Собор Воскресения Христова (Спас на Крови)




Содержание

 

Введение

Святыни Санкт-Петербурга

1. Казанский собор

2. Спас на Крови

3. Исаакиевский собор

4. Александро-Невская Лавра

Заключение

Список литературы


Введение

 

Уже три четверти века Петербург не является столицей и лишь совсем недавно вернул своё исконное название. Столица – в Москве, и, хотя город на Неве по-прежнему считается вторым культурным и духовным центром страны, он как-то незаметно – особенно после последней войны – стал довольно провинциальным городом со всеми вытекающими из этого последствиями: узким кругозором, мелкими интересами, историческим невежеством. Своей атмосферой и стилем жизни «блистательный Санкт-Петербург», гордость великой Империи, всё более напоминает быстро хиреющий мегаполис, живущий воспоминаниями о своём славном прошлом («Петербургу быть пусту!»).

Но стоит всего лишь раз пройтись по проспектам и набережным города, увидеть его неповторимо-строгую красоту, полюбоваться дворцами и каналами, соборами и садами, чтобы воспрянуть духом – нет, недаром на окраине России, среди «топей и блат», возник этот уникально-дивный град, задуманный одним человеком, построенный по европейскому образцу и не похожий на другие русские города. И снова на ум приходит мысль, что для страны Петербург имеет таинственное значение, которое во всей своей полноте, возможно, ещё не раскрылось. И снова осознаёшь, что Петербург воочию являет всему свету важнейшую грань нашего национального характера – ясное ощущение исторического величия России, которое гармонично и полно воплощено в общем духе этого воистину мирового города.

В его городской черте находится более 40 рек, рукавов и протоков, около 20 искусственных каналов и 363 моста. Это один из красивейших городов мира, славящийся монументальными архитектурными ансамблями Лучшие из них сложились к концу 30-х годов 19 века – на основе нового для России регулярного плана застройки города. Под охраной государства находится свыше трех тысяч архитектурных памятников.

Край, где возник Петербург, уже несколько столетий был христианским. По преданию, ещё апостол Андрей, побывав на Валааме, достиг по Неве Балтийского моря. Проповедь Евангелия вели в крае новгородцы, которым он долго принадлежал


Святыни Санкт-Петербурга

 

Казанский собор

 

В этом огромном, полукругом распластанном соборе с могучей коринфской колоннадой и величественным куполом хранилась самая чтимая в столице икона – Казанской Божией Матери, перед которой преклоняли колени и царь, и гордый вельможа, и скромный простолюдин. Из многих списков чудотворного образа только петербургский и московский пользовались известностью по всей Империи.

Датируемая концом 16 века икона появилась в Петербурге в 1710 году; её, вероятно, привезла из Москвы царица Параскева Фёдоровна. Вначале икона была помещена в «небольшой светличке», где тогда находился центр новой столицы.

По проекту М.Г. Земцова 6 сентября 1733 года на Невском была заложена каменная придворная церковь Рождества Богородицы с деревянным куполом и стройной колокольней над входом. Её освятили 3 июля 1737 года в присутствии Императрицы Анны Иоанновны, которая днём раньше сопровождала пешком чудотворный образ, переносимый в храм. Живописное убранство в храме исполнили художники Канцелярии от строений, скульптурное – мастер И. Геринг, иконы написали И.П. Горскин и Г.И. Мелентьев.

Уже в конце 18 века церковь на главной улице Санкт-Петербурга, выдержанная в скромном барочном стиле стала казаться чересчур невзрачной для растущей и всё более украшаемой столицы. В конце 18 века Д. Кваренги и Н.А.Львов работали над проектом нового собора, но он, однако, остался на бумаге.

В 1799 Император Павел 1 провёл конкурс на проект Казанского собора, потребовав, чтобы новый храм напоминал римский собор св. Петра. В нём принимали участие П.Гонзаго, Ч. Камерон, Ж.. Тома де Томон, однако результатов он так и не дал. Год спустя строительство было поручено сорокалетнему архитектору А.Н. Воронихину, который происходил из крепостных графа А.С. Строгонова, известного мецената и президента академии художеств.

27 августа 1801 года Александр 1 заложил трёхпридельный храм, который возводился целое десятилетие. Законченный перед началом Отечественной войны с Наполеоном, собор стал своеобразным ей памятником, особенно после того как в 1813 году в его левом пределе был погребён фельдмаршал кн. М.И. Кутузов-Смолеский. Внутри храма были развешены захваченные у французов знамёна, штандарты и ключи от взятых городов, а в 1837 году у Невского проспекта торжественно открыты памятники Кутузову и Барклаю, отлитые по модели Б.И.Орловского.

Фасады собора облицованы серым пудожским камнем и обильно украшены рельефами и статуями. Их исполнили ведущие мастера ампира: рельефы – И.П. Мартос, И.П. Прокофьев, Ф.Г. Гордеев, статуи – С.С. Пименов, Мартос, В.И. Демут-Малиновский, но не всё из задуманного удалось осуществить. Огромные северные ворота собора отлиты из бронзы по образцу знаменитых «райских дверей» 15 века во флорентийском баптистерии.

Сейчас от богатейшей внутренней отделки храма осталось не так много, хотя по-прежнему великолепные 56 колонн из розового гранита с золочёными коринфскими капителями и базами эффектно оформляют интерьер, создавая ощущение величия и простора. Всё лепное убранство исполнили Ф. Торричелли и Б. Медичи; резчики А. Леблон и Ф. Кретьен вырезали иконостасы. Образа были поручены видным академикам: В.К. Шебуеву, Ф.П. Брюлло и другим (большинство ныне хранится в Русском Музее).

Царские врата отлиты из серебра (П. Теннер), иконы (В.Л. Боровиковский), символы Веры, Надежды и Любви (П. Ажи), укреплённые под куполом и огромное паникадило на 180 свечей (Ж. Герен). Ко дню освещения чудотворный образ был украшен богатейшей ризой из чистого золота с драгоценными и жемчугом.

После изгнания французов из России донской атаман М.И. Платов прислал собору трофейное серебро, отнятое у них. Архитектор К.А. Тон использовал это серебро в 1834 году для облицовки главного иконостаса (через 40 лет тоже сделали и в пределах). В том же году Император Николай 1 заказал академикам Ф.А. Бруни, П.В. Басину и К.П. Брюллову большие запрестольные образа в резных золоченых рамах.

В 1903 прихожане задумали воздвигнуть у собора огромную колокольню, но осуществить этот проект не удалось из-за возражений Академии художеств. К столетию храма был проведён большой реставрационный ремонт.

Кроме чудотворного образа, стоявшего в особом киоте слева от царских врат, почитанием у верующих пользовались и некоторые старинные иконы. По проекту Н.Н. Никонова в 1891 году в соборе была устроена, по примеру других храмов, Голгофа с частицей Живоносного Гроба. Другая частица находилась в иконе Воскресения, которую прислал в 1906 иерусалимский патриарх Дамиан.

В соборе было много превосходных изделий из серебра: ризы на иконах, предалтарная балюстрада, кадило 1644 года, подаренная Анной Иоанновной дарохранительница, венцы, в которых венчался с супругой великий князь Павел Петрович, священные сосуды, сделанные в Париже по заказу Александра 1, оклад непрестольного Евангелия, изготовленный в 1787 году по рисунку И. и А.И. Белинских, а также старинный крест 17 века с частицами святых мощей. К освящению председатель строительной комиссии А.А. Строганов поднёс замечательную дарохранительницу из уральских и сибирских самоцветов, украшенную бронзовыми фигурами и иконами, написанными на финифти Д.И. Евреиновым. Тогда же от Императрицы Марии Фёдоровны поступил золотой потир со вставками из алмазов и рубинов.

Рядом с царским местом, сделанным из финского гранита, под стеклом висело послание Синода об убийстве Александра 2, а на соседней колонне – манифест 1815 года о Священном союзе. У входа находились памятные каменные доски об освящении собора и барельефы Павла 1 и Александра 1. Снаружи, на алтарной стене, помещался образ Казанской Божией Матери, написанный в 1865 году академиком И.А. Тюриным.

В 1837 году на площади перед Казанским собором поставлены памятники фельдмаршалам Кутузову и Барклаю-де-Толли. Оба полководца изображены с непокрытыми головами, в мундирах и плащах; у ног каждого – французское знамя с переломленным древком.

Начиная с 1743 ежегодно, 30 августа, из Казанского собора по Невскому к Александро-Невской лавре шёл самый торжественный в столице крестный ход, в котором поначалу участвовали Государи и кавалеры ордена св. Александра Невского (позднее он начинался от Исаакиевского собора). Этот день в Петербурге считался выходным.

Престольный праздник 8 июля собирал огромное количество народа, и поэтому молебен перед чудотворным образом служили на площади у собора, на особом помосте. Столь же торжественно отмечались «царские дни», когда на богослужении присутствовали члены императорской фамилии, министры и видные сановники. 25 декабря, день победы над Наполеоном, отмечался особым благодарственным молебном. 28 октября 1893 года в переполненном соборе отпевали П.И. Чаковского.

С 1870 в приходе работало благотворительное общество со школой-приютом, бесплатной столовой, богадельней, домом с дешёвыми квартирами и дачей для бедных детей под Сестрорецком.

Соборный притч перед революцией состоял из шести протоиреев и четырёх священников. Ограбленный при изъятии церковных ценностей собор был в апреле 1932 закрыт для верующих, а 15 ноября отрыт как музей религии и атеизма.

Чудотворная икона была перенесена во Владимирский собор. В Троицу 1991 возобновились богослужения, предусматривается полная передача собора епархии.

 

Собор Воскресения Христова (Спас на Крови)

 

1 марта 1881 года И.Н. Гриневицкий, террорист из «Народной воли», взрывом бомбы смертельно ранил на набережной Екатерининского канала Императора Александра 2, возвращавшегося с парада в Михайловском манеже. Уже через пол месяца на месте убийства была освещена передвижная временная часовня, автором которой был Л.Н. Бенуа, а вскоре объявлен конкурс на проект храма-памятника.

Победителем стала совместная работа А.А. Парланда и архимандрита Игнатия Малышева. В процессе доработки и упрощения архитектор, положив в основу «исконно русские начала», по желанию заказчика ещё больше приблизил к памятникам московского зодчества, прежде всего к храму Василия Блаженного.

Пятиглавый однопредельный храм на 1600 человек был заложен в 6 октября 1883 года в высочайшем присутствии, ещё до окончательного утверждения проекта, ибо первые три года пришлось вести работы по укреплению грунта и сооружению фундамента. В 1888 году были начаты гранитный цоколь и стены, облицованные зигерсдорфским кирпичом десяти тонов. Колонки, карнизики, тяги и наличники делались из эстляндского мрамора. На двадцати тёмно-красных досках, укреплённых на цоколе, были высечены главные события и указы царствования Александра 2. в 1894 году закончилось возведение сводов и парусов, а в следующем на столичном металлическом заводе изготовлены конструкции глав, пять из которых на фабрике А.М. Постникова покрыли особой разноцветной эмалью. 6 июля 1897 года на главном шатре высотой 81 м был водружён крест.

Ещё раньше, в 1895 году, известная мастерская Фроловых приступила – сперва снаружи, а затем внутри – к мозаичному убранству. М.В. Нестеров создал эскизы для Нерукотворного Спаса на западном и Воскресенья на северном, Н.А. Кошелев – для Христа во славе на южном, Парланд – для Благословляющего Спаса на восточном фасаде, В.М. Вознецов – для мозаик над входами. В храм вели двери, обитые красной медью с серебряными изображениями святых царствующего дома.

Снаружи, под колокольней, на месте смертельного ранения, возвышается «Распятие с предстоящими» с крестом из мрамора и гранита, перед которым горела неугасимая лампада. Под золоченым куполом колокольни была написана в мозаике часть молитвы св. Василия Великого, воплощающая покаянную идею храма.

Мозаика почти сплошь покрывает и внутренность храма, что делает его единственным в мире примером этого искусства в новое время. Мозаичные работы на целых десять лет задержали освящение, которое свершил 19 августа 1907 года митрополит Антоний в высочайшем присутствии.

Рисунки для мозаик интерьера выполнили В.В. Беляев, Н.Н. Харламов, А.П. Рябушкин и другие. В главном нефе представлена, согласно канонам земная жизнь Спасителя, в западной части – Страсти, Распятие и Воскресение, в Восточной – сцены после Воскресения. Все мозаики выполнены на высочайшем уровне и поражают своим художественным единством.

Мастерская Дж. Нови в Генуе изготовила из разноцветного мрамора по рисунку Парланда невысокий иконостас, увенчанный тремя крестами из горного хрусталя. Четыре иконы в нём написал Нестеров, местные образа – В.М. Васнецов. Иконы в царских вратах, отчеканенные из серебра, исполнила из мозаики мастерская Фроловых.

Богатейшую утварь поставили фирмы Хлебникова и Фролова, работавшие по рисункам С.Ф. Комарова, в мастерской известного ювелира П. Овчинникова сделан оклад из серебра с эмалевыми вставками для напрестольного Евангелия. Серебреную дарохранительницу – уменьшенную копию храма, привезли из Костромы, а другую, из яшмы и орлеца, - с гранильной фабрики в Екатеринбурге.

После алтаря главное место в храме занимала великолепная сень, которую поддерживали колонны из серо-фиолетовой яшмы, венчал крест из топаза и окружала ажурная кованная решётка. Она стояла над сохранённым фрагментом булыжной мостовой, где произошло цареубийство.

Известный знаток прот. Аристарх Израилев руководил изготовлением в Финляндии и настройкой колоколов храма.

В 1923 году храм получил статус кафедрального собора, а в 1930 был закрыт и передан «под культурно-просветительские нужды». Через несколько лет стали раздаваться призывы снести этот шедевр русского зодчества, и перед войной был разработан соответствующий план.

Лишь в 1956 здание вновь обрело статус памятника архитектуры, хотя надругательство над ним продолжалось. Наконец, в 1970 году храм передан как филиал музею «Исаакиевский собор», в нём начались сложные реставрационные работы. Зарегистрированная в 1990 году община подала документы на возвращение собора верующим, но дирекция музея не желает этого делать.

Строился собор целых двадцать четыре года – с 1883 по 1907 годы. Впервые в истории петербургской архитектуры при строительстве его был применён бетонный фундамент. Хитроумная система гидроизоляции подвалов, паровое отопление, электрическое освещение при помощи 1689 ламп, молниезащита и прочие сооружения позволяли считать его вполне современной постройкой.

 

Исаакиевский собор

 

Кафедральный собор Преподобного Исаакия Далматского стоит в самом центре города. По размерам он самый крупный, лишь высотой (101,5 м) немного уступая шпилю Петропавловского собора, и самый вместительный – в нём может молиться одновременно до 14 тысяч человек. Строительство длилось 40 лет.

Исаакиевский собор был заложен 8 августа 1768 года по проекту А. Ринальди, выполненного в духе раннего классицизма. Это было пятикупольное здание с высокой двухъярусной колокольней.

Деньги были отпущены, но строительство под руководством самого зодчего и А. Виста шло очень медленно – к кончине Екатерины 2 собор был только подведён под карниз, хотя его стены внутри и снаружи уже были облицованы разного цвета финским и итальянским мрамором. Недовольный затянувшейся постройкой Павел 1 поручил архитектору В. Бренна быстро завершить её, упростив проект и заменив мрамор кирпичом. 30 мая 1802 года митрополит Амвросий освятил в высочайшем присутствии собор, который одновременно из придворного ведомства был передан епархиальному.

Вопреки замыслу вид наскоро завершённого собора оказался маловыразительным, а в 1816 году из-за аварийного состояния собора службы в нём прекратили.

В 1818 Александр 1 неожиданно утвердил проект, составленный молодым и ещё не известным французским архитектором О. Монферраном, и 26 июня 1819 года в высочайшем присутствии был заложен новый собор.

В 1822 из-за технического несовершенства проекта работу по подготовке фундамента приостановили; при Академии художеств была создана специальная комиссия по исправлению проекта, в которую вошли известные зодчие В.П. Стасов, А.И. Мельников, братья Михайловы, В.И. Беретти.

Предложения комиссии Монферран использовал в новом проекте, утверждённом в 1825 году. В марте 1828 была поднята первая гранитная колонна портика (114 тонн). По оригинальной идее Монферрана колонны портиков устанавливали до кладки стен. Собор имеет форму четырёхугольника, с громадными портиками и гранитными террасами со всех четырёх сторон. Портики состоят из колонн цельного гранита, каждая 45 м высоты. Колонны эти – величайшие в свете. Всех наружных колонн в соборе 112. В 1836 году началось возведение перекрытий и огромного металлического купола, одного из крупнейших в мире. Под смотрением валдайского мастера И.М. Стуколкина в Петербурге из старых медных пятаков были отлиты одиннадцать колоколов. К 1841 собор был вчерне готов, началась его отделка.

Облицованное серым рускольским мрамором здание во фронтонах украшено бронзовыми барельефами Ф. Лемера и И.П. Витали, исполнившего также статуи апостолов и евангелистов по углам, ангелов со светильниками и большие двери. Рельефы в нишах принадлежат другим скульпторам: П.К Клодту и А.В. Логановскому, ангелы на балюстраде купола – И. Герману.

Если снаружи собор кажется несколько тяжеловесным, то внутри он поражает великолепием и разнообразием. В убранстве широко применён цветной мрамор. Большая часть стен облицована светлым итальянским мрамором, колонны и пилястры сделаны из розового, филенки и медальоны – из жёлтого и зелёного, пол выложен серым финляндским. Очень эффектно выглядят исполненные на Петергофской гранильной фабрике трёхъярусные иконостасы из белого мрамора с колоннами и инкрустацией из малахита и лазурита. Главные царские врата отлиты из бронзы и позолочены; над ними высится бронзовая группа работы Клодта. Образа в центральном иконостасе написали Т.А. Нефф, Ф.П. Брюлло, С.А. Живаго, в боковых – К.Дузи и Н.А. Майков. К 1860 году все они были заменены точными мозаичными копиями. Заалтарный витраж изготовил в Мюнхене мастер М.Э. Эйнмиллер. Брюллов изобразил в плафоне купола Богоматерь с апостолами и ангелами, Бруни с учениками – сцены из Библии, Нефф на пилонах – евангельские сюжеты. Всего в технике фрески и масляной живописи в соборе выполнено более 150 произведений.

Собор всё время пополнялся художественными произведениями. Так, в 1902 году в него поступили «Четыре евангелиста» Г.И. Семирадского. Золотую утварь для ризницы изготовила фирма Никольс и Плинке, серебряную – мастерские П.И. Сазикова и Ф.А. Верховцева. Последняя отлила из серебра гробницу для плащаницы, образ на которой написал П.М. Шамшин. Освещался интерьер семью люстрами из золоченой бронзы. Престол с 1895 года украшен серебряной одеждой с чеканными рельефами.

В соборе после его возведения ничего не менялось, шли только мозаичные и реставрационные работы. Несмотря на длинную историю, святынь и древностей в храме было не так много. С правой стороны в великолепном киотеи золотой ризе находился образ Тихвинской Божией Матери, перенесённый в 1859 году с Песков и прославившейся несколькими исцелениями; с левой – Корпусной Божией Матери, почитаемый с конца 19 века. Александр 2 подарил храму Нерукотворный Спас (1693 год) кисти Ф.Ф. Ухтомского, перед которым молился Пётр Великий. Синод к освящению поднёс серебряный крест с частью Животворящего Древа и мощами.

30 мая 1858 года, в престольный праздник, митрополит Григорий освятил собор, который был объявлен кафедральным, отчего в нём всегда торжественно отмечались церковные праздники и царские дни.

Перед революцией в соборе служило пять священников. С 1909 года настоятелем являлся Александр Иоаннович Исполатов, последним, с 1917, - Николай Григорьевич Смирягин.

В конце 1919 собор перешёл под управление «двадцатки», а три года спустя был ограблен при пресловутом «изъятии церковных ценностей». В 1923 и 1927 годах власти пытались его закрыть из-за «неправильной эксплуатации», но преуспели в этом лишь 14 июля 1928 года. 10 ноября 1930 в нём открылся антирелигиозный музей, проработавший семь лет. В том же году сняты и отданы в переплавку все колокола.

С начала Великой Отечественной войны в подвалах и помещениях собора были укрыты художественные сокровища из музеев пригородов Ленинграда. Купол собора в целях маскировки закрашен серой краской. В результате бомбёжек и артобстрелов Исаакиевский собор получил повреждения, сильно пострадали интерьеры.

В 1957 году после больших реставрационных работ, которые продолжались и позже, собор открыт как музей-памятник, охраняемый государством. В июне 1991 зарегистрирована церковная община, а через год было принято решение о совместном использовании собора верующими и музеем. Службы в нём совершаются только по особым дням с разрешения дирекции музея.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: