Развитие повествования в книге Бытия




Книга Бытие

Введение

Книга Бытие - это книга начал, это поразительное повествование о происхождении человека и вселенной, о вторжении в мир греха и о его катастрофическом воздействии на человеческую расу, а также о начале осуществления Божьего плана по спасению человечества.

Еврейское название книги "берешит" ("в начале") является также первым словом в этой книге. Русское название "Бытие" соответствует буквальному переводу ее греческого заглавия в Септуагинте, которое, в свою очередь, является переводом еврейского слова "толедот", ключевого слова в этой книге. Слово "толедот" означает "происхождение", и оно как нельзя лучше передает главный смысл первой книги Священного Писания. Это слово часто встречается в книге и оно синонимично слову "бытие", то есть "то, что было".

Автор

Как само Священное Писание, так и предания приписывают авторство Пятикнижия Моисею. И, действительно, кто другой лучше, чем Моисей, "наученный всей мудрости Египетской" (Деян. 7:22), был подготовлен для этого! Его литературные способности дали ему возможность собрать сохранившиеся записи и предания Израиля в один труд. Его общение с Богом в Хориве и на протяжении его жизни было той силой, которая направляла его в этом деле. Книга Бытия заложила, в свою очередь, богословскую и историческую основы, как для совершения Исхода, так и для заключения завета на Синае.

Передача событий в хронологическом порядке не была целью ее автора, и сама эта книга не писалась как история ради истории, как не предназначалась она и отразить полную "биографию" народа. Она является богословской интерпретацией записей, отобранных из тех, что на протяжении длительного времени составлялись праотцами израильского народа.

Следуя историческому принципу, книга Бытия объясняет причины, вызвавшие те или иные события, но в ней причины эти как человеческого, так и божественного происхождения. Потому что эта книга часть божественного откровения, Слово Божие, а не просто изложение человеческой истории. Центром библейской истории был Божий завет. Бог положил ему начало, избрав через Аврама Израиль.

Первоначальные записи и родословия могли быть принесены предками из Месопотамии. К ним могли быть добавлены семейные хроники патриархов. Все эти предания, как устные, так и письменные, могли сохраняться Иосифом в Египте, пополнившим их собственными записями. Моисей мог впоследствии объединить все это в том виде, в каком оно существует сегодня.

Книга Бытия - это первая книга Торы (Пятикнижия), первая из пяти книг Закона. Ее можно определить как "литературную часть Торы". Она не содержит собственно законов и постановлений, но закладывает для них основание. В ней дано богословское толкование исторических преданий, в которых отражено формирование утвержденного на Синае завета с Израилем. Читая книгу Бытия, можно видеть, как Моисей готовил читателей к принятию откровения Закона. Именно это придает книге нравоучительный характер.

В книге Бытие исторически обосновано заключение Богом завета с Его народом. Это можно проследить по всему Пятикнижию. Вот как выражено это в работе, посвященной анализу этой книги Моисеем Сигалем:

"Главной темой Пятикнижия является избрание Израиля из среды других народов и посвящение его на служение Богу и Его законам на Богом указанной земле. Центральным событием, определяющим развитие этой темы, явился завет Бога с Авраамом и Божье обетование создать из потомков Авраама Божий народ и дать ему в вечное владение землю Ханаанскую"

В развитие этой темы книга Бытия делается прологом к той драме, которая разыгрывается в книге Исхода. Из Бытия следует, почему к Израилю обращен был призыв выйти из Египта и отправиться в Обетованную землю: он прозвучал во исполнение завета с Авраамом, Исааком и Иаковом, родоначальниками колен Израилевых.

Книга Бытия закладывает основы теократии, показывая, что народ Божий постепенно отделился от других народов, потому что вся его история совершалась в соответствии с четким и последовательным планом Божьего управления миром, в зависимости от которого находились любые обстоятельства как народа в целом, так и отдельных его представителей.

События в прологе книги Бытия (главы 1-11) четко развиваются в двух противоположных направлениях: а) строго упорядоченный акт Божьего творения, достигающий своей кульминации в благословении Богом человека, и б) тотально разрушительное действие греха отмеченное двумя величайшими проклятиями потопом и вавилонским рассеянием народов. События, развивающиеся в первом направлении свидетельствуют об изначальном совершенстве Божьего плана, вопреки тем выводам, которые читатель может делать "из собственного опыта" События же "второго направления" выявляют огромную нужду падшего человечества во вмешательстве в его дела Бога.

Нравственный распад человечества возрастал с развитием цивилизации. И после того, как распад достиг той стадии, когда ничего уже нельзя было исправить, род людской пришлось уничтожить посредством потопа. Но и после того, как человечеству было положено новое начало, пороки и дерзость людей опять повлекли за собой крайне тяжелые последствия для всего человечества.

Впоследствии все эти события вошли в книгу Бытия, которая воссоздала из них богословскую картину бунта человека против его Творца и ужасных последствий этого бунта. Повествования об этом, "вплетенные" в пролог книги Бытия, предшествуют по времени Аврааму и готовят читателя к его появлению. Взбунтовавшийся человек был предоставлен самому себе в поисках выхода из своего мучительного положения. Вся первобытная история отмечена периодическими наказаниями человечества, которые сменялись, однако, проявлениями милостивой заботы о нем Творца.

Это готовит читателя к предстоящему избранию и к следующему за ним благословению людей через Авраама (Быт. 12-50). Повторим, что необходимость избрания народа, который послужил бы к благословению всего рода людского, была вызвана усугублявшимся нравственным разложением человечества, рассеянного по земле.

Это было достигнуто "сосредоточением внимания" на одном человеке и его потомстве. Спасающее Божие благоволение простерлось над всеми народами, действуя через того, кто был "освобожден" от собственных племенных связей - ради того, чтобы сделаться родоначальником нового народа, наследника обетований, предназначенных не только Израилю.

Книга Бытия вращается вокруг тем благословения и проклятия. Обещанное благословение даст патриархам потомство, а потомству - землю; проклятие приведет к отчуждению потомства и к лишению его наследия. Позже пророки и историки "вывели" действие благословения и проклятия за первоначально "узкие" рамки и в свете их стали толковать события будущего. Нет ничего удивительного в том, что эти темы, звучащие на протяжении всего Священного Писания, были почерпнуты из "книги начал" Ведь благословения и проклятия сопутствуют человеку от самого начала его существования.

В Ветхом Завете глагол "проклясть" означает, наложить запрет или поставить преграду, лишить способности к движению. В полном объеме подобная власть принадлежит только Богу или тому, кто от Него получил особую на то силу. В принципе прибегнуть к проклятию может каждый, но наибольшее действие оно имеет тогда, когда навлекается сверхъестественной силой. Проклятие подразумевает отделение от благословенного места или от людей, благословенных Богом. В прологе в книге Бытия (главы 1-11) мы видим, как оно действует от момента грехопадения первой человеческой пары до произнесения его Ноем в адрес Ханаана.

С другой стороны, глагол "благословлять", столь характерный для Библии, означает (главным образом) "обогащать". Источником благословения тоже является Бог, даже когда оно произносится человеком. В книге Бытия обетование благословения в первую очередь относится к будущим поколениям в Ханаане и непременно подразумевает их процветание.

Благословляя людей, Бог выражал им Свое одобрение, так что в конечном счете благословение - это явление духовного порядка. Контраст между ним и проклятием отражает контраст между послушанием человека по вере и его непослушанием по неверию.

Построение книги Бытия начинается со вступления (пролога), и затем следуют одиннадцать частей, снабженных "заголовками". Словом, определяющим такое построение, является еврейское "толедот", переводимое на русский язык как "происхождение", "житие" или "родословие"; ему предшествует "вот" (к примеру, "Вот родословие."). Эта-та фраза и рассматривается обычно как "заголовок" части или раздела:

1. Творение (вступительная часть; 1:1 - 2:3)

2. "Толедот" (происхождение) неба и земли (2:4 - 4:26)

3. "Толедот" Адама (родословие; 5:1 - 6:8)

4. "Толедот" Ноя (житие; 6:9 - 9:29)

5. "Толедот" Сима, Хама и Иафета (родословие; 10:1 - 11:9)

6. "Толедот" (родословие) Сима (11:10-26)

7. "Толедот" (родословие) Фарры (1:27 - 25:11)

8. "Толедот" (родословие) Измаила (25:12-18)

9. "Толедот" (родословие) Исаака (25:19 - 35:29)

10. "Толедот" (родословие) Исава (36:1-8)

11. "Толедот" (родословие) Исава, отца идумеев (36:9 - 37:1)

12. "Толедот" (житие) Иакова (37:2 - 50:26)

Остановимся на Быт. 2:4; здесь "толедот" ("вот происхождение") вводит происхождение материальной вселенной как некий исторический результат. А из 2:4 - 4:26 мы узнаем, что "получилось" из этого. Следует описание грехопадения, убийства Авеля и эволюция греха по мере развития цивилизации. Повествование ведется от завершения творения (о чем повторено в главе 2, до растления всего сотворенного через грех, как бы говоря: "Вот что постигло его"

По-видимому, не следует таким образом "ограничивать" термин толедот значением только родословия, потому что в контексте сплошь и рядом раскрываются и другие его значения. Так "толедот" Фарры вообще не является рассказом о нем, но главным образом о тех, кто произошли от Фарры, а именно об Аврааме и его потомстве.

В центре толедота Исаака стоит Иаков, и, кроме того, он в немалой мере относится к Исаву. Толедот Иакова прослеживает историю семьи от него до Иосифа включительно. Имя, которое следует сразу после толедота, обычно кладет начало повествованию и не является именем главного персонажа. Так что в данном Комментарии фразы, соответствующие толедоту, понимаются в значении "Вот происшедшее от".

В пределах каждого толедота, словно в капле воды, отражается та "эволюция вещей", которая протекает в самой книге Бытия, с ведущей ролью благословения и проклятия. Каждый из приводимых первыми толедотов развивается в сторону ухудшения, пока не постигает его проклятие, и так вплоть до 12:1-2, где впервые звучит обетование благословения.

Отсюда начинается постоянное стремление к обетованному месту, и все-таки в последующих повествованиях продолжает наблюдаться "развитие в сторону ухудшения", потому что ни Исаак, ни Иаков не достигли того же высокого духовного уровня, какой имел их отец и дед Авраам. Так что к концу книги Бытия потомки Авраама оказываются не в обетованной земле, а в месте рабства, в Египте. Некто образно сказал об этом так: "Человек проложил далекий путь - от Едема до могилы, а избранная семья, уйдя далеко в сторону от Ханаана, оказалась в Египте".

Развитие повествования в книге Бытия

1. Творение. Первая часть (1:1 - 2:3) не "озаглавлена" толедотом, и это логично, потому что во вступительной части нет необходимости прослеживать то, к чему привел акт творения. Заглавным является здесь первый стих первой главы, в котором передано все ее содержание. Значение этого раздела (части) в том, что описываемая в ней работа проходит под знаком Божьего одобрения и благословения. Сотворение животного мира (стихи 22-25), сотворение человека (стих 27) и наступление седьмого дня (2:3) - все это получает свое особое благословение. И "трилогия" эта важна как довод: человек, сотворенный по образу Божьему для радости и владычества над земным творением имел благословенное начало.

2. Толедот (происхождение) неба и земли. В разделе 2:4 - 4:26 книга Бытия сообщает о том, что произошло со вселенной. Эта часть начинается сотворением Адама и Евы, прослеживает их грехопадение, проклятие Богом греха и распространение греховности на их потомков. Уделом человека, изгнанного из Божьего покоя, становятся бегство и страх; человек прокладывает в мире свой собственный путь, борется за выживание и существует в условиях развивающейся цивилизации.

Словно бы в противовес троекратному благословению (животного мира, человека, субботнего покоя) звучит троекратное проклятие (сатаны - 3:14; земли по вине человека - 3:17; и Каина - 4:11). Но и в этой искаженной грехом жизни содержится "знак благодати" (4:15), и светит луч надежды: люди "начали призывать имя Господа" (4:26).

3. "Толедот" Адама. Здесь тоже, в этой центральной родословной по линии, ведущей от Адама до Ноя, наблюдается "развитие в сторону ухудшения" (5:1 - 6:8). Раздел начинается с возвращения к истории творения и завершается выражением Богом сильного недовольства человеком и разочарования в том, что создал его.

В 5:1-2 напоминается о благословении творения; в 5:29 записано о рождении Ноя как о знаке благоволения в утешение при действии проклятия. Первоначальное благословение рода людского омрачено упоминанием о смерти всех потомков первых людей. Единственным, кто был избавлен от проклятия смерти, был Енох, подавший надежду на то, что оно (проклятие) не продлится вечно.

4. "Толедот" Ноя. В разделе 6:9 - 9:29 содержится и осуждение (проклятие) и благословение, которое выражается в том, что Бог обещает не осуждать более землю столь сурово (8:21). Тем не менее, история Ноя начинается с того, что он обретает у Бога благоволение (благословение), а заканчивается произнесением им проклятия в адрес Ханаана.

И все же в этом разделе кладется новое начало, во многих отношениях похожее на то, которое мы видели в первой главе книги Бытия; после уничтожения мятежного мира следует милостивое избавление - человеку предоставляется возможность войти в мир обновленный. С вышедшим на сушу Ноем Бог заключает завет и благословляет его и его сыновей (все это перекликается с историей Адама). Роду человеческому снова кладется начало, и с этого момента тема благословения - в противопоставление теме проклятия - выступает все более явно. Благословение получено Симом.

5. Толедот сыновей Ноя. По мере роста населения и распространения его по земле, согласно с предсказанным Ною, книга меняет свое направление обращаясь к народам. Автор последовательно развивает мысль о том, что человек склонен к разрушению и хаосу. Раздел начинается с описания многочисленного потомства Сима, Хама и Иафета, а заканчивается объяснением происхождения народов в результате вавилонского рассеяния (10:1 - 11:9).

Это было озарением гения - поместить историю столь решающего значения в конце, особенно в свете того, что хронологически она тому, что совершается в конце, предшествовала. Это побуждает читателя искать ответ на вопрос, почему же человек "постоянно скользит вниз" И психологически подготавливает его к осуществлению обетованного благословения в будующем.

6. "Толедот" Сима. После предсказания о распространении человеческой расы в масштабах мира (в предыдущем разделе) данным разделом (11:10-26) в книге образуется еще один переход - от Сима до Аврама. В этом "списке" прослеживается линия от Ноя до Аврама, удостоенная Богом благословений (процветания и многочисленного потомства). (Тогда как 5-я глава ведет линию от Адама до Ноя и потопа.) Бог не оставлял людей под проклятием.

Впереди было избрание Им мужа, от которого Он произведет народ и через него распространит благословение на всю землю. Всякий, знающий судьбу Авраама, не может не обратить внимание на важность этого толедота (11:10-26), "перебрасывающего мост" от раздела, где повествуется о рассеянии, к тому, в котором будет обещано благословение.

7 "Толедот" Фарры. Между тем как главы 1-11 в общих чертах отражают картину человеческого бунтарства, главы 12-50, подробно повествуют о том, как Бог вводит человека в сферу благословения. В этом разделе (11:27 - 25:11) рассказывается о том, что произошло с "линией" Фарры, который в "списке" (11:10-24) стоит последним. Мы узнаем о жизни его сына, и этот рассказ становится ключевым как для книги Бытия, так и для ветхозаветного плана благословения. Аврааму, благословенному более всех других, Бог обещает народ, страну и имя. В повествовании прослеживается духовное возрастание Авраама в послушании веры.

8. "Толедот" Измаила. В этом разделе (25:12-18) объясняется, что произошло с Измаилом, который (как и его потомки) не принадлежали к тем, кого избрал Бог. Автор повествует об Измаиле, прежде чем вернуться к избранной линии.

9. Толедот Исаака. Рассказывая о "сыне обетования" - Исааке, этот раздел говорит и об Иакове, его сыне, о борьбе, возникшей в его семье, и о возникновении народа Израиля (23:19 - 35:29). Обетования, записанные в 12:2, начинают осуществляться. Благословение, полученное Авраамом, переносится теперь на Иакова (глава 27). Иаков тоже возрастал в вере, однако, его вера не была такой же, как у его деда; и все же от "духовно хромавшего" Иакова "родился" Израиль.

10. Толедот Исава. И снова в книге Бытия нить рассказа начинается от Исаака, но прежде чем перейти к толедоту сына-наследника, автор останавливается (36:1-8) на судьбе Исава - того брата, у которого Иаков украл первородство и благословение. Народ, который произойдет от Иакова, часто будет вступать во враждебные столкновения с Едомом, родственным ему народом, который произойдет от Исава. Тут говорится о трех женах и пяти сыновьях Исава.

11. Толедот Исава, отца Едома (идумеян). Еще одно повествование о потомстве Исава добавляется по той причине, что вождям идумеян, амаликитян и хорреев предстояло сыграть в ветхозаветное время важную роль (36:9 - 37:1).

12. Толедот Иакова. Что стало с семьей Иакова? Его сыновья сделались родоначальниками колен Израилевых (37:2 - 50:26). Здесь повествуется о жизни Иосифа и о переселении семьи Иакова в Египет. В сущности, это повествование о том, почему Божий народ переселился в Египет, и каким образом должны были осуществиться на нем обещанные благословения. В Ханаане семья Иакова едва не слилась с местным населением - хананеями.

С целью сохранить благословенную Им линию Бог чудесным образом воспользовался злой волей братьев Иосифа, чтобы привести его в Египет и там наделить властью. Когда обетованная земля была наказана голодом, благословение пришло вновь, благодаря высокому положению, которое занимал Иосиф, и его мудрости. Заканчивается книга предвосхищением следующего благословенного посещения Господом избранного Им народа (50:24-25).

Заключение. Поскольку книга Бытия лежит в основе всего Пятикнижия, книга Исхода возвращается к тому, что Бог "вспомнил" о завете Своем с Авраамом: "И услышал Бог стенание их, и вспомнил завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом. И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог" (Исх. 2:24-25). Фактически заключительные события и завершающие слова Бытия предвосхищают то, о чем пойдет речь в Исходе. "Бог посетит вас и выведет из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову" (Быт. 50:24). Эти слова повторил Моисей, когда выносил останки Иосифа из Египта: "И взял Моисей с собою кости Иосифа, ибо Иосиф клятвою заклял сынов Израилевых, сказав: посетит вас Бог, и вы с собою вынесите кости мои отсюда" (Исх. 13:19).

Таким образом, книга Бытия подводит богословскую и историческую основу под существование Израиля как избранного народа. Израиль может проследить свое "родословие" до Авраама, которого Бог избрал из народов, рассеянных Им после их попытки построить Вавилонскую башню, и которому Он обещал по завету процветание и землю.

Осознав, что Израиль на самом деле стал великим народом, обещанным в благословении Аврааму Богом, они должны были осознать и то, что будущего у них нет ни в Египте, ни в Содоме, ни в Вавилоне, и что оно - только в Ханаане, земле, которую с клятвою обещал дать Аврааму Бог.

Всем своим содержанием книга Бытия должна была убеждать израильтян в том, что Бог обещал им благословенное будущее, и что Он в состоянии исполнить Свое обещание. Вновь и вновь привлекается внимание к сверхъестественным действиям Бога в жизни их предков, чтобы привести Израиль к вере в то, что "Бог, начавший в них доброе дело, будет совершать его до конца" (Фил. 1:6). Если бы народ осознал, что обязан своим существованием избранию и благословениям свыше, то отвечал бы Богу послушанием.

Темой Исхода является избавление семени Авраамова из рабства и вручение ему завета. Левит - это как бы руководство и справочник предписаний (постановлений), при условии исполнения которых святой Бог будет пребывать среди Его народа. Числа содержат записи о военной классификации и о переписи колен в пустыне; из этой Книги видно, как Бог ограждал от внутренних и внешних угроз тех, которые получили обетования Его благословений. Второзаконие - это обновление завета с новым поколением Израиля.

Разворачивая перед читателем эту грандиозную Божью программу, книга Бытия дает представление о характере Бога как верховного Владыки вселенной, Который в состоянии "сдвинуть с их места" небо и землю, если это потребуется для исполнения Его воли. Он желает благословить человечество, но не станет вечно мириться с непослушанием и неверием. Из откровения книги Бытия читатель постигает, что "без веры Богу угодить невозможно" (Евр. 11:6).

План книги:

I. События первобытного времени (1:1 - 11:26)

А. Творение (1:1 - 2:3)

Б. Порядок событий, начиная от сотворения неба в земли (2:4 - 4:26)

1. Сотворение мужчины и женщины (2:4-25)

2. Искушение и грехопадение (глава 3)

3. Грех "заявляет о себе" в убийстве Авеля Каином (4:1-16)

4. Распространение безбожной цивилизации (4:17-26) В. Родословие Адама (5:1 - 6:8)

1. Родословие от Адама до Ноя (глава 5)

2. Развращение рода человеческого (6:1-8)

Г. О житии Ноя и о его сыновьях (6:9 - 9:29)

1. Наказание потопом (6:9 - 8:22)

2. Завет с Ноем (9:1-17)

3. Проклятие Ханаана (9:18-29)

Д. Родословие сыновей Ноя (10:1 - 11:9)

1. "Таблица народов" (глава 10)

2. Рассеяние из Вавилона (11:1-9)

Е. Родословие Сима (11:10-26)

П. Повествования о патриархах - жития праотцев (11:27 - 50:26)

А. Потомство Фарры (11:27 - 25:11)

1. Заключение завета с Аврамом (11:27 - 15:21)

2. Аврам, чья вера окрепла в испытаниях, получает обетование о семени (16:1 - 22:19)

3. По верности Авраама наследником обетовании становится Исаак (22:20 - 25:11)

Б. Родословие (потомство) Измаила (25:12-18)

В. Родословие (потомство) Исаака (25:19 - 35:29)

1. Обетованное благословение наследуется Иаковом, вместо Исава (25:19 - 28:22)

2. Благословение Иакова на путях его (главы 29-32)

3. Возвращение Иакова в начало моральной деградации в земле его (главы 33-35)

Г. Родословие Исава (36:1-8) Д. Родословие Исава, отца идумеев (36:9 - 37:1)

Е. Родословие (житие) Иакова (37:2 - 50:26)

1. Иосифа продают в Египет (37:2-36)

2. Развращение семьи Иуды и подтверждение Божьего избрания (глава 38)

3. Иосиф я Египте; его восхождение к власти (главы 39-41)

4. Переселение Иакова в Египет (42:1 - 47:27)

5. Обетованное благословение не иссякает (47:28 - 50:26)

 

Глава 1

I. События первобытного времени (1:1 - 11:26)

А. Творение (1:1 - 2:3)

Описание творения служит началом книги Бытия, и это логично, потому что это описание объясняет начало вселенной. Соответствующие стихи всегда привлекали (как и следовало ожидать) внимание науки. Но прежде всего они представляют собой богословский трактат, полагающий основание всему Пятикнижию.

Создавая этот труд для Израиля, Моисей стремился изобразить Бога как Основателя и Творца жизни во всей ее полноте; он стремился показать, что Бог, сотворивший Израиля, - Тот же самый Бог, Который сотворил мир и все, что в нем, и что теократическая форма правления зиждется таким образом на высшей и всеобъемлющей власти Бога-Творца. Израилю следовало познать, какой Бог образовал его как народ, познать, что он сам, его закон, обычаи и верования уходят корнями в то, что представляет собой этот Бог.

Невозможно преувеличить значение того, что из этого вытекает. Это, во-первых, значит, что все существующее находится под Божиим контролем. Ибо творение не может не быть в подчинении у Творца. Силы ли природы, предметы или твари, в том числе враждебные Богу, которые стали божествами язычников, не могут, следовательно, представлять серьезной угрозы для служителей живого Бога.

Во-вторых, в описании акта творения нам открывается основание Моисеева закона. Если Бог действительно был до всего и создал все, то как же неразумно поклоняться другим "богам", вместо Него! Они и не боги вовсе перед лицом Его. И если Бог на самом деле сотворил человека по образу Своему, чтобы тот имел представление о Нем, то сколь неразумно пытаться изображать Бога! Если Бог действительно отделил один день для Себя как день покоя от работы, то не должен ли человек последовать Ему в этом? Итак, заповеди находят здесь разумное объяснение.

В-третьих, из этих стихов следует, что Бог-Творец есть и Бог-Избавитель. Ибо в них повествуется о том, как Он вывел вселенную из состояния хаоса, повелел из тьмы воссиять свету и отделил одно от другого, как обратил проклятие в благословение и дал событиям развиваться в направлении от зла и тьмы к святости. В этом усматривается параллель тому, что совершал Господь при исходе евреев из Египта, когда Он избавлял Израиля, нанося поражение силам египтян, олицетворявшим в этом контексте хаос.

Недаром в событиях исхода, которые действительно имели место в истории, пророки и апостолы видели пример, приведенный для сравнения и в доказательство искупительной деятельности Бога. В конечном счете Он, Который вызвал свет из тьмы, повелел Своему свету воссиять в сердцах верующих (2-Кор. 4:6) - с тем, чтобы они сделались новой тварью (2-Кор. 5:17).

Быт. 1:1-2. По традиции эти стихи понимаются как относящиеся к фактическому творению материи, творению из "ничего", т. е. тому, что происходило в "день первый". Но пристальное внимание привлекают в этой связи словарные и грамматические особенности первых двух стихов. В них вводятся основные положения, получающие развитие в дальнейшем описании творения. Что вселенная явилась результатом созидательной Божией работы, предельно четко выражено в словах: …сотворил Бог небо и землю.

Слово бара ("сотворил") может подразумевать творение из "ничего", но этим его значение не ограничивается (сравните с 2:7, бара переведено как "создал"). Оно скорее подчеркивает, что созданное было новым и совершенным. (Это слово - бара - всегда употребляется в Библии только по отношению к Богу как к творящему Субъекту.)

Поскольку в 1:2 описывается хаос: земля же была безвидна (согласно другим переводам - "бесформенна") и пуста, и тьма над бездною… - представляется, что речь в этом стихе идет о состоянии мира в то время, когда Бог приступил к обновлению его (стих 3) - потому что хаос, пустота и тьма не могли быть результатом творческого действия (бара) Бога; на страницах Библии они скорее являют собой симптомы греха, навлекающего на мир осуждение.

Затем: Божие творение в сущности "берет начало" - по Его повелению - в стихе 3, и то, о чем читаем в стихе 2, приводится в процессе творения в порядок и гармонию - с того момента, как стал свет, который рассеял тьму. Выражение "безвидна и пуста" (тоху вабоху), по-видимому, предваряет состояние земли, какое рисуется далее в первой главе, где бесформенной и пустой планете Бог придает форму и наделяет ее "полнотой всего во всем".

Некоторые усматривают здесь некую среднюю стадию, то есть незавершенное творение (стих 2), которое будет завершено (т. е. приведено в то состояние, которое имеем на сегодня) позже (стихи 3-25), но ни синтаксис ни лексика стихов 1-2 не согласуются с такой точкой зрения.

Другие видят между первыми двумя стихами "брешь" во времени, полагая, что в этом промежутке совершилось падение сатаны и вхождение в мир греха. повлекшего за собой хаос. Но более соответствующим истине представляется толкование, которое предлагает в своем Комментарии на Ветхий Завет Меррил Ф. Унгер; по его мнению, в стихе 1 речь идет о некоем относительном, а не абсолютном начале, и в главе 1 объясняется сотворение вселенной такой, какой знает ее человек, а не начало всего вообще, стихи же 1 и 2 образуют введение к этому описанию. Именно "относительному началу" предшествовало падение сатаны и вторжение греха в первоначальное творение, полагает М. Ф. Унгер.

Господь Бог Вседержитель сотворил все существующее Духом (стих 26). Дух Божий носился во тьме хаоса, готовясь привести в действие творящее Слово Бога.

Быт. 1:3-5. Здесь вводится порядок (или схема) каждого из дней творения:

а) действие творящего Слова,

б) сообщение о результате,

в) оценка его Богом как "хорошего",

г) наименование Богом сменяющего друг друга времени суток, и

д) нумерация каждого из дней. На слово "день" (йом) имеется несколько толкований.

1) Дни творения подразумевают неопределенно долгие геологические эры, предшествовавшие появлению на земле человека.

2) Дни - это суточные (24 часа) периоды времени, в которые Бог являл Свои действия по сотворению мира (т. е. придавал им видимый характер).

3) Дни - это буквальные сутки (24 часа), в которые протекала творческая деятельность Бога. В пользу последнего толкования говорит тот факт, что термин йом с сопровождающим его порядковым числительным (первый, второй, третий и т. д.) всегда подразумевает на страницах Священного Писания сутки, состоящие из 24 часов. В его же пользу свидетельствует (в обычном ее понимании) четвертая заповедь (Исх. 20:11).

Первое творящее слово Бога произвело свет. Красота и величие этого творения словом представляют разительный контраст с причудливым повествованием язычников о сотворении мира. Могущество Божьего слова являет себя именно в красоте и величии. И это слово было обращено к Израилю, чтобы побудить его довериться Богу и слушаться Его.

Свет, о котором сказано здесь, был естественным, физическим. Его сотворение принесло мгновенную победу, потому что свет рассеял тьму. Противопоставление света и тьмы (дня и ночи) имеет в Библии и глубоко символическое значение - как противопоставление добра и зла. Здесь начал Бог дело Свое, которое завершится в грядущем Веке, когда тьмы (ночи) уже не будет (Откр. 22:5). Израиль узнает, что Бог есть Свет, что Он есть Истина и Путь. Этот Свет светил ему во тьме Египта (Исх. 10:21-24), и при избавлении своем из рабства Израиль шел за Ним (Исх. 13:21).

Быт. 1:6-8. В день второй Бог отделил атмосферные воды (воду; точнее, по-видимому, водяные пары) от тех, которые покрывали землю. Он отделил их друг от друга выгнутым пространством неба; в Библии оно названо твердью (в подлиннике - "покрышка"). Речь идет об атмосферной оболочке земли; представляется, что в те необозримо давние времена плотная влажность "обволакивала" землю.

Быт. 1:9-13. Суша, с ее растительным покровом, была сотворена в день третий. Растительная жизнь является частью упорядоченной вселенной, и начало ей положил Бог - однажды и навсегда (а не по принципу "циклического" умирания и возобновления жизни, как этот описывается в языческих мифах). И Он же положил пределы суше и морям (сравните с Иов. 38:8-11), так что тщетно веровали язычники в "божества бездны" как в силы, с которыми следует считаться.

Быт. 1:14-19. В день четвертый появляются солнце (для управления днем; стих 16), а также луна и звезды - для управления ночью. Светила эти либо были сотворены уже имеющими определенный возраст либо были созданы ранее, и только теперь стали видимы с земли. (Следует заметить, что космогоническая картина планет, "поставленных" Богом на "тверди небесной", дается в соответствии с миропониманием первобытного человека и с его непосредственным, чувственным, восприятием, и не должна поэтому сопоставляться с научным, астрономическим, видением мироздания. Ибо цель Библии - не в изложении научных положений, а в приобщении человека к тайнам духовного бытия. - от ред.)

Эти небесные тела должны были служить для отделения дня от ночи и как подающие знамения (здесь в значении "регулирующие смену времен года"; имеются в виду фазы луны, восход и заход различных звезд - все эти признаки или "знамения" служили руководством в хозяйственной жизни, для путешественников и моряков).

Быт. 1:20-23. Пресмыкающихся (по другим переводам - "движущихся") тварей морских и птиц небесных Бог сотворил в день пятый. В стихе 21 второй раз в этой главе повторяется "бара" - "сотворил". Крупные морские "чудища", ставшие предметом языческого поклонения в древнем мире, были таким образом ничем иным, как творением могучего Бога. И самая способность их плодиться и размножаться явилась результатом Его благословения (стих 22).

Быт. 1:24-31. День шестой, когда Бог сотворил не только диких зверей земных, часть которых будет впоследствии приручена людьми и станет "домашними" (скотом) и наземных пресмыкающихся (гадов), но и человека, стал кульминационным днем творения. Упоминаемый последним при перечислении всего созданного Богом, человек, тем не менее, был именно сотворен, а не сформировался в процессе эволюции.

Он был сотворен по образу Божию (стих 27; буквально - "в существе своем по образу Божию"); заметим, что к образу этому был приобщен лишь человек. Но самое слово "образ" (селем) употреблено тут в переносном смысле, потому что Богу человеческое обличье не присуще. Быть созданным по образу Божию означает, что люди разделяют - хотя и не в совершенстве и ограниченно - Божию природу, то есть обладают рядом Его атрибутов, которые и обусловливают их способность к духовному общению с Творцом; вот они, эти атрибуты: человек - это личность; ему дана жизнь; ему присущи стремление к истине, мудрость, любовь, святость, жажда справедливости.

Сотворение Богом человека по образу Своему было целенаправленным: людям предстояло владычествовать (стихи 26,28), т. е. управлять; другими словами, быть "представителями" на земле суверенного небесного Владыки. (В свое время фараоны - идолопоклонники практиковали нечто "подобное": они приказывали отливать изображавшие их статуи, как бы "представлявшие" их владычество над землей Египта.) Однако по причине вторжения в мир греха не все покорилось человеческой власти (Евр. 2:8). Полное владычество над землей осуществит Иисус Христос (Евр. 2:5-8) по Своем втором пришествии.

Сотворив мужчину и женщину, Бог благословил их, дав им способность плодиться и размножаться. Самое это понятие - "благословения" подразумевает в книге Бытия дарование процветания и плодородия (чадородия). Какой огромный смысл таили в себе на будущее эти дивные распоряжения Бога для Израиля, которому предназначено было стать Его "уполномоченным" на земле! Ведь именно Израилю надлежало войти в обетованную землю и жить там в ожидании не оскудевающих Божьих благословений.

Глава 2

Быт. 2:1-3. К седьмому дню Бог сотворил небо и землю, и все воинство их. Под "воинством небесным" подразумеваются или ангелы или горящие на небосклоне звезды, которые напоминают "воинские ряды"; "их" означают, однако, что речь идет о воинстве небес и земли, и тут, по-видимому, разумеется все то лучшее, что имеется в обеих сферах. Именно эта мысль передана в Септуагинте, где слову "воинство" соответствует "украшение" (зеба).

Седьмой же день был днем покоя, получившим название субботы. Из построения 2-го и 3-го стихов в еврейском тексте следует, что особое смысловое ударение поставлено в них на числительном "седьмой". Число "семь" часто сопряжено на с<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: