натяг посадка подшипник допуск
Сопряжение 1-3
- посадка с натягом. Посадка для внутреннего кольца подшипника (по расчетам).
Сопряжение 1-2
- посадка с зазором. Посадка для наружного кольца подшипника (по расчетам).
Сопряжение 4-2
- посадка с зазором («скользящая»), применяется для подвижных соединений.
Сопряжение 2-5
- посадка с зазором («движения»), применяется для подвижных соединений.
Сопряжение 5-6
Ø60 - посадка с натягом («прессовая тяжелая»), предназначены для соединений, на которые воздействуют тяжелые.
- посадка с зазором. Предпочтительная посадка для среднего класса точности.
Сопряжение 8-10
- посадка с зазором («скользящая»), применяется для подвижных соединений.
Сопряжение 8-11
- посадка с зазором («скользящая»), применяется для подвижных соединений.
Сопряжение 9-10
Ø45 - посадка с натягом («прессовая средняя»), предназначены для передач в которых применение посадок с большим натягом недопустимо по условиям прочности деталей.
2. Расчет посадки с натягом для соединения 5-6
Расчетная схема посадки с натягом приведена на рис. 1.
Рисунок 1 - схема посадки с натягом
Исходные данные для расчета: внутренний диаметр охватываемой детали 6 d1 = 30 мм, наружный диаметр охватываемой и внутренний диаметр охватывающей деталей d = 60 мм, наружный диаметр охватывающей детали d2 = 120 мм, длина сопрягаемых поверхностей деталей 5-6 L = 60 мм, осевая сила РО = 8000 Н.
Материал детали 5 Сталь 20 с пределом текучести Н/м², модуль упругости Е1 = 2,1·1011 Н/м², коэффициент Пуассона
. Материал детали 6 Сталь 45 с пределом текучести
Н/м², модуль упругости Е1 = 2,1·1011 Н/м², коэффициент Пуассона
, коэффициент трения f = 0,08.
По известным значениям внешних нагрузок и размерам соединения определяем требуемое минимальное давление на контактных поверхностях соединения:
; (2.1)
где Rос - продольная осевая сила, Rос=8 кН;
Мk - крутящий момент, Мk =0 Нм;
l - длина контакта, l=0,06 м;
dн.с. - диаметр сопряжения, dн.с.=0,06 м;
f - коэффициент трения, f=0,08.
.
По полученным значениям p определяем необходимое значение наименьшего расчетного натяга Nmin:
; (2.2)
где Е1 и Е2 - модули упругости материалов охватываемой и охватывающей деталей, Па;
с1 и с2 - коэффициент Ляме, определяемые по формулам:
; (2.3)
; (2.4)
где и
- коэффициенты Пуассона;
d1=30 мм, d2=120 мм.
;
Тогда .
Величина минимального допустимого натяга определяем с учетом поправок:
; (2.5)
где - поправка, учитывающая смятие поверхностей деталей;
- поправка, учитывающая различие рабочей температуры деталей и температуры сборки;
- поправка, учитывающая ослабление натяга под действием центробежных сил;
- поправка, компенсирующая уменьшение натяга при повторных запрессовках.
=5 (Ra1+Ra2)=5 (1,25+0,63)=9,4 мкм.
=0, так как температура сборки и деталей одинакова.
=0, так как детали не вращаются относительно друг друга.
Принимаем с учетом возможных разборок =5 мкм.
Тогда .
На основе теории наибольших касательных напряжений определяем максимальное допустимое удельное давление [pmax]. В качестве [pmax] берется наименьшее из двух значений:
; (2.6)
. (2.7)
где и
- пределы текучести материалов.
,
Следовательно .
Определяем наибольший расчетный натяг:
. (2.8)
104 мкм.
Определяем величину максимального допустимого натяга с поправками:
;
где - коэффициент увеличения давления с торцов,
=0,75.
.
По справочнику допусков и посадок выбираем посадку Ø60 , для которой Nmax=85 мкм<[Nmax], Nmin=23 мкм>[Nmin].