История театра, в последствие названного Гранд-опера Гарнье, идет с 17-го столетия. Находящийся тогда у власти король Людовик XIV принял оперу в качестве самостоятельного искусства, и по всему Парижу стали появляться сцены, посвященные непосредственно ей. Так, в 1669 году в столице открыла свои двери Королевская академия музыки, действующая под руководством поэта П. Перрена и композитора Р. Камбера. На ее сцене можно было увидеть только артистов оперы. В таких условиях Академия просуществовала недолго и в 1671 году была слита с Королевской академией танца. Вновь образованное театральное учреждение получило название «Королевской академии музыки и танца». Теперь здесь можно было увидеть, как оперные выступления, так и балетные. Первой на ее сцене была показана трагическая постановка «Помона», сочиненная самими Перреном и Камбером.
На закате 18-го столетия после Великой французской революции название будущей Гранд-Оперы менялось многократно. Ее нарекали «Театром искусств», «Театром оперы», «Театром республики и искусств». С приходом к власти Бонапарта в 1804 году заведение стали именовать «Императорской академией музыки». Десятилетие спустя, в период, когда к власти вернулись Бурбоны, сооружение снова получило свое прежнее название «Королевской академии музыки и танца», под которым существовало еще несколько десятилетий. Поворотным в судьбе сооружения стал 1858-й год. Именно в этом году 14 января было осуществлено покушение на жизнь Наполеона III. Случилось это в здании Королевской академии музыки и танца на улочке Ле Пелетье. После этого происшествия правитель отказывался заходить в это сооружение. Это и стало причиной, по которой было принято решение о возведении нового дома для размещения в нем театральной сцены. Для того, чтобы найти лучшие идеи, местные власти провели конкурс для архитекторов. Лучшим в нем стал молодой и практически неизвестный архитектор Шарль Гарнье.
|
Уже через два года, в 1860 году, в центральном квартале Парижа стартовали работы по строительству нового масштабного сооружения. Они заняли долгих 15 лет. Такой внушительный срок объяснялся тем, что периодически процесс вынужденно приостанавливался из-за различных внешних факторов: на нем сказались Франко-прусская война 1870-го года, свержение императорской власти и появление Парижской коммуны в 1871 году. Но, несмотря на все возникающие сложности, в 1875 году возведение было завершено, и 5 января уникальная Гранд-опера Гарнье дала свой первый спектакль. Здание имело законченный вид, однако внутри все еще были некоторые элементы, которые требовали доработки.
После открытия постройка несколько десятилетий оставалась в хорошем состоянии и не требовала улучшений. Первая масштабная реконструкция была проведена здесь в 1936 году. В 1939 году Гранд-опера Гарнье примкнула к Объединению национальных музыкальных театров. В первой половине 20-го века в афише Гранд-Оперы, наряду с классическими произведениями, в том числе и русскими, такими как «Борис Годунов», «Евгений Онегин» и прочими, стали появляться спектакли, написанные современными композиторами разных стран. Среди них были «Саломея» Штрауса, созданная в 1910 году, «Мавра» Стравинского, написанная в 1922 году, «Эдип», которую Джордже Энеску сочинил в 1936 году, и многие другие. Также, именно в Гранд-Опере прошли несколько балетных представлений в рамках «Русских сезонов», созданных театральным деятелем России С.П. Дягилевым.
|
Гранд-опера Гарнье, фотография 1889 года
Вторая мировая война на время прервала деятельность театральной организации. После завершения боевых действий Гранд-опера Гарнье вновь заняла позицию одной из главных оперных сцен всей Европы. Здесь стали давать лучшие классические и современные балеты и оперы. Например, именно на этой сцене мир впервые увидел такие произведения, как «Кармен» и «Воццек».
В 2000 году специалистами было проведено восстановление фасада, что помогло вернуть ему прежний шик. Сегодня Гранд-опера Гарнье остается одним из самых важных классических театров Франции и всей Европы. В исторических помещениях установлено лучшее световое и звуковое оборудование, а в спектаклях используются сложнейшие декорации. Помимо главного зрительного зала Гранд-опера Гарнье включает в себя музей,
Одним из первых элементов, который встречает гостей, становится парадная лестница. Она состоит из двух широких пролетов, которые ведут к театральным фойе. Ступени и перила выполнены из мрамора различных оттенков. Нижний край перил украшен двумя бронзовыми торшерами, выполненными в виде девичьих фигур.
Роскошь холла и парадной лестницы Дворца Гарнье
Роспись потолка холла над парадной лестницей.
Поднявшись по мраморным ступеням, гости Гранд-оперы Гранье попадают в театральное фойе. Как утверждают историки, за основу при создании этого фойе архитектор Гарнье брал парадные галереи средневековых замков. В потолке, стенах, люстрах использовано много позолоты, а центральным элементом декора является форма лиры. Она повторяется во многих даже мелких элементах, например, на отопительных решетках и дверных ручках. На потолок фойе нанесена роспись, автором которой является Поль Бодри. Именно здесь можно увидеть и изваяние, изображающее главного создателя всей этой красоты — Шарля Гарнье. Оно установлено неподалеку от окна, из которого открывается вид на Оперный проспект, который тянется до самого Лувра.
|
Великолепие роскошного интерьера театрального фойе Дворца Гарнье
После фойе зрители попадают в сердце Гранд Оперы — зрительный зал. Если посмотреть на его план, то становится видно, что он имеет форму подковы. Полукругом располагается почти две тысячи сидений, обитых бордовым бархатом. Они занимают партер, два балкона и восемь галерей, расположенных по бокам. Основными оттенками в убранстве зала являются красный и золотой, что создает атмосферу роскоши.
Красно-золотой зрительный зал в итальянском стиле, выполненный в форме подковы
Усиливает эту атмосферу и хрустальная люстра внушительных размеров, расположенная в самом центре потолка. Обрамляет этот большой светильник роспись, которая является особой гордостью Гранд опера Гарнье. Создал ее в 1964 году сам Марк Шагал. На тот момент, когда министр культуры страны заказал Шагалу создание плафона, художнику было уже 77 лет. Но, несмотря на возраст, он выполнил работу, потратив на это около года. Площадь холста, на который наносил роспись мастер, достигала 220 м2.
Люстра из хрусталя и плафон работы Марка Шагала
Всего для того, чтобы реализовать свою идею, Шагал истратил около 200 килограммов краски. Итогом стало полотно, разделенное на пять частей, решенных в определенной цветовой гамме. В этих секторах белого, желтого, синего, красного и зеленого цветов живописец поместил эпизоды из известных и легендарных опер. На красной части появились герои из «Жар-Птицы» и «Дафниса и Хлои», на синей — из «Бориса Годунова» и «Волшебной флейты», на белом цвете живописец изобразил сцену из «Пеллеаса и Мелисенты», на желтом — из «Лебединого озера» и «Жизели», а на зеленом из «Ромео и Джульетты» и «Тристана и Изольды». Помимо основных героев эти части плафона украшены изображениями животных и ангелов. Ближе к центру художник поместил героев оперы «Кармен», а также произведений таких авторов, как Бетховен, Верди и Глюк. Помимо этого на потолке можно рассмотреть и главные архитектурные объекты французской столицы: Эйфелеву башню, Бурбонский дворец, Триумфальную арку и даже само здание Гранд-оперы Гарнье.
Особым местом является танцевальное фойе. Оно появилось здесь во второй половине 18-го столетия и долго играло роль одного из самых важных помещений Гранд-оперы Гарнье. Изначально этот зал планировался как место для репетиций и разогрева танцоров перед выходом на сцену. Для этого в нем были установлены зеркала и хореографические станки. Но достаточно быстро танцевальное фойе Гранд-оперы Гарнье превратилось в место встреч влиятельных и богатых зрителей с артистами. Через какое-то время в зал разрешили выходить только артисткам балета, а статистам и танцовщикам мужского пола доступ сюда закрыли. Особую популярность танцевальное фойе приобрело в середине 19-го столетия. В этом зале Гранд-Оперы встречались самые влиятельные люди, обсуждали деловые и политические вопросы, подыскивали будущую супругу. Украшают помещение золоченые колонны, а также портреты самых выдающихся артисток балета Гранд-оперы Гарнье, написанные Гюставом Буланже.
Интересные факты
-Именно здание Гранд-оперы Гарнье в начале 20-го столетия подтолкнуло писателя Гастона Леру к созданию легендарного произведения «Призрак оперы». Любопытно, что подземное озеро, которое по сюжету существовало под сооружением, является не совсем выдумкой. В подвалах настоящей Гранд-оперы Гарнье и в правду стоит емкость, заполненная водой. Основная ее задача — обеспечение прочности фундамента на сырых берегах Сены. Также эту воду хранят как запас на случай пожара.
-Имеет под собой реальную основу и один из эпизодов романа, связанный с падением люстры. Подобное происшествие случилось в Гранд-опере во время вечернего спектакля 20 мая 1896-го года. Тогда, предположительно из-за короткого замыкания и небольшого пожара, который пережег трос, оторвался и устремился на зрительный зал один из противовесов, удерживающих люстру. Утверждают, что вес его составлял около 700 килограммов. В результате инцидента погибла одна из зрительниц — консьержка мадам Шомет, сидевшая на четвертом ярусе. Еще несколько человек получили незначительные травмы.
-В декабре 1907-го года в подвальных помещениях дворца Гарнье была зарыта посылка для будущих поколений. Ее содержимое составили 24 диска компании «Граммофон», на которых были записаны арии артистов первых десятилетий 20-го столетия, выступавших в Гранд-опере. На пластинки были записаны голоса Нелли Мельбы, Аделины Патти, Энрико Карузо, Эммы Кальвэ и некоторых других. Представитель компании звукозаписи настоял на том, чтобы послание было открыто не раньше, чем через сто лет. Запечатанные диски обнаружили в 1988-м году в ходе реставрации. На оставшиеся годы контроль над ними взяла на себя Государственная библиотека. В декабре 2007-го года посылку достали и представили публике в начале 2008-го года. В скором времени компания EMI, ставшая преемницей «Граммофона», перезаписала извлеченные арии и отправила их в продажу на компакт-дисках.