Поскольку спирограмма форсированного выдоха записывается при скорости 600 мм/мин, отрезок в 1 см будет соответствовать 1 секунде. Поэтому на расстоянии 1 см вправо от точки, соответствующей началу форсированного выдоха, опустите перпендикуляр до пересечения с кривой регистрации выдоха, измерьте высоту полученного перпендикуляра в миллиметрах и умножьте на масштаб записи объема (40 мл/мм). Таким образом, кривая форсированного выдоха от ее начала до пересеченияс перпендикуляром регистрируется как ФЖЕЛ.
Расшифровка спирограммы МВЛ.
Подсчитайте суммарную высоту зубцов выдоха в миллиметрах, переведите эти данные в миллилитры, умножая на масштаб записи объема (40 мл/мм) и далее, полученный за 15-секундный отрезок времени объем приводят к 1-й минуте.
Протоколы исследования функционального состояния
Системы внешнего дыхания
Протокол «Анамнез»
Ф.И.О. ____________________________________________________________________________
Пол _________________________ Возраст ______________ лет Дата _________________
Вид спорта ________________________________________________________________________
Спортивный разряд _____________________________ Спортивный стаж (лет) ________ лет
Период тренировки и ее особенности _____________________________________________
_____________________________________________________________________________
Жалобы (самочувствие) ___________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Состояние носового дыхания ______________________________________________________
Перенесенные заболевания, в частности - болезни системы дыхания (бронхит, воспаление легких, плеврит) _________________________________________________________
Протокол «Спирометрия»
Фактическая ЖЕЛ __________мл ________________мл _______________мл ______________ мл
Возраст _________________ лет Рост __________________ см Вес ___________ кг
|
Фактор А = ________________ ккал Фактор Б = ________________ ккал
Основной обмен (ОО) = А + Б= ________________________________________ ккал
Должная ЖЕЛ муж. = ОО х 2,6 = _______________________________________ мл
Должная ЖЕЛ жен.= ОО х 2,3 = ________________________________________ мл
Фактическая ЖЕЛ в % к ДЖЕЛ = _____________________________________________ %
Заключение по величине ЖЕЛ _____________________________________________
________________________________________________________________________
Протокол «Динамическая спирометрия»
Характер дозированной нагрузки ______________________________________________
___________________________________________________________________________
Величина ЖЕЛ до нагрузки __________________________________________ мл
Величина ЖЕЛ после нагрузки _______________________________________ мл
Заключение по динамической спирометрии _____________________________________
___________________________________________________________________________
Протокол «Проба Розенталя»
Попытки | |||||
ЖЕЛ, мл |
Заключение по пробе Розенталя ___________________________________________________
______________________________________________________________________________
Протокол «Пневмотахометрия»
Фактическая ПТМ вдоха _____л/с Фактическая ПТМ выдоха __________________ л/с
Должная ПТМ = ЖЕЛ х 1,24 = _________________________________________________
Фактическая ПТМ в % к ДПТМ _______________________________________________
Заключение по пневмотахометрии ________________________________________________
Протокол «Гипоксические пробы»
Проба Штанге _________________________ с Проба Генчи _____________________ с
Проба Штанге с гипервентилядией ___________________________________________ с
Проба Штанге с физической нагрузкой _______________________________________ с
Заключение по результатам гипоксических проб _________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Протокол «Спирография»
Ф.И.О.__________________________________________________________________
Пол _______________________ Возраст ________________ лет Дата ___________
Вид спорта ______________________________________________________________
Спортивный разряд. ________________________ Спортивный стаж __________ лет
ЧД ______________________________ ДО, мл _____________________________
МОД, мл/мин ______________________ ЖЕЛ, мл ___________________________
РОВд, мл ________________________ РОВыд, мл _________________________
ФЖЕЛ, мл __________________________ ФЖЕЛ в % к ЖЕЛ _____________________
МВЛ, л/мин _________________________ ДМВЛ, л/мин _______________________
МВЛ в % к ДМВЛ ______________
ЖЕЛ
ДМВЛ = _____ х 35
Заключение по спирометрии ________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица 22.
Таблицы Гаррис - Бенедикта для определения основного обмена человека
Фактор веса (А), мужчины
Кг | Кал | Кг | Кал | Кг | Кал | Кг | Кал |
Фактор веса (А), женщины
|
Кг | Кал | Кг | Кал | Кг | Кал | Кг | Кал |
11З | |||||||
-- „---- т-. -- |
Рост, см | Возраст, лет | ||||||||||||
71] | |||||||||||||
72! | |||||||||||||
§37 | |||||||||||||
Фактор возраста и роста (Б), мужчины
Фактор возраста и роста (Б), женщины
Рост, см | Возраст, лет | ||||||||||||
1 37 | |||||||||||||
196 | |||||||||||||
Тема 5. Исследование функционального состояния нервной системы и нервно-мышечного аппарата
Нервная система человека выполняет чрезвычайно важные и разнообразные функции, связанные с адаптацией организма к меняющимся условиям жизнедеятельности, целенаправленным поведением. Сложная организация функционирования нервной системы определяет сложность ее устройства. Соответственно, для исследования сложной системы приходится применять чрезвычайно широкий набор исследовательских методов, часть из которых вполне доступна в силу своей простоты, а другая часть требует участия специалиста и использования приборов. Информативность методов исследования нервной системы в большей мере зависит от использования адекватных задачам исследования методов. Поэтому простые методы: исследования, использованные кстати, могут дать полезную информацию скорее, чем сложный инструментальный метод исследования, примененный без необходимости. Мы постараемся заострить внимание на тех методах исследования, которые может использовать любое заинтересованное лицо в целях контроля за состоянием нервной системы своих учеников или для самоконтроля
Задачи:
1. Провести сбор неврологического анамнеза.
2. Освоить правила и технику объективного исследования и оценки состояния нервной системы, её различных анализаторов.
3. Провести исследование соматической и вегетативной нервной системы, нервно-мышечного аппарата. Результаты обследования внести в протокол.
4. Дать оценку, оформить заключение.
Анамнез
Исследование состояния нервной системы, как и исследование любой другой системы организма, принято начинать со сбора анамнеза для того, чтобы сузить круг поиска вероятных отклонений в состоянии здоровья и сократить объем инструментальных исследований. Неврологический анамнез нацелен на выявление характерных для измененных состояний нервной системы жалоб, феноменов. В конце раздела приводится схема такого неврологического анамнеза, который студент должен собрать в отношении самого себя.