Переживаемый нашей страной период перехода от одной системы общественного устройства к другой накладывает глубокий отпечаток на все социальные и экономические процессы. В этой связи формы, характер работы и даже цели складывающегося в нынешних российских условиях механизма взаимодействия правительства, профсоюзов и предпринимателей носят особый характер.
Главной задачей социального взаимодействия традиционно является, как указано выше, поддержание баланса интересов работодателей и работополучателей, который постоянно изменяется под воздействием научно-технического прогресса, конкуренции, других основополагающих тенденций современного социального и экономического развития. Именно ее решению подчинена преимущественно деятельность разветвленного института социального представительства, функционирующего на трех- и двусторонней основе во всех промышленно развитых странах — членах МОТ. Что касается России, то здесь на первом плане сегодня - экономическое возрождение, отсюда — необходимость в социальной стабилизации, предотвращении социальных и трудовых конфликтов.
Прежде всего очевидно: в нашей стране пока не оформились организационно сами субъекты социального взаимодействия с правительством предприниматели и наемные работники.
Предприниматели. Объединениям предпринимателей принадлежит, в сущности, ключевая роль в развитии систем социального взаимодействия, что во многом предопределено целями, достижению которых подчинено само создание этих организаций. Среди них: содействие развитию частного предпринимательства, рыночной экономики, совершенствованию трудовых отношений вообще и с профсоюзами в частности; защита интересов предпринимателей перед лицом государственной власти; координация тактики и стратегии предпринимателей в области забастовочного движения и т.п.
|
В настоящее время в РФ насчитывается более шестидесяти общероссийских объединений предпринимателей. И лишь немногим более половины проявляют сколько-нибудь заметную активность в социальной сфере. Это легко понять: подавляющая часть наших предпринимателей не связана прямыми отношениями с выступающими от их имени профсоюзами. Выход же на уровень переговоров с исполнительной властью рассматривается ими не более чем дополнительная возможность оказывать давление на нее в пользу своих сиюминутных потребностей. На достижение данной цели, собственно, и сориентирована структура отраслевых, региональных и межрегиональных групп предпринимателей.
Профсоюзы. Один из центральных вопросов, связанных с участием профсоюзов в системах дву - и трехстороннего взаимодействия, — это степень их представительности. Фактически речь идет о легитимности того или иного профсоюза или профцентра представлять интересы всех наемных работников и групп, являющихся его членами, как социального партнера. Этот вопрос приобрел сейчас немалую остроту в связи со значительным сокращением профсоюзного членства и падением престижа профсоюзов. Становлению профсоюзов как субъекта социального взаимодействия препятствует серьезный раскол в российском профсоюзном движении. Три нынешних профцентра преемница ВЦСПС Федерация независимых профсоюзов России и только-только образовавшиеся, но уже имеющие солидную социальную базу Всероссийская конференция труда и Конфедерация труда России находятся в состоянии конфронтации друг с другом. Причем по соображениям принципиального характера, что, естественно, затрудняет выработку совместной согласованной позиции, без чего невозможно выйти на уровень переговоров не только с правительством, но и с предпринимательской стороной.
|
Государство. Главная задача государства как одного из социальных партнеров - создание условий для полной реализации в стране гражданских и политических прав, обеспечивающих свободу действий организациям трудящихся и предпринимателей. Иными словами - формирование поля для социального взаимодействия.
В нынешних социально-экономических условиях Правительство РФ как член МОТ взяло на себя инициативу по разработке и реализации концепции социального партнерства, создав Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.
Некоторые последствия уже четырехлетнего функционирования системы социального взаимодействия проявились с достаточной очевидностью. Этот новый в нашей стране орган представляет собой работающий в режиме сотрудничества институт согласования интересов профсоюзов, предпринимателей и правительства.
Ежегодно в России заключается более 60 отраслевых и межотраслевых тарифных соглашений. Такую работу ведут и субъекты Федерации, где заключается в год свыше 70 региональных, 338 отраслевых и 188 территориальных, а также около 100 тысяч коллективных договоров.
Однако без кардинальных перемен в социальной политике не удастся запустить по-настоящему механизм регулирования трудовых отношений. Многие работодатели уклоняются от заключения договоров, так как боятся брать на себя социальные гарантии. Нередко на предприятиях вообще нет никаких обязательств по отношению к наемному работнику. Именно поэтому Правительство, прежде всего, приводит ныне организационно-правовую базу социального партнерства в соответствие с требованиями рыночной экономики.
|
В Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1998-1999 гг. предусмотрено, что после подписания Генерального соглашения каждая из сторон разрабатывает комплекс мер, необходимых для реализации принятых обязательств, и представляет их в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.
План Правительства содержит более ста мероприятий в области экономической политики, развития рынка труда и занятости населения, оплаты труда, доходов и уровня жизни, социальной защиты населения, соцобеспечения, охраны труда и экономической безопасности, а также по развитию системы социального партнерства.
В области экономической политики первым же пунктом Правительство ставит реформу налоговой политики. Все виды отчислений на социальные нужды будут объединены в единый социальный налог. Следовательно, будет изменена вся система государственного управления социальным комплексом. Будет введен единый налог на доходы от капитала. Основные налоги предполагается пересматривать не чаще, чем один раз в год, одновременно с принятием федерального бюджета. Кроме того, предусмотрено существенно сократить общий уровень налоговых изъятий. Есть намерение расширить налоговые льготы для малого предпринимательства и для предприятий, делающих капитальные вложения производственного назначения.
Вторая проблема — это рост безработицы.
По данным Минэкономики, численность работающих в 1996 г. сократилась по сравнению с 1995 г. на 0,6 млн. человек и составила 66,5 млн. человек. А количество безработных увеличилось с 5,7 млн. в 1995 г. до 5,8 млн. человек к концу 1996 г., из которых 3,1 млн. составили официально зарегистрированные в службе занятости. Уже сейчас на одно рабочее место претендуют шесть безработных. Именно поэтому значителен список мероприятий Правительства в сфере развития рынка труда и занятости. Предусмотрено подготовить законопроекты о предотвращении массовых увольнений в депрессивных районах, о порядке привлечения и использования в России иностранной рабочей силы; а также об экономических санкциях в отношении работодателей, нарушающих установленные квоты увольнения работников.
Все это служит подтверждением тому, что, несмотря на объективные и субъективные факторы, мешающие развитию в нашей стране полномасштабного социального партнерства, эта проблема, бесспорно, относится к числу тех, по которым в обществе в целом достигнут определенный консенсус и общепризнанна полезность постоянного переговорного процесса для выработки идей реформирования национальной экономики, признается принцип паритетности представительства сторон, в нем участвующих. И как следствие этого факта. Правительством РФ разработана концепция становления и развития системы социального партнерства в России и программа действий по ее реализации на среднесрочную перспективу в свете Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 321 от 21 марта 1996 г.