Текст (от лат. textus — «ткань; сплетение, связь, паутина, сочетание») — зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов.
Для 5-го класса наиболее продуктивными станут следующие формы работы с текстом:
· пересказ;
· редактирование текста;
· различные виды диктантов;
· мини-сочинения;
· дидактические игры;
· ответы на вопросы;
· выразительное чтение.
К изучению форм работы с текстом обращались такие исследователи-методисты, как Е.С. Антонова, Т.С. Ладыженская, Е.А. Быстрова, О.И. Горбич. Сравним типологию форм работы с текстом Е.С. Антоновой и О.И. Горбич.
В классификации Е.С. Антоновой темы заданий распределяются в соответствии с применяемыми в них умственными операциями:
1. Аналитические упражнения – коллективная коммуникация с автором текста. Дети учатся быть читателями, стараются восстановить коммуникативную задачу автора.
2. Аналитико-синтетические упражнения – усложнение коммуникации количеством текстов. Ученик «вступает в беседу» с несколькими писателями; в одном отрывке необходимо для учащихся угадать различные тексты.
3. Синтетические упражнения ‒ упр., посредством которых ученик приобретает умения сочинять текст самостоятельно, создавать речевое произведение, адекватное ситуации.
Классификация О.И. Горбич более обобщенная. В ней формы работы с текстом разделяются на:
1. Восприятие и осознание текстовой информации (вставить слова на место пропусков, выделить основную информацию в тексте, дать название тексту, найти ключевые слова и т.д.)
2. Переработка и использование текстовой информации (сократить текст, перестроить текст, написать свой текст на основе нескольких предложенных и т.д.)
|
В рамках изучаемой дисциплины целесообразнее опираться на разработку Е.С. Антоновой, так как в приведенной классификации учитывается коммуникативный компонент и обнаруживается более подробное выделение различных форм работ.
Согласно программе Разумовской М.М. и др., при работе с текстом должны быть достигнуты следующие цели:
1. Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации).
2. Владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров.
3. Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным).
4. Умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация).
5. Умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения.
6. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.
В учебнике для 5-го класса работа проходит со всеми типами речи (соответствующие параграфы – 67-69). Рассмотрим некоторые примеры работы с текстом.
|
Упражнения аналитического характера. Согласно рабочей программе по русскому языку Разумовской и др., текст и последующие задания к нему в упражнении № 13 направлены на развитие умения строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Вначале учащиеся на основе готового текста из рассказа Н. Носова «Телефон» должны ответить на проблемный вопрос: какого условия для коммуникации не было у мальчиков. Затем, выполняя практические задания из 13-го упражнения, они создают собственную коммуникативную ситуацию и пробуют наметить пути для ее развития.
Работа с текстом, направленная на развитие коммуникативной компетенции у пятиклассников, проводится и при непосредственном изучении правил русского языка. При изучении отдельных тем учащимся необходимо освоить самостоятельно теоретическую информацию, а затем грамотно ее пересказать, делая акценты на опорных понятиях и приводя примеры. Данная работа аналитического характера (по классификации Антоновой) направлена на развитие владения устной речью, правильного и грамотного изложения. Согласно классификации упражнений О.И. Горбич, данную работу можно отнести к восприятию и осознанию текстовой информации.
Особое место в учебнике Разумовской М.М. для 5-го класса занимает раздел «Учимся говорить на лингвистическую тему». Работа в данном разделе ведется преимущественно синтетического характера, т.е. учащимся нужно создать собственный текст (устно или письменно) на определенную тему. Опорой для создания текста служат изученные правила и дополнительные сведения. В приведенном примере пятиклассникам необходимо на основе теоретического материала учебника и наводящих вопросов, являющихся планом для будущего текста, необходимо подготовить устный рассказ на тему «Употребление профессиональных и диалектных слов в речи». Данная форма работы направлена на освоение норм устной речи и пополнение активного словаря учащихся за счет освоения диалектизмов и профессионализмов.
|
Таким образом, выполнение данных заданий позволяет говорить о сформированности коммуникативной компетенции у учащихся 5-го класса. В дальнейшем при изучении русского языка необходимо продолжать развитие анализируемой компетенции.