Пока можно отметить, что по-прежнему остается ряд острых проблем в социальной сфере, важнейшими из которых являются:
· сохраняющаяся неравномерность в доступе к финансовым ресурсам регионов, которая приводит к многократным различиям в уровнях медицинской помощи, образовании, заработной платы, что требуетсформулированной государствен-ной политики в выравнивании возможностей регионов в доходах населения, здравоохранении и образовании;
· высокий износ основных фондов и инфраструктуры социальной сферы при крайне недостаточных инвестициях в обновление фондов: около 2-х процентов - в образование и около 3-х процентов - в здравоохранение, что в десятки раз меньше, чем требуется для исправления положения дел;
· сложившиеся низкие уровни заработной платы работников бюджетной сферы, которые поправить намечаемым ее ростом за три года на 30-40 процентов, по всей видимости, не удастся. Требуется двукратное увеличение заработной платы работникам бюджетных отраслей за трехлетний период и доведение ее минимального размера до 30-40 процентов от средней заработной платы по стране.
Существует также мнение специалистов, что в результате реформы российского здравоохранения могут потерять работу около 300 тысяч медиков. Кроме того, на треть сократится количество койко-мест в больницах.
После реформы появилась тенденция возрастания числа врачей общей практики и, а количество медиков-специалистов может значительно уменьшится. Возможно, будут расформированы многие сельские амбулатории, а вместо них первичную медицинскую помощь станут оказывать семейные врачи.
Еще одна цель реформы - уменьшить количество больных, которые поступают в стационары. Сократится и средний срок пребывания пациента в больнице. А перечень амбулаторных медицинских услуг, напротив, будет расширен.
|
Заключение.
Учитывая особую актуальность и ответственность планируемого перевода работников отраслей бюджетной сферы на новую систему оплаты труда, остается необходимость рассмотрения следующих вопросов:
- Реформу оплаты труда бюджетников начинать с введения минимальных социальных стандартов.
-В целях более спокойного, плавного, безшокового в социальном плане перехода на отраслевые системы оплаты труда организовать массовое крупномасштабное информирование о сути Концепции в организациях бюджетной сферы и средствах массовой информации.
- Предложить механизмы исключения явной уравниловки в оплате труда равного качества при его различном количестве (например, предусмотреть во всех отраслевых системах оплаты труда «вилки» окладов или ступени, градации по оплате труда в пределах единых ставок и окладов).
- Указать в Концепции конкретные финансовые источники на федеральном и региональном уровнях, обеспечивающие предусмотренное существенное повышение размеров ставок и окладов работникам бюджетной сферы, что придаст документу более реальный и выполнимый статус.
- Усилить конкретные права и полномочия организаций и учреждений бюджетной сферы в решении вопросов начисления окончательных размеров заработной платы работникам (конкретизация окладов из диапазона их «вилок», выбор градаций и т.д.).
- Придать федеральным отраслевым системам оплаты труда работников бюджетной сферы статус федеральных гарантий в рамках установленного норматива по составу и численности работников каждой отрасли, с учетом специфики региона.
|
- В перспективе рассмотреть вопрос об индексации тарифных ставок работников бюджетной сферы опережающими темпами по сравнению с ростом цен.
- В системе реформирования оплаты труда предусмотреть механизм поддержания соотношения между средней заработной платой в отраслях бюджетной сферы и промышленности (или внебюджетной сфере) не ниже 80-100%.
- Согласовать сроки реализации мероприятий Концепции с планируемой реформой местного самоуправления. - Предусмотреть конкретные формы участия профсоюзов при определении порядка и условий применения стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий) в организациях с бюджетным финансированием.
- В нормативных актах, которые будут подготовлены в развитие Концепции, упорядочить механизм установления стимулирующих и компенсационных выплат.
- В проекте ФЗ «О системах заработной платы работников бюджетной сферы» предусмотреть общефедеральный и общеотраслевой порядок и сроки индексации оплаты труда.
- Унифицировать подходы к построению отраслевых тарифных систем, придерживаясь принципа «равной оплаты за равный труд».
- Провести апробацию предлагаемой системы оплаты труда (в порядке эксперимента) первоначально в нескольких регионах и крупных городах. Наработать систему соответствующих законодательных и нормативных актов на региональном и местном уровне с последующим распространением ее в масштабах всей страны.
|
Начиная с 2000 года, приоритетом в области социальной защищенности работников организаций бюджетной сферы Московской области является повышение их заработной платы.
В 2006 году было предусмотрено осуществление дальнейшего повышения заработной платы работников отраслей бюджетной сферы с целью доведения средней заработной платы по отраслям бюджетной сферы до 8000 рублей, в том числе основной категории указанных работников – специалистам до 10000 рублей.
На эти цели израсходовано 5,8 млрд. рублей прироста доходов бюджета, а общий объем расходов бюджета на выплату зарплаты составил более 30 млрд. рублей, это третья часть всех расходов бюджета области.
В 2006 году заработная плата работников бюджетной сферы была вновь повышена более высокими темпами, чем у работников федеральных учреждений. Уже сейчас ее размер в 1,5 раза выше федеральной. В 2006 году это соотношение было доведено до 1,8 раза.
В 2006 году заработная плата работников бюджетной сферы была повышена 3 раза: с 1 января размер 1 разряда Единой тарифной сетки был доведен до 1100 рублей, тогда как у федеральных бюджетников он повысился только с 1 мая. Кроме того, заработная плата для младшего обслуживающего персонала доведена до прожиточного минимума; с 1 мая она повысилась для специалистов и младшего обслуживающего персонала на 10 процентов и с 1 ноября – для этих же категорий в образовании - на 20 процентов и в здравоохранении – на 30 процентов.
Таким образом, задача, поставленная Президентом Российской Федерации, по повышению к 2008 году заработной платы работников бюджетной сферы в реальном выражении в 1,5 раза в Московской области выполнена к концу 2006 года, и ее реальный уровень возрос в 2 раза.
В результате к концу 2006 года средняя заработная плата работников бюджетной сферы составила 8231 рубль, у руководителей – 11905 рублей; специалистов – 10589 рублей, молодых специалистов – 7986 рублей, младшего обслуживающего персонала и технических работников – 4709 рублей.
Список используемой литературы.
1. Антонов А.Н., Морозова Л.С. Основы организации производства: Учебник. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. – 432с.
2. Заметная С.Л. Экономика организаций (предприятий). Учебное пособие.-
М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
3. Куликов Л.М. Экономическая теория: Учебник. – М.: ТК Велби,
Изд-во «Проспект» 2004.
4. Трудовой кодекс РФ. 2003. М.: Изд-во ООО «Корина офсет», 2003.
5. Экономическая теория под ред. Николаевой И.П., М.: ЮНИТИ-ДАНА, 6. Экономика труда: Учебник / Под ред. проф. П.Э. Шлендера и проф. Ю.П.Кокина.: Юристъ, 2002.
7. Экономика и социология труда: Учебник для вузов В.В. Адамчук., О.В. Ромашов., Сорокина М.Е. М.: ЮНИТИ, 1999.
8. Газета «Социальная политика» - Ученые рекомендуют.28 февраля 2003г.
9. Журнал «Социальная политика и социальное партнерство» №4 (2006г). 10.Трудовой Кодекс РФ.(ст.57,59, 145). 11. Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 139–ФЗ "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы".
12. Федеральный закон "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы" от 4 февраля 1999 г. № 22–ФЗ. 13. Сайт Министерства труда, статистические данные. 14. Роскомстат.
15. Федеральный закона от 4 февраля 1999 года 22-ФЗ "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы".
16. Федеральный закон от 25 октября 2001 года 139-ФЗ "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы". 17. РИА «Новости».
18. Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 19.06.2006 г. № 194-МЗ "О порядке осуществления в 2006 году денежных выплат медицинскому персоналу ФАПов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи"
Приложения.
ТАБЛИЦА РАЗРЯДОВ ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНОЙ
СФЕРЫ
|Разряды оплаты труда |Тарифные коэффициенты |
|1 разряд |1,0 |
|2 разряд |1,3 |
|3 разряд |1,69 |
|4 разряд |1,91 |
|5 разряд |2,16 |
|6 разряд |2,44 |
|7 разряд |2,76 |
|8 разряд |3,12 |
|9разряд |3,53 |
|10 разряд |3,99 |
|11 разряд |4,51 |
Таблица 1. Показатели роста заработной платы работников бюджетной сферы в 2005-2008 годах | |||||
2004 год (отчет) | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | |
Среднемесячная заработная плата в бюджетной сфере, руб. | |||||
Превышение темпов роста заработной платы над темпами инфляции | 1,14 | 1,12 | 1,07 | 1,10 | |
Прожиточный минимум трудоспособного населения, руб. в месяц | |||||
Соотношение зарплаты и прожиточного минимума | 1,95 | 2,08 | 2,25 | 2,34 | 2,50 |
И с т о ч н и к: Бюджетная политика 2006-2008 годов. - М.: Министерство финансов Российской Федерации, 2005. - С. 8. |
Таблица 2. Структура бюджетного финансирования отраслей социальной сферы в 2006 году | ||||||
Отрасли социальной сферы | Федеральный бюджет | Бюджеты территорий | Консолидированный бюджет | |||
млрд руб. | в % к 2005 г. | млрд руб. | в % к 2005 г. | млрд руб. | в % к 2005 г. | |
Образование | 206,0 | 133,3 | 678,5 | 106,4 | 884,5 | 111,7 |
Здравоохранение и спорт | 145,6 | 176,4 | 461,6 | 115,7 | 607,2 | 137,2 |
Культура, кинематография, СМИ | 50,4 | 130,8 | 103,9 | 130,6 | 154,4 | 130,8 |
Социальная политика | 209,9 | 122,0 | 397,6 | 109,4 | 607,5 | 113,4 |
# |
Таблица 3. Расходы и динамика расходов в федеральном бюджете в 2005-2006 годах | |||||||
Раздел | 2005 год (закон) | 2006 год (проект) | Темпы роста, % | ||||
млрд руб. | в % к расходам (всего) | в % к ВВП | млрд руб. | в % к расходам (всего) | в % к ВВП | ||
Всего расходов на отрасли социальной сферы | 465,19 | 15,0 | 2,45 | 643,65 | 14,2 | 2,65 | 138,3 |
В том числе: | |||||||
ЖКХ | 8,64 | 0,3 | 0,05 | 31,63 | 0,7 | 0,1 | в 3,01 раза |
образование | 155,34 | 5,1 | 0,8 | 206,03 | 4,8 | 0,8 | 132,6 |
здравоохранение и спорт | 85,67 | 2,8 | 0,5 | 145,84 | 3,4 | 0,6 | 170,0 |
культура, кинематография, СМИ | 39,17 | 1,3 | 0,2 | 50,45 | 1,2 | 0,2 | 139,1 |
На примере Оренбуржской области
Количество обученных по отраслям экономики (2004 год – чел.) на примере Ульяновской области
В целом работа Центров охраны труда способствовала росту числа руководителей и специалистов, охваченных обучением.