Задачи живописи как вида искусства




При всей «наглядности» художественной структуры картины, живопись являет собой условную пространственную модель. Живопись условна, как и все другие виды изобразительного искусства. Реальность живописного произведения — есть имитация, иллюзия трёхмерного пространства на плоскости. Но её визуальные, цветовые характеристики обуславливают исключительное место живописи среди всех изобразительных искусств.

1) Организация цветовой среды, формы и пространства на плоскости, воссоздание на ней эффекта трёхмерности. В то же время, развитие искусства, изобразительных методов и средств выразительности живописи, вывело ее за пределы понимания основной своей задачи — «воспроизведение реальности». Ещё Плотин (Древняя Греция) говорит: «Не копировать природу, а учиться у неё»; и этим принципом руководствуются многие художники на протяжении многих веков. Поэтому задачи живописи подразумевают не только организацию пространства на плоскости, воссоздание на ней эффекта трёхмерной среды. Плоскость, как и цвет, имеет самостоятельную целостность и ценность, вместе они составляют свои условия и средства решения изобразительности форм на плоскости.

2) Живопись является носителем информации сознательно или интуитивно заложенной художником, в образности, имеющей свою собственную декодированность, духовный фильтр мировоззренческой позиции автора. Следовательно, задачей живописи является фиксация и сохранение информативного комплекса – характеристика времени, традиций, ценностей, устремлений эпохи, рассматриваемых сквозь личностную призму восприятия и оценки художником всех социальных и природных явлений, имеющих собственную эстетическую характеристику, осмысленную и принятую художником.

Отсюда смежная задача живописи – 3) вынесение оценки. Живопись это утверждение, высказывание художника о явлении или предмете изображения. При этом художник может не использовать иллюзорные приёмы реалистического искусства. Следуя потребностям своей эпохи и ее понимания красоты, художник возвращается к лучшему в истории культуры, и таким образом приходит к пониманию и реализации новых же ценностей искусства. Такое понимание методов и технических, выразительных задач искусства культивировали в числе других теоретиков и мастеров В. А. Фаворский, Павел Флоренский.

4) Эстетическая целостность еще одна задача живописи как искусства социального, направленного во вне пространство, продукт души одной личности для многочисленного социального интерпретирования. Понятие гармонии, относительно данного продукта – живописи, рассматривается и как потребность и как необходимость. Стремление разума к наблюдению и созерцанию гармонии есть неотъемлемое качество человеческого сознания, сознания творца, способного оценить ценность творения других.

Функции» живописи

Как и другие виды искусства, живопись может выполнять познавательную, эстетическую, религиозную, идеологическую, философскую, социально-воспитательную или документальную функции.

Однако основное и первостепенное выразительное и содержательное значение в живописи имеет цвет, который сам по себе является носителем идеи (в том числе и в силу психологических факторов воздействия и восприятия).

Неслучайно существует и такое понятие как «литературность», когда живопись, по той или иной причине, не обладая достаточными пластическими и цветовыми выразительными качествами, развертывается повествовательной, «литературной» составляющей.

Тем не менее, эволюционируя вместе с человеком и со всем миром, живопись приобретает и новое истолкование, и новое понимание задач. Так, изначально обладая явными признаками самостоятельных пластических характеристик, неслучайно одним из основных параметров, отделяющих живописную технику от графических, является мазок, предоставляющий большой диапазон именно пластических возможностей — в наибольшей степени, конечно, самому распространённому виду — масляной живописи, но и, конечно же, — многим новым её видам и техникам, подразумевающим синтез форм.

Переосмысление функций живописи 20-21 веков, как, впрочем, и всего творчества, прошло через отрицание целесообразности её как таковой ‑ «Только осознав, что это совершенно бессмысленно, можно начать творить» — говорит Р.-М. Рильке; — через осознание того, что «это глубинный иррациональный процесс » внутренних интенций человека — в таком мнении сходятся не только Р.-М. Рильке и правильно воспринятый, хорошо понятый им П. Клее, но и многие художники и философы; причём подготовило новое понимание искусства и его задач само их развитие: невозможно было уместить полноту быстротечной жизни, технических и технологических, наконец — общественных и нравственных преобразований — в повествовательность и размеренность академических штампов живописности, изолирующих искусство от самого развития жизни, сводящих именно к «хорошо понятным и давно известным» функциям сам этот глубинный творческий процесс.

 

2. Выразительные средства живописи. Цвет как основное выразительное средство живописи.

Живописное изображение создается с помощью красок различного свойства, которые образуют обычно непрерывный цветоинформативный, красочный слой изобразительной поверхности. Сама красочная масса с тончайшими переходами цвета, нюансами, контрастами — является эстетической категорией в живописи. Изображение формы и пространства, образов и действий строится в первую очередь цветовыми отношениями – это уникальное свойство живописи как средства выражения.

Путь к пониманию искусства начинается с восприятия его внешней формы. Наши чувства реагируют прежде всего на чисто визуальные элементы ‑ такие, как линия, цвет, свет, композиция, структура и объем. Эти элементы присутствуют в любом произведении искусства, независимо от жанра. Однако их воздействие находится в прямой связи с материалом, который выбирает живописец или скульптор, и техникой: их конкретное сочетание определяет возможности и границы результата усилий художника.

Линия. Линия ‑ одно из основных изобразительных средств, может быть, самое главное в изобразительном искусстве. Линия и контур (то есть ограничивающая форму линия), в той или иной степени присутствуют в большинстве произведений искусства. Линию часто рассматривают как самый примитивный компонент искусства. Первые детские попытки рисовать начинаются именно с линии ‑ хотя, как известно всякому, кто наблюдал усилия ребенка, впервые взявшего в руки карандаш, изобразить даже элементарную фигурку с помощью кружков и палочек не так-то просто.

Традиционно на первый план выступает описательная, информативная роль линии; ее экспрессивный потенциал часто недооценивается. Между тем выразительные возможности линии многообразны.

В наиболее чистом виде линия выступает в искусстве рисунка, в графике. Рисунок как полноправный вид изобразительного искусства утвердился в эпоху Возрождения, когда наладилось промышленное производство бумаги и талант рисовальщиков получил всеобщее признание. В рисунке остается запечатленным ход мысли художника, и благодаря этому он всегда привлекал внимание историков искусства, которые, изучая подготовительные рисунки и наброски, могут документально восстановить процесс рождения картины ‑ от первоначального замысла до окончательного воплощения. Художники обычно рассматривают собственные рисунки как своего рода записные книжки и обращаются с ними соответственно: какие-то наброски сразу уничтожают, другие собирают и хранят, чтобы использовать их как материал для дальнейшей работы. Ярким примером тому может служить этюд Микеланджело «Ливийская сивилла», предназначавшийся для росписи потолка Сикстинской капеллы. В отличие от черновых набросков, где Микеланджело использовал как правило перо и чернила, этот этюд выполнен в более мягкой технике сангины. Выразительные контуры, очерчивающие форму, составляют неотъемлемую часть как живописного, так и графического стиля Микеланджело, и во многом благодаря этому линия со времен гениального художника стала прочно ассоциироваться с интеллектуальной стороной искусства.

Цвет. Из всех визуальных элементов искусства цвет, несомненно, является наиболее выразительным и меньше всего подчиняется каким-либо законам и правилам.

Проблема цвета в живописи, проблема колорита область теоретических обобщений практики создания произведений живописи, но, несомненно: цвет воздействует на чувства зрителя, его роль по преимуществу эмоциональна в отличие от линии, выполняющей, как упоминалось выше, скорее интеллектуальную функцию. Сравнительные достоинства линии и цвета в свое время стали предметом жарких споров между сторонниками Микеланджело и его великого современника венецианского живописца Тициана. Тициан, будучи сам искусным рисовальщиком, прекрасно усвоившим уроки Микеланджело, тем не менее, стоит у истоков колористической традиции в мировой живописи — традиции, которая продолжалась в творчестве Рубенса и Ван-Гога и в XX веке получила воплощение в работах экспрессионистов. Одно из поздних полотен Тициана — «Похищение Европы» дает нам пример звучного, насыщенного колорита, характерного для стиля мастера. К сожалению, подготовительные рисунки для этой грандиозной композиции не сохранились, но есть все основания полагать, что художник не переносил предварительный эскиз на полотно, а с самого начала работал кистью, внося многочисленные правки по мере продвижения вперед. Он блестяще использовал технику лессировок, последовательного наложения на холст тонких, просвечивающих красочных слоев. Эта техника позволила ему добиться эффекта почти воздушной прозрачности в пейзаже, образующем задний план картины и выписанном динамичными, изящными мазками.

сам по себе настолько выразителен, что его воздействие на зрителя не зависит от какой-то определенной системы.

Художник располагает плоскостью для изображения и, возможностью смешивать и наслаивать краски, или другие материалы для выражения своего замысла. Цвет, необходимый для письма в живописи, художник обычно составляет на палитре, а затем краску превращает в цвет на плоскости картины, создавая цветовой порядок — колорит. Важными средствами художественной выразительности в живописи являются кроме цветового колорита технические характеристики красочного слоя (характер мазка), (фактура).

Композиция. Смысл всякого произведения должен быть донесен до зрителя, а потому изобразительное искусство требует определенного порядка в формировании информативной стороны произведения живописи. Иначе говоря, художник должен осуществлять свой контроль над пространством в рамках единой, подчиненной его воле композиции. При этом законы живописного пространства действуют в равной мере и на плоскости, и в глубине картины. Со времен раннего Возрождения зрители привыкли смотреть на любую картину как на окно в иную, иллюзорную реальность. Открытие перспективы, то есть системы практических способов и приемов изображения пространства на плоскости, совершило переворот в живописи. Художники Ренессанса разработали теорию прямой центральной перспективы (так называемой научной, или линейной). Эта система предполагает наличие на горизонте одной неподвижной точки, в которой сходятся все ведущие в глубину диагональные линии. Ее использование позволяло художникам убедительно изображать пейзаж — как природную, так и архитектурную среду, в которой развивалось действие. Знание законов перспективы давало возможность полностью контролировать все аспекты композиции, в том числе размеры и расположение фигур. Многие живописцы выбирали перспективу «на глаз», без точных геометрических расчетов, но это не означает, что они просто переносили на полотно воспринимаемую зрением реальность. Художники часто переносят на полотно не то, что видят, а то, что рисует им их собственное воображение. Но живописное пространство не зависит напрямую от исходного материала художника — реального или умозрительного; оно подчиняется собственным законам развития.

Свет. Свет выявляет форму и позволяет воспринимать цвет предметов и пространства. В изобразительном искусстве мы в основном имеем дело с отраженным светом. Наиболее распространенный метод предполагает передачу отраженного света с помощью градации освещенности, многообразных переходов от света к тени.

Резко обозначенный контраст между светом и тенью, известный как светотень (от итал. chiaroscuro), связан с именем великого живописца итальянского барокко — Караваджо, который особенно ярко использовал этот прием в живописи. Характерный образец стиля Караваджо «Давид с головой Голиафа», где светотень особенно эффектно усиливает драматизм сюжета. Невидимый для зрителя источник света с левой стороны моделирует форму и способствует передаче фактуры, а распределенные световые блики создают удивительный эффект присутствия: возникает та самая волшебная иллюзия, когда нам кажется, что изображенный в натуральную величину Давид стоит перед нами. Живописное пространство, с его неопределенной глубиной, становится как бы продолжением реального пространства, в котором находимся мы сами.

Вопросы для закрепления знаний

1. В чем заключается главная особенность живописи?

2. Цель и задачи живописи. Функции живописи.

3. Назовите выразительные средства живописи, охарактеризуйте их. Приведите пример.

4. Цвет как основное выразительное средство живописи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: