КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА: БОГАТЫРЬ И ЮНАК: общее и особенное.




ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

ЗАНЯТИЕ № 1 (4 часа)

ЮЖНОСЛАВЯНСКИЙ ЭПОС: ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И АРХАИЧЕСКИЕ ИСТОКИ.

 

На основе лекционного курса, изучения текстов, учебной и научной литературы, приведенной в списке литературы, составить письменные ответы на следующие вопросы:

 

1. Что понимается под южнославянским эпосом? Определите понятия «юнак», «юнацкий эпос».

2. Классификация эпических песен южных славян; общая характеристика типов и циклов.

3. Главное событие юнацкого эпоса: время и место, обстоятельства, участники.

4. Центральный герой юнацкого эпоса и его исторический прототип; окружение Марко кралевича.

5. Фантастическое в эпосе, его функции, отношение к нему разных персонажей; какие персонажи являются носителями чудесного знания.

6. Эпические предсказания: носители предсказаний (кто предсказывает) и их основные мотивы предсказаний (что предсказывалось), всегда ли предсказанное осуществляется?

7. Мотив чудесного рождения, его функции и варианты.

8. Русский Волх Всеславьевич и южнославянский «Змай – огненный Вук»: рождение героев, их чудесные свойства, общее и отличное в героях; смерть Вука.

9. Мотив магической силы, формы её получения; случаи потери героями чудесной силы.

10. Мотив посмертного восстановления справедливости и его формы.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 2 (4 ч.)

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОТИВНИКИ

 

На основе лекционного курса, изучения текстов, учебной и научной литературы, приведенной в списке литературы, составить письменные ответы на следующие вопросы:

 

1. Змей и его разновидности; имена южнославянского змея - ламия, хала, ала; змееборство.

2. Змей – хранитель источника, змей – насильник и сюжеты песен с ним; кто и как сражается со змеем.

3. Черный Арапин, его внешний вид, кто он, какие силы он представляет? С каким персонажем русских былин можно сблизить Арапина? Основные сюжеты песен об Арапине.

4. Муса Кеседжия и Соловей-разбойник, генетическое и историческое в образах, черты реальности и фантастики в Мусе Кеседжии.

 

ЗАНЯТИЕ № 3 (4 ч.)

РАЗНОСТАДИАЛЬНЫЕ ПОКОЛЕНИЯ БОГАТЫРЕЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

На основе лекционного курса, изучения текстов, учебной и научной литературы, приведенной в списке литературы, составить письменные ответы на следующие вопросы:

ДВА ПОКОЛЕНИЯ БОГАТЫРЕЙ И ЮНАКОВ: СВЯТОГОР, ЖИДОВИН, ДЕВА-ВОИТЕЛЬНИЦА; ИЛЬЯ, МАРКО и др.; ПОЛУЧЕНИЕ БОГАТЫРЕМ СИЛЫ.

1. Святогор, Жидовин и др. исполины.

2. Богатырши дева-воительница и невеста-поляница и её характерные черты: Настасья ("Дунай"), Настасья Микулична ("Добрыня и Змей"), образ Арватки, Джидовки.

3. Получение богатырем силы: Илья Муромец и Марко Кралевич.

 

ЭПИЧЕСКИЕ ПЕСНИ О СВАТОВСТВЕ

1. Эпическая невеста – кто она? Трагизм эпического сватовства.

2. Сватовство в южнославянских песнях, жених и деверь. Личное и сверхличное в песенных сюжетах о сватовстве.

3. Похищение жены в песнях; связи невесты с персонажами иного мира: былина о Потыке (Потоке); жена – губительница своего мужа.

4. Эволюция сюжета об эпическом сватовстве в характеристике Б.Н. Путилова.

5. Сюжет «муж на свадьбе своей жены» в русской и южнославянской традиции.

6. Бой отца с сыном, встреча братьев, встреча брата и сестры.

 

ЗАНЯТИЕ № 4 (4 ч.)

ТИПОЛОГИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА ЮЖНОСЛАВЯНСКОГО ЭПОСА

 

На основе лекционного курса, изучения текстов, учебной и научной литературы, приведенной в списке литературы, составить письменные ответы на следующие вопросы:

 

1. Что следует понимать под «эпической общностью»?

2. Наполнение понятия «славянский эпос».

3. Бытование эпоса у славян, очаги эпического творчества.

4. Пути эволюции эпического творчества у славян.

5. Мифологическое и историческое в славянском эпосе.

6. Эпический подтекст и его роль в понимании песни.

7. Эпическая биография как идейно-художественная категория.

8. Эпическое сознание и эпическое мироустройство.

9. Эпическое пространство и эпическое время.

 


 

ЗАДАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

Каждому студенту выполнить по одному заданию самостоятельной работы:

 

Задание № 1.

По текстам былин и юнацких песен составить перечень богатырей и юнаков и кратко описать их подвиги.

 

Задание № 2

По текстам былин и юнацких песен составить перечень противников и кратко описать их характеристики и особенности.

 

Задание № 3

По текстам былин и юнацких песен составить перечень женских образов и кратко описать их характеристики и особенности.

 

Задание № 4

Сравнить круг сюжетов былин и юнацких песен, выявить общее и особенное в репертуарах разных славянских народов.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА: БОГАТЫРЬ И ЮНАК: общее и особенное.

 

Каждый член группы должен выполнить по одной из контрольных работ:

 

Задание:

Выбрать по одному из героев в южнославянских эпических песнях и русских былинах и составить их сравнительные характеристики по следующим пунктам:

 

1. Рождение героя, его родители, воспитание.

2. Обретение героем богатырской силы.

3. Первые подвиги, начальная характеристика героя.

4. Основные противники героя, их черты и особенности.

5. Физические и нравственные качества героя.

6. Финал героя в эпическом мире.


 

 

ВОПРОСЫК ЗАЧЕТУ

1. Что понимается под южнославянским эпосом? Определите понятия «юнак», «юнацкий эпос».

2. Классификация эпических песен южных славян; общая характеристика типов и циклов.

3. Главное событие юнацкого эпоса: время и место, обстоятельства, участники.

4. Центральный герой юнацкого эпоса и его исторический прототип; окружение Марко кралевича.

5. Фантастическое в эпосе, его функции, отношение к нему разных персонажей; какие персонажи являются носителями чудесного знания.

6. Эпические предсказания: носители предсказаний (кто предсказывает) и их основные мотивы предсказаний (что предсказывалось), всегда ли предсказанное осуществляется?

7. Мотив чудесного рождения, его функции и варианты.

8. Русский Волх Всеславьевич и южнославянский «Змай – огненный Вук»: рождение героев, их чудесные свойства, общее и отличное в героях; смерть Вука.

9. Мотив магической силы, формы её получения; случаи потери героями чудесной силы.

10. Мотив посмертного восстановления справедливости и его формы.

11. Змей и его разновидности; имена южнославянского змея - ламия, хала, ала; змееборство.

12. Змей – хранитель источника, змей – насильник и сюжеты песен с ним; кто и как сражается со змеем.

13. Черный Арапин, его внешний вид, кто он, какие силы он представляет? С каким персонажем русских былин можно сблизить Арапина? Основные сюжеты песен об Арапине.

14. Муса Кеседжия и Соловей-разбойник, генетическое и историческое в образах, черты реальности и фантастики в Мусе Кеседжии.

15. Святогор, Жидовин и др. исполины.

16. Богатырши дева-воительница и невеста-поляница и её характерные черты: Настасья ("Дунай"), Настасья Микулична ("Добрыня и Змей"), образ Арватки, Джидовки.

17. Получение богатырем силы: Илья Муромец и Марко Кралевич.

18. Эпическая невеста – кто она? Трагизм эпического сватовства.

19. Сватовство в южнославянских песнях, жених и деверь. Личное и сверхличное в песенных сюжетах о сватовстве.

20. Похищение жены в песнях; связи невесты с персонажами иного мира: былина о Потыке (Потоке); жена – губительница своего мужа.

21. Эволюция сюжета об эпическом сватовстве в характеристике Б.Н. Путилова.

22. Сюжет «муж на свадьбе своей жены» в русской и южнославянской традиции.

23. Бой отца с сыном, встреча братьев, встреча брата и сестры.

24. Что следует понимать под «эпической общностью»?

25. Наполнение понятия «славянский эпос».

26. Бытование эпоса у славян, очаги эпического творчества.

27. Пути эволюции эпического творчества у славян.

28. Мифологическое и историческое в славянском эпосе.

29. Эпический подтекст и его роль в понимании песни.

30. Эпическая биография как идейно-художественная категория.

31. Эпическое сознание и эпическое мироустройство.

32. Эпическое пространство и эпическое время.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: