Понятие, сущность и признаки права.




Понятие ГОСУДАРСТВО

Го-тво – это единая поли-я орга-я общ-ва, которая распространяет свою власть на всю терр-ю страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом упра-я, издает обязательные для всех НА и обладает суверенитетом. Отлич. признаки: 1. Распр. Власть на все об-во и имеют спец.аппарат управл.2. имеют спец.аппарат принуждения. 3.создают правовые акты.4имеет суверенитет. Различают формационный и цивилизационный подходы к типологии государств.

Форма-ый подход.. В соответствии с этим подходом сущность гос-ва определяется уровнем экономики и наличием тех или иных способов производства. Любой тип государства обусловлен экономическим состоянием общества. Выделяли пять экономических формаций: первобытно-общинную, рабовладе-ую, феодальную, буржуазную и социалистическую.

Циви-ный подход. тип гос-ва определяется духовно-нравственными, культурными факторами. Именно на основе цивилизаций складывается определенный тип гос-ва.

Функции государства – это основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных его сущностью и социальным назначением.

В зависимости от сферы деятельности гос-тва функции делят на внутренние и внешние. Внутренние функции гос-ва представляют собой основные направления внутренней деятельности гос-ва, К ним можно отнести: 1) экономическую, 2) социальную, 3) экологическую, 4) охрану правопорядка, 5) культурно-воспита-тельную.Внешние – основные направления деятельности гос-ва, связанные с решением задач, стоящих перед гос-ом на меж-ой арене.относят: 1) оборону страны; 2) поддержание отношений с другими государствами; 3) международную охрану окружающей среды; 4) поддержание мирового порядка.

 

Форма правления.

– это способ орга-и высших органов гос.власти. Монархия –.пост главы гос-тва занимает лицо в порядке престолонаследия, власть М не ограничена никакими сроками, она пожизненна, М не несет полит.или юридической ответ-и. Выделяют абсолютную и ограниченную монархии. абсолютной - полное сосредоточение власти в руках М. Ограни-е монархии делятся на 2 вида: дуалистические; парламентские. В дуалистической монархии существует формально-юридическое разделение госу власти между монархом и парламентом. Испол. власть находится в руках монарха, законно-я – у парламента. Но монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы. В парламентской монархии статус монарха фактически и юридически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законо-я власть полностью принадлежит парламенту, испол-я – правительству, которое несет ответственность перед парламентом. Правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Законодательные акты принимаются парламентом и только формально подписываются монархом. Для ограниченной монархии свойственно ограничение власти монарха выборным органом (парламентом) либо особым правовым актом (например, конституцией). Власть монарха ограничивается как в области законодательной, так и исполнительной власти. Республика – это форма правления, при которой высшие органы гос власти формируются выборным путем.Признаки: ограничение власти гос. служащих конкретным сроком их полномочий; выборность главы гос-ва и других верховных органов; отве-сть главы гос-ва в рамках, определенных законом; существование раздел. властей на законно-ю, испол-ю и судебную.

Выделяют два вида республик – президентскую и парламентскую. В през. Рес-ке главу государства избирают на всеобщих выборах. Он формирует правительство. През.является главой гос-ва и руководит испол. властью. В таких респу-ах действует принцип разделения властей. В парламентских республиках прави-во образ-ся из числа представителей партии, получившей большинство мест в пар-те, и остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парл-а. Прави-о подотчетно парламенту и несет перед ним ответственность за свои действия.

Иногда встречается смешанная форма правления – полупрезидентская ре-ка. характеризуется сочетанием черт как президентской, так и парламентской рес-ки.

 

 

Форма гос. устройства.

- это национальное и административно-территориальное построение государства, которое определяет характер взаимоотношений между его составными частями, центральными и местными органами государственной власти.

Гос. устройство. национально-территориальное или административно- терри-ое устройство гос-ва, а также характер и принципы взаимоотношений между гос-ом в целом и его отдельными частями.

Унитарное гос-во. Это единое целостное гос-ое образование, состоящее из админи.-террит-ых единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками суверенитета не обладают.В унитарном гос-ве действует единая система высших органов власти и управления, конституция, система законодательства, денежная система, налоговая политика, одно гражданство и единые вооруженные силы. Федерация. Ее составные части – субъекты – обладают признаками гос. суверенитета. В федеративном гос-ве существуют общефедеральные органы, решение которых обязательно для субъектов федерации в той мере, в какой это определено законом. Наряду с высшими органами, в федерации существуют высшие гос.органы субъектов федерации (республик, штатов, земель, кантонов и т. д.).Территория союзной федерации состоит из совокупности территорий ее субъектов. Для федерации характерны единые вооруженные силы, единая финансовая и налоговая системы. Однако основную деятельность в сферах внешней и военной политики осуществляют федеральные органы.

Конфедерация. Она представляет собой союз государств, при котором каждое из них полностью сохраняет свою самостоятельность, продолжает иметь свои высшие органы власти, управления и правосудия. Для координации деятельности в определенных сферах субъекты конфедерации создают объединенные органы.Конфедерации чаще всего носят временный характер и являются промежуточными звеньями на пути к образованию федераций, или наоборот, – к распаду.

 

 

Понятие, сущность и признаки права.

Право – это система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством и выступают государственным регулятором общественных отношений. можно выделить следующие отличительные признаки права:

право выступает в реальной жизни не иначе как система установленных компетентными государственными органами юридических норм или правил поведения. Эту систему норм принято называть правом в объективном смысле слова.Право представляет собой строго выверенную и упорядоченную совокупность правил поведения. Как и любая система, право состоит из однопорядковых и связанных между собой элементов – норм или правил поведения.3. Право – это правила поведения, имеющие общеобязательный характер. Правовым предписаниям должны следовать все субъекты права, независимо от того, желают они этого или нет. Общеобязательность правовых норм распространяется и на государственные органы.Обязательность права проявляется и в том, что в необходимых случаях нормы права обеспечиваются принудительной силой государства. Например, к нарушителям правовых норм компетентные государственные органы могут применять меры юридической ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной).4. Право и составляющие его правовые нормы выступают в официально выраженной письменной форме. Такая письменная форма придает правовым нормам необходимую определенность и подтверждает их юридическую силу, т. е. их место и значимость в иерархии нормативно-правовых актах. В жизни государства и общества право выполняет вполне определенную роль. Эта роль проявляется в функциях права.Функции права –это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.В функциях права проявляется и реализуется назначение права, посредством их решаются задачи, стоящие перед государством и правом на определенных этапах общественного развития.В литературе по общей теории права выделяют две группы критериев классификации функций права – внешние и внутренние.По внешнему критерию выделяют так называемые социальные функции права – политическую, экономическую, идеологическую. В данном случае речь идет не о функциях права, а о сферах, в которых право функционирует.По внутреннему критерию выделяют регулятивную и охранительную функции права. Эти функции вытекают из самой природы права, обусловлены способами его воздействия на общественные отношения и проявляются в формах его реализации. Регулятивная функция права имеет первичное значение, ибо с помощью ее происходит нормативное закрепление определенных общественных отношений. Специфика регулятивной функции права связана с наличием норм, которые предоставляют участникам правоотношений права и устанавливают обязанности, которые охраняются государством.Большинство авторов выделяют две разновидности регулятивной функции – регулятивно-статическую и регулятивно-динамическую. Назначение регулятивно-статической функции права заключается в воздействии на общественные отношения путем их закрепления в различных нормативно-правовых актах. Решающая роль в осуществлении этой функции принадлежит институтам прав и свобод граждан, организации и деятельности различных ветвей власти.Назначение регулятивно-динамической функции права проявляется в воздействии на общественные отношения путем их развития в интересах общества, различных социальных групп и отдельных граждан. Способами осуществления регулятивно-динамической функции являются расширение прав и свобод граждан; изменение правового статуса других субъектов права (государственных органов и организаций); преобразование оснований правоотношений; установление мер поощрения субъектов права; усиление мер борьбы с правонарушениями и т. п. Охранительная функция права осуществляется путем закрепления правовых ограничений – обязанностей, запретов, наказаний и имеет вторичный характер. Она направлена на защиту предусмотренных правом политических, экономических, социально-культурных и других правовых отношений, а также на ограничение и вытеснение отношений, чуждых данному общественному строю.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: