Глава 3 «Войны Древнего Рима»




История Древнего Рима традиционно делится на три основных периода: так называемый Царский (754–510 гг. до н. э.), рабовладельческой республики (510–27 гг. до н. э.) и Римской империи (27 г. до н. э. — 476 г. н. э.). В преданиях упоминаются семь правивших в VIII–VI вв. до н. э. царей. После изгнания последнего царя Тарквиния Гордого в Риме была установлена республика. Городу, первоначально имевшему в подчинении незначительную прилегающую территорию, пришлось более 200 лет вести борьбу за свое существование и утверждение на Апеннинском полуострове. Упорными противниками Рима в этот период были этруски, латины, вольски, самниты.

В результате побед в Самнитских войнах 343–290 гг. до н. э. и в войне против Эпирского государства римская экспансия вышла в Средиземное море. Соперничество Рима с Карфагеном (городом-государством в Северной Африке) привело к 1-й Пунической войне (264–241 гг. до н. э.), которая велась из-за обладания Сицилией и господства в западной части Средиземноморья. Проиграв эту войну, Карфаген жаждал вернуть себе утраченные позиции, что привело к новой Пунической войне 218–201 гг. до н. э. Ее главным героем долгое время был карфагенский полководец Ганнибал, нанесший противнику ряд сокрушительных поражений. Самым крупным его успехом была победа при Каннах. Но военные возможности и стратегия Рима взяли верх и в этой войне. Сципиону удалось перенести военные действия на территорию Карфагена и сражением у Замы завершить войну в пользу Рима. В 3-й Пунической войне (149–146 гг. до н. э.) римская армия окончательно разрушила карфагенское государство. Рим распространил свою власть почти на все Средиземноморье.

В истории Римского государства огромную роль играла армия. В ходе своей эволюции она прошла путь от едва обученной милиции (ополчения) до профессионального, постоянного войска, имевшего четкую организацию, офицерский состав, штаб, арсенал оружия, снабжение, военно-инженерные подразделения. Для несения военной службы отбирались мужчины в возрасте от 17 до 45 лет, граждане 45–60 лет во время войны несли гарнизонную службу. Много внимания уделялось обучению войск. Римская армия имела лучшее по тому времени оружие, строгую воинскую дисциплину, богатый боевой опыт. Основным родом войск была пехота, которой помогала кавалерия, игравшая вспомогательную роль, а основной организационной и тактической единицей армии был легион.

 

 


Глава 4 «Культура Древнего Рима»

Литература

Культура Древнего Рима практически всегда испытывала многочисленные влияния различных стран и народов, вследствие активной завоевательной политики, проводимой этим государством. Самым же значительным вкладом в развитие римской культуры, науки и искусства стало покорение и присоединение территории Древней Эллады.

С этого времени римляне с усердием копируют греческие скульптуры, учатся строить храмы, где используется ордерная система, созданная греками, развивают ораторское искусство, зародившееся в среде эллинских философов, осваивают театральные жанры и стихотворные размеры.

Первыми римскими литераторами были рабы-греки из городов Южной Италии. В III веке до н.э. Ливий Андроник перевел на латынь «Одиссею» и сочинил первую латинскую пьесу. После него комедии, исторические драмы и трагедии для театра писали Невий, Плавт и Теренций. Римляне больше всего любили комедии Плавта с их стремительными диалогами, острыми шутками и забавными положениями, в которые попадали герои.

Невий, в пьесах которого было много выпадов против римской знати, первым из римских литераторов пострадал за свои сочинения: его подвергли суду и изгнали из Италии. Энний – современник Плавта – написал историю Рима в стихах, положив начало искусству стихосложения на латыни.

Римская поэзия вступила в пору своего расцвета в I в. до н.э. Первым из плеяды великих стихотворцев был Катулл. Известность у римлян он заслужил язвительными эпиграммами (короткими стихами злободневного содержания) в адрес Цезаря. Однако истинную славу Катуллу принесли лирические стихи, полные глубоких чувств.

В правление Октавиана Августа римская поэзия переживает свой «золотой век». Немалая заслуга в этом принадлежала Меценату – советнику и другу принцепса. Меценат покровительствовал искусствам и оказывал поддержку поэтам, среди которых был Вергилий – автор поэм «Буколики», «Георгики» и «Энеида». «Энеида» стала для римлян тем же, чем были «Илиада» и «Одиссея» для греков.

На смену «золотому» пришел «серебряный век» римской литературы. Сатира в это время становится самым востребованным жанром. Автором знаменитого романа «Сатирикон» считают Петрония, одного из приближенных Нерона. Герои произведения – бродяги, которые во время своих скитаний попадают в различные ситуации, раскрывающие нравы римского общества. От романа дошла лишь небольшая часть, но и она является увлекательным чтением и важным источником по народной латыни, на которой говорили римляне I в.


Религия

Государственную религию Римской империи можно поделить на два периода, языческий и христианский. То есть первоначально римляне позаимствовали языческую религию древней Греции, взяв себе и их мифологию и богов, которых только назвали по-своему. Наряду с этим в Римской империи существовал «культ императоров» согласно которому римским императорам должны были воздаваться «божественные почести».

А так как территория Римской империи имела поистине гигантские размеры, то в ней сосредоточились самые разные культы и религии: от верований кельтов до исповедующих иудаизм евреев. Но все изменилось с появлением новой религии – христианства, у которого с Римской империей сложились весьма непростые отношения.

Римская религия носила печать формализма и трезвой практичности: от богов ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулезно выполняли установленные обряды и приносили нужные жертвы. В отношении к богам действовал принцип «я даю, чтобы ты дал». Римляне обращали большое внимание на внешнюю сторону религии, на мелочное выполнение обрядов, а не на духовное слияние с божеством. Римская религия не возбуждала священного трепета, экстаза, которые овладевают верующим. Вот почему римская религия при внешнем очень строгом соблюдении всех формальностей и обрядов мало затрагивала чувства верующих, порождала неудовлетворенность. С этим связано проникновение иноземных, особенно восточных, культов, часто отличающихся мистическим и оргиастическим характером, некоторой таинственностью. Особенно широко распространялся культ Великой матери богов и культ Диониса - Вакха, зачисленных в официальный римский пантеон. Римский сенат принимал меры против распространения оргиастических восточных культов, считая, что они подрывают официальную римскую религию, с которой связывалась мощь Римского государства и его устойчивость. Так, в 186 г. до н. э. были Запрещены разнузданные вакханалии, связанные с обрядами культа Вакха – Диониса.

 

Христианство в Римской империи

На первых порах римляне считали христиан одной из многочисленных еврейских сект, но когда новая религия стала набирать все большую популярность, а сами христиане появились и в самом Риме, это несколько озаботило римских императоров. Особенно возмущал римлян (в особенности римскую знать) категорический отказ христиан воздавать божественные почести императору, что согласно христианскому учению являлось идолопоклонством.

 

В результате уже упомянутый нами римский император Нерон помимо своей страсти к актерскому искусству приобрел еще одну страсть – к преследованию христиан и кормлению ими голодных львов на арене Колизея. Формальным поводом к преследованию носителей новой веры стал грандиозный пожар в Риме, который будто бы устроили христиане (на самом же деле пожар, скорее всего, был устроен по приказу самого Нерона).


Христиане на арене Коллизея

Впоследствии периоды гонений на христиан сменялись периодами относительного спокойствия, некоторые римские императоры относились к христианам вполне благосклонно. Например, император Александр Север симпатизировал христианам, и некоторые историки даже подозревают, что он был тайным христианином, правда во времена его правления Римская империя еще не была готова стать христианской.

Последнее великое гонение на христиан в римском государстве произошли в эпоху правления императора Диоклетиана, причем что интересно – впервые годы своего правления он относился к христианам вполне терпимо, более того, даже некоторые близкие родственники самого императора приняли христианство и священники уже подумывали об обращение в христианство и самого императора. Но вдруг императора будто подменили, и в христианах он увидел своих злейших врагов. По всей империи христиан предписывалось преследовать, через пытки принуждать к отречению, в случае отказа убивать. Что послужило причиной такой резкой перемены и столь внезапной ненависти императора к христианам, к сожалению, не известно.

Самая темная ночь перед расцветом, так стало и с христианами, самое жесткое гонение императора Диоклетиана стало также и последним, впоследствии на троне воцарился император Константин, не только отменил все гонения на христиан, но и сделал христианство новой государственной религией Римской империи.


Заключение

Древний Рим стал заключительным этапом истории древнего мира в целом, и потому в эволюции его общества и государства нашли яркое проявление как конкретные особенности римской государственности и культуры, так и общие черты многих древних обществ.

Культура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. Она, дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительства и т.д.

Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и возвышению столицы государства - города Рима, который в I-Ш вв. до н.э. насчитывал от 1 до 1,5 млн жителей. Римские города развивались вокруг городского центра, включавшего форум, базилику, термы, амфитеатры, храмы, посвященные местным и римским богам, триумфальные арки, административные здания, конные статуи, школы и дороги.


 

 



Источники информации

 

1. https://travel-in-time.org/puteshestviya-vo-vremeni/rimskaya-imperiya-drevniy-rim-ot-respubliki-do-imperii/

2. https://adne.info/ekonomika-drevnego-rima/

3. https://stroyremkom-ru.turbopages.org/stroyremkom.ru/s/rim/rimskaya-religiya.html

4. https://history.wikireading.ru/194994

5. https://sitekid-ru.turbopages.org/sitekid.ru/s/istoriya/drevnij_rim/literatura_drevnego_rima.html


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: