В ПОМОЩЬ СТУДЕНТУ при выполнении НИРС
Памятка №1
ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.
ТЕМА – отражает характерные черты проблемы.
ОБЪЕКТ – это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.
ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования.
ЦЕЛЬ формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования.
Памятка №2
Работа с литературными источниками
№ | Этапы работы | Содержание этапов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Общее ознакомление Внимательное чтение по главам и разделам Выборочное чтение Составление плана прочитанного материала Выписки из прочитанного Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками Критическая оценка прочитанного и запись замечаний | Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника Выделение наиболее важного текста Перечитывание наиболее важного текста В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль Полные и точные (цитата + ее библиографическое описание) Отмечается общее и отличительное в решении проблемы Обращается внимание на объективность суждений |
|
Памятка №3
Требования к содержанию научной работы
Структура | Требования к содержанию |
Титульный лист Оглавление Введение (вступление) (рекомендуемый объем до двух страниц) Основная часть (не более 10 страниц) Выводы Список литературы | Содержит: - наименование учебного заведения, где выполнена работа; - фамилию, имя и отчество автора; - тему научной работы; - фамилию, имя и отчество научного руководителя; - город и год. Включает: - наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал. Содержит: - оценку современного состояния решаемой проблемы или задачи; - обоснование необходимости проведения работы. Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме. Автор работы должен делать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы. Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы. Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы. |
Памятка №4
Виды исследовательских работ
Форма | Структура |
Доклад | - в кратких вводных замечаниях – научно-практическая ценность темы; - сущность темы, обоснованные научные предложения; - выводы и предложения. |
Тезисы доклада | - основные положения доклада; - основные выводы и предложения. |
Научная статья | - заголовок; - вводные замечания; - краткие данные о методике исследования; - анализ собственных научных результатов и их обобщение; - выводы и предложения; - ссылки на цитируемую литературу. |
Научный отчет | - краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы; - значимость проведения работы, ее ценность для науки и практики; - детальная характеристика применявшихся методов; - существование новых научных результатов; - заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы; - выводы и предложения. |
Реферат | - вводная часть; - основной текст; - заключительная часть; - список литературы; - указатели. |
Монография | - введение; - подробно и всесторонне исследуется и освещается какая-либо одна из проблем или тема; - выводы по каждому разделу (главе); - заключение. |
Руководитель секции должен помнить, что самостоятельная работа студентов – это работа с литературными научными источниками. С этой целью необходимо, чтобы в работе секции участвовал библиотекарь, который готовит обзоры имеющейся в библиотеке литературы по различным темам научных изысканий студентов.
|
Занятия в секции проводятся один раз в две недели или один раз в месяц. Занятия в секции могут длиться 1 – 2 часа в зависимости от темы занятия. Итоги работы секции и результативность деятельности подводится на итоговой научно-исследовательской конференции. На конференцию каждая секция представляет работы, которые прошли предварительную защиту на итоговом занятии в каждой секции.
Памятка №5