
К ювелирным изделям тех времен можно отнести шейные цепочки, они были толстые, иногда по диагонали их перебрасывали через плечо, иногда - несколько раз обкручивали вокруг шеи, к ним нередко прикрепляли портретные медальоны, брелоки, крестики; популярными были также застежки, пуговицы из драгоценных металлов.


 

Великое Княжество Литовское (ВКЛ) в начале XVI века.

ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ.

Историческая справка,

нижняя одежда, верхняя одежда,

головной убор, аксессуары, обувь

Воевода Белов Т.А.

Тысяцкий Галкин В.Д.

Историческая справка.

С начала правления Жигимонта Старого (1506 - 1548) в Польше и позже в ВКЛ усилились влияния венгерской моды, так как до избрания на престол Жигимонт был наместником в Венгрии. В 1512 году он женился на Барбаре Заполия, дочери воеводы Сандомирского. А с 1518 года усилилось влияние итальянской моды, так как второй женой Жигимонта стала Бона Мария Сфорца. В 1543 году Эльжбета Габсбург стала женой Жигимонта Августа и привезла в Вильно моду Германии.

Ткани - на шелковой основе (атлас, бархат, парча и тафта); льняные ткани, шерстяные ткани и бумажные ткани (бавельница и бархат на основе хлопка - плис). На верхнее платье использовались, как правило, более тяжелые и плотные ткани.

Цвет - красный цвет, как и во всей Европе, был самым нарядным и торжественным. Так же использовались коричневый, красновато-оранжевый, красновато-коричневый, бледно-красный, темно-красный, черный, светло-коричневый, голубой, синевато-зеленый, светлый и темно-зеленый, голубовато-зеленый, разные оттенки серого.

Нижняя одежда.

Рубашка или сорочка из тонкого полотна или шелка. Сама рубашка у горловины собрана мелкими складочками. Форма горловины овальная или каре, а с 40-ых годов в виде стойки, собранной у горловины мелкими складками. Застежка могла быть сзади или спереди. Воротник стойки мог быть вышит и так же пришит отдельно. Рукав основного платья мог заканчиваться на середине предплечья, и тогда рукава рубашки в нескольких местах подвязывали шнурками или перехватывали вышитыми полосами, а у запястья собирались шнурком. Особенно изящно перехвачены рукава на картине Мастера женских полуфигур "Музыкантши". Манжеты рукава рубашки со второй четверти могут быть в виде зубчиков, украшены мережкой или с прикрепленными манжетами такого вида.

Рисунок 16. "Музыкантши", 30-40 гг
Корсаж или корсет - из плотной ткани или кожи. Металлические вставки появились только во второй половине 16 века.

Рисунок 17. Конструкция корсажа или корсета
Нижнее платье или юбки - состоит из двух частей: лифа и юбки. Лиф, помимо шнуровки, может застегиваться спереди на плоские пуговицы и может быть виден над верхним платьем на сантиметров 10 и эта часть тоже вышита. Декольте делалось по форме верхнего платья. Причем нижнее платье, всегда светлее верхнего. Точно по юбкам есть информация только по второй половине 16 века - Англия. Их было несколько, причем одна красная. Информация по фламандской живописи - с 1560 года под светло-зеленым платьем сначала оранжевая юбка или нижнее платье, а потом юбка глубокого красного цвета.

Платье верхнее - с отрезным лифом.

Рисунок 18. Агноло Бронзино, "Портрет Леди в зеленом", 1530-32 гг. Масло, дерево, 76,7x65,4 см. Королевская коллекция, Виндзор.
В Посольском зале Королевского замка в Вавеле (Краков) на фризах изображен пир и танцы. Рисунки 1532 года. Только одна женщина одета "по Кранаху", две - в описываемое ниже платье, только нижнее платье или рубашка заканчивается не у горла, а немного прикрывает плечи; четвертая - в рубашке под горло, вырез декольте полукруглый, пятая - рубашки не видно, вырез декольте полукруглый, нижнее платье темнее верхнего, на рукавах буфы на 1/3 предплечья. Предполагаю, что 1530-1540 гг. явились переходным периодом в смене вида платья.

Лиф скроен из нескольких частей, спереди без швов. Во второй четверти 16 века лиф опустился на высоту талии. Лифы до 1535 г. могли быть на боковых шнуровках, а позднее были двух видов: цельный спереди, шнуровка сзади и разрезной спереди на шнуровке. Уже на шпалерах (гобеленах) первой четверти 16 в. показана шнуровка сзади и два косых шва, идущих от подмышки (фрагмент шпалеры представлен ниже). Отделка декольте идет до конца шнуровки. Вырез лифа трапециевидный или квадратный. Причем, при использовании шелковых тканей, такое декольте требовало или подкладки или обтачки, поэтому делаю предположение, что одно из двух использовалось.


 

Рисунок 19. Портрет саксонской аристократки в образе Марии Магдалены, Лукас Кранах, 1525 г.

 

 

Со второй четверти 16 в. вырез без рубашки обязательно закрывали отдельно скроенной кокеткой ( шемизеткой ) из тонкой или прозрачной ткани с вышивкой ромбов или сеточкой, сплетенной ромбами из тесьмы. Сверху кокетка могла быть завязана цепочкой с камнями, шнурком, "саксонским воротником", круглой пуговицей из жемчуга. В ВКЛ шемизетка на иллюстрациях попадается редко, в основном рубашка до горла. У богатых дам на горло, поверх рубашки одевался " санконский воротник " - извините, ошейник из золота с декором. Вышивка лифа по горловине крупными листьями или жемчугом, геометрическим узорам, выложенными шнуром или контрастной лентой (примерно с 1540 года). Шнуровка на металлических колечках или петлях из материи.

Рисунок 20. Duke Wilhelm’s Wife Jacobaa von Baden with Daughter by Peter Gartner, 1534
Рисунок 21. Агноло Бронзино, "Портрет девушки с книгой", 1541-45 гг. Масло, дерево, 58x46,5 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Рукава - большое разнообразие: буфы с разрезами до середины предплечья, далее рукав узкий с разрезами; узкие рукава с разрезами: буфы с разрезами до середины предплечья и узкий рукав без разрезов; со второй четверти 16 века полностью буфованный рукав на подкладке с разрезами, полосы рукава собраны и пришиты на подкладку так, чтобы та была видна. Такие рукава могли быть в нескольких местах перехвачены полосками ткани. Разрезы могут быть скреплены аграфами (пряжка с драгоценным камнем). Рукав мог быть сшит из полос разных тканей разного цвета или одного цвета, но чередоваться с вышитыми полосками. С лифом рукава связывались на шнурках, а с
Рисунок 22. "Саксонский воротник"; Jacobaa von Baden. Residenz, Munchen.
середины 16 века пришивались. У запястья рукава застегивались на пуговицы.

Рисунок 23. Плащ и плащ с меховой шапкой
Юбка платья пришивалась к лифу крупными складками, с 1540 годов и мелкими складками. По бокам вшивались клинья. Общий вид юбки в виде широкой воронки. В первой четверти еще встречаются шлейфы, но в середине 16 века их уже нет. Подол может быть с вышивкой или 1-3-мя контрастными полосами или без украшений.

Верхняя одежда

Плащи разной длины, к середине века начали встречаться с высоким стоячим воротником; подбивалась или обшивались мехом домашних животных или диких - медведей, лисиц, волков, куниц, белок, соболей, горностаев, хорьков, в зависимости от состоятельности владельца. Подкладка могла быть и из ткани другого цвета. Плащи застегивались на пуговицы или аграфом. Изображение плащей с капюшоном не попадалось. Видимо их заменили шапкой на меху по форме напоминающую длинный чепец, над лбом с отворотом.

Рисунок 24. Марлот или кабат
Марлот или кабат - длинная, широкая одежда с длинными, прорезными рукавами. Воротник отложной, шириной на 3-4 пальца, прямоугольный. Марлот или полностью подбивалось мехом или мех использовался для воротника, застежки, подола и манжета рукавов. Мог застегиваться (на петли из тесьмы) на небольшие (до 1 см в диаметре) пуговички из серебра, серебра с позолотой, золота, с драгоценными камнями или полностью пуговица из драгоценных и полудрагоценных камней. Застежка шла до пояса.

В XVI—XVIII веках среди шляхты было очень распространено ношение саяна (от итал. saione — кафтан), при этом однозначных данных об этом виде одежды нет. Отдельно в документах выделяется «женский саян». Саяном называли плечевую одежду сродни куртке, солдатское платье с поясом и женский плащ, шившиеся из фалундыша, аксамита, фаи, лунского сукна и других материалов. Иногда саян делали с лифом из аксамита с двумя подтяжками для поддержки платья на плечах. В более позднее время крестьяне называли саяном женскую юбку с пришиваемым лифом, близкую по типу к русскому сарафану.

Рисунок 27. Кабат и марлот
Рисунок 26. Анна с Тэнчына Шидловецкая, первая половина 16 века.
Рисунок 25. Дама польская - 16 век.

Рисунок 28. Андарак
Представительницы привилегированных сословий носили довольно узкие юбки - андараки (от нем. unterrock - нижняя юбка), бывшие элементом женской поясной одежды. Андараки шили из дорогих импортных шерстяных тканей, в основном адамашка и мухояра. Иногда их подшивали мехом или украшали золотом. Среди других видов женской поясной одежды известны простицы, представлявшие собой юбки из домотканого сукна или полотна, но встречались также и довольно дорогие, ценившиеся дороже рубашек и сермяг. Название «простица», вероятно, связано с тем, что они имели более простой крой, нежели сложные юбки представителей шляхты.

В XVI—XVIII веках из женской плечевой одежды упоминаются летник и юпка. Русский летник – закрытая легкая, часто свободного силуэта одежда, не имеющая глубокого выреза. Одевался через голову, имел широкие рукава, зимние и осенние летники подбивались мехом. Однако, со временем, на территории Литвы сформировались и абсолютно другие типы летников: с жилеткой из черного бархата, с полюбившимся в саянах оторотами, с более узкими рукавами и проч. Летник представлял собой длинное платье с воротом, изготовленное из адамашка или другой ткани, причём летником называли и юбку.

Одежда с рукавами до локтей или кистей, приталенная или с фалдами сзади и застёгивающаяся спереди на пуговицы, называлась юпой или юпкой. Юпы носили в одном комплекте с юбкой и шили из той же ткани. В зависимости от поры года их могли подшивать полотном или горностаевым (а также беличьим) мехом.

Однако наиболее распространенной была полюбившаяся литовским женщина сукня, существовавшая, в Литве, очевидно, до появления саянов и летников. В сукнях ходили не только дамы высшего общества, но и горожанки, даже разбогатевшие крестьянки. Уже то, что крестьянские сукни шили из толстого дешевого полотна, указывает на несложную кройку. Вот, например, поношенная суконная сукня входила в годовой заработок, который своей служанке платил гродненский горожанин, в 1540 году невеста горожанина в приданое принесла три сукни – коричневую, зеленую и голубую, и такая сукня в то время стоила полтора литовских гроша, хотя встречались и более дорогие, - всё зависило от ткани.

Так же в XVI веке женщины носили кабат - женскую безрукавку. Безрукавные типы одежды шили из сукна, адамашка, а также меха; женская одежда имела шнуровку спереди и иногда производилась из златоглова.

Головной убор

Девушки носили косы, хустки (платок) из тонкого полотна или уложенные в сетку волосы с беретом, вышитые жемчугом (думаю, в основном в столице). Сеточка для волос была сделана из тесьмы. Замужние женщины всегда покрывали голову и шею.

Наметка - длинное холщовое полотенце белого цвета, которое навивали на голову различными способами, но всегда так, чтоб концы оставались свободными. Девушки могли повязывать вокруг головы, оставляя макушку свободной. Размеры примерно 0,4-0,5 на 1,8-2,0 м.

Рисунок 29. Сетка для волос, XVI век, Западная Европа

Рисунок 30. Хустка или наметки
Хустка - платок, шаль, косынка из тонкого импортного полотна, вышитая красными или золотыми шелковыми нитками.

Рантух - платок, который носили на голове или на груди, из импортного полотна или сукна, вышитый шелковыми разноцветными нитками, в орнаменте сходство со стилизацией восточных мотивов (стилизованный цветок гвоздики).

Рабак - платок из тонкого холста.

Рисунок 31. Каптур
Чепец (каптур) - из холщовой или шелковых тканей, мог быть как из ткани верхнего платья или рукавов, так и из другой ткани, но с рисунком в тон платья, мог быть вышит жемчугом.. Форм чепцов использовалось много: от закрывающего уши до закрывающего только собранные волосы в виде круглой шапочки.

 

Рисунок 32. Рантух (слева)
Аксессуары.

Пояс - из парчи или шелка, кожаный или из драгоценных металлов.

Ювелирные украшения - перстни из золота и серебра с драгоценными и полудрагоценными камнями, различного вида цепи с медальонами, жемчужные нити в несколько рядов, "саксонский воротник".

Из украшений богатые женщины предпочитали цепочки с перлами и эмалью, которые нередко соединялись с медальонами или крупными брелоками. Очень редко встречались бусы, более популярными были перстни с бриллиантами, изумрудами, рубинами.

Косметика - у Шашигиной-Потоцкой написано, что существуют письма Барбары Радзивилл из Кракова к матери в Вильно, где она просит прислать белила и румяны.

Обувь.

Очень мало знаем о женской обуви. Кроме крестьянских лаптей и постол, а также дорогих женских легких кожанных башмачков, которые подходили только для закрытых помещений, широкое распостранение имели боты, - чаще всего они были черного цвета, однако шили и мягкие из цветного сафьяна.


 

Источники:

1. https://bel-knight.com/library/viewarticle.php?article=43

2. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1812035

3. https://wiki.ru/sites/velikoe_knyazhestvo_litovskoe/id-articles-408497.html



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: