Рекомендации родителям
ПОСЛУШНЫЙ КАРАНДАШ:
ТРЕНИРУЕМ РУКУ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ.
Подготовила:
учитель -логопед МАДОУ г. Нижневартовска
детского сада №66 «Забавушка»
Тумченок Е.А.
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев…».
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности воспитанников к школьному обучению. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение навыком письма является наиболее сложным.
В настоящее время многие дети в школе, на первом этапе обучения, испытывают затруднения с письмом. У дошкольников быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание элементов письма, нередко встречается «зеркальное» письмо. Дети не различают «лево», «право», «лист», «страница», «строка», они не укладывается в общий темп работы. При поступлении ребенка в школу у него должны быть достаточно хорошо развиты такие компоненты письма, и, прежде всего, двигательные и графические навыки, которые являются в акте письма определяющими.
Последовательность развития ручной моторики и графических навыков.
По словам профессора Безруких М.М.:
· До 2-х лет ребенок способен удерживать мелок и карандаш, захватив его в кулак.
· В 2-3 года ребенок осваивает захват карандаша пальцами, ладонью сверху и может копировать вертикальные, округлые, а затем и горизонтальные линии.
· К 3-4 годам у ребенка сформировывается правильный захват карандаша и развивается умение копировать простейшие фигуры
· К 4-5 годам ребенок способен копировать фигуры с соблюдением основных пропорций.
|
· В 5 лет дети хорошо выполняют вертикальные, горизонтальные, наклонные штрихи, ограничивая их длину и соблюдая относительную параллельность.
Что важно при подготовке руки ребенка к письму?
Прежде, чем переходить к занятиям прописью, важно уделить время нескольким полезным упражнениям, которые помогут «поставить» руку для письма и развить мелкую моторику, а вместе с тем и потренировать память и внимание.
Как правильно держать ручку и карандаш:
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Мелкая моторика. Чтобы ребенок в дальнейшем крепко и уверенно держал ручку, уделяйте 10−15 минут в день упражнениям на мелкую моторику: массаж и самомассаж кистей рук, пальчиковые игры, работа с мозаикой, с пазлами, занятия аппликацией, лепкой или рисованием.
Посадка и осанка. Во время занятий, развивающих мелкую моторику, внимательно следите за тем, как сидит малыш: обратите внимание ребенка на то, какой должна быть осанка, расскажите, почему важно за этим следить. В свою очередь, позаботьтесь о том, чтобы высота и размер стола и стула, за которыми будет заниматься малыш, соответствовалиегоросту.
Размер письменных принадлежностей. Очень важный аспект, о котором нетрудно забыть в пылу педагогических страстей, — это размер письменных принадлежностей для ребенка. «Взрослые» ручки тут не годятся — выбирайте специальные ручки и карандаши для дошкольников длиной не больше 15 сантиметров. Размер ручки напрямую влияет на почерк малыша: успехов в каллиграфии можно достичь только в случае, если держать ручку будет удобно и легко.
|
Прежде, чем начать работу в тетради с буквами, необходимо научить ребенка работать с рисунком по точкам, выполняя различные задания. Непосредственно перед переходом к письму или параллельно с упражнениями стоит предложить ребенку заняться штриховкой геометрических фигур — это упражнение развивает аккуратность и умение управлять инструментами письма — ручкой, карандашами, фломастерами.
Затем можно ввести упражнения на рисование наклонных линий или
крючочков, которые помогут сформировать красивый почерк.
Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости:
- Игры с крупой, с семенами арбуза, тыквы;
-«Завяжи узелок на память»: завязывать шнурки, узлы на толстой веревке;
- занятия с конструктором: закручивание гаек, шурупов, винтиков;
- игры с бусинками, пуговицами, мелкими камешками;
- игры с мозаикой, составление картин по образцу и самостоятельное придумывание сюжетов.
- занятия с пластилином, тестом, песком, работа с глиной, разминая пальцами;
- складывание матрешек;занятия с кубиками, вкладышами;
- рисование простым карандашом, цветными карандашами, мелом, акварелью, ручкой;
- раскрашивание картинок в книжках-раскрасках;
|
- рисование в воздухе, на песке, на асфальте мелками;
-работа ножницами, выщипывать предметы из бумаги;
- работа с бумагой: складывание оригами, плетение, аппликация;
- застегивать и расстёгивать пуговицы, крючки, молнии, замочки;
- заводить механические игрушки ключиками;
- запускать пальцами мелкие волчки; катать в ладонях грецкий орех, шишку;
-мять руками поролоновые шарики, губку, ортопедический мяч;
-наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку или на собственный палец (получается колечко или спираль);
- Пальчиковая гимнастика с выполнением действий:
-сжимать и разжимать кулачки при этом можно играть, как будто кулачок-бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул, закрылся и спрятался);
-делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать, в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;
-двумя пальцами руки (указательным и средним) "ходить" по столу сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнения проводятся сначала правой, а потом левой рукой;
-показать отдельно один палец - указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять;
-показать отдельно только палец - большой.
-барабанить всеми пальцами рук по столу;
-махать в воздухе только пальцами;
-кистями рук делать "фонарики";
-хлопать в ладоши громко и тихо в разном темпе,
-собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались все вместе - разбежались).
Делайте массаж пальчиков. Для малышей держать ручку – непривычная
нагрузка. Чтобы детская рука меньше уставала, после занятий рекомендуется делать легкий массаж пальчиков, чтобы расслабить уставшие мышцы.
Устраивайте динамические паузы, позволяя ребенку сменить один вид деятельности на другой: разминайте пальчики, прыгайте или просто танцуйте, пойте вместе веселую песенку. Тогда следующие 15 минут будут гораздо продуктивнее, так как в дошкольном возрасте непросто
концентрироваться дольше 15 минут подряд!
Обязательно отмечайте успехи малыша, подбадривая и хваля его. Педагоги уверяют, что именно первые успехи, похвала и настрой родителей способны пробудить в ребенке интерес к школьным занятиям. С каждым успешно и аккуратно написанным словом рассказывайте малышу, как новые знания и умения пригодятся ему в школе — ведь ему будет легче и интереснее учиться.
Литература
1.Гаврина, С.Е. Развиваем руки- чтоб учиться и писать, и красиво рисовать: методическое пособие/С.Е. Гаврина, Н.Л Кутявина, И.Г. Топоркова. – Ярославль: Академия развития, 2001. 240с.
2. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить.Пальчиковыйигротренинг: пособие /М.М. Кольцова, М.С. Рузина. – СПб.: Детство-пресс 1998. 160с.
3. Логопедия: учебник для студ. дефектолог.фак. пед. вузов/ ред. Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 680с.
4. Филиппова, С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков: учебное пособие/ С.О. Филиппова. – СПб.: Питер,1999. 287с.
5. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь: методическое пособие/В.В. Цвынтарный. – Нижний Новгород, 1995.48с.