Возникает в 9 в с принятием Христианства на Руси.
До 17 века философия существует в рамках богословия, в 17 веке происходит отделение философии от богословия. Ломоносов М.В. (1711-65гг.) основоположник материалистической философии в России. Считал, что разнообразие явлений природы обусловлено разными формами движения материи, основными свойствами которой являются: протяженность, сила инерции, форма, непроницаемость, механическое движение.
Радищев А.Н. (1749-1802гг.) пытался применить в материалистической системе доказательств смертности души диалектические идеи, в частности, идею Лейбница о том, что "настоящее чревато будущим".
Первая четверть 19 в. Западники - П.Я.Чаадаев (1794-1856 гг.), Н.В.Станкевич (1813 1840гг.) считали, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же путь развития, которым шла и идет Западная Европа. Истинная религия - католицизм.
Герцен Александр
1812-1870 | Существует единство бытия и мышления, жизни и идеала (стремился найти и сформулировать новый метод познания). Форма движения к новому миру - соединение философии с жизнью, науки с массами; тогда начнется пора "сознательного деяния" (это характеристика сущности человека, возвышающегося над неосмысленным существованием и над бесстрастным занятием наукой). Природа - первичный живой процесс, а диалектика- познание и логика- ее отражение и продолжение. |
Белинский
1811-1848 Духовная природа человека отлична от его физической природы, но неотделима от нее; духовное есть деятельность физического. Источник исторического прогресса- сознание, выдвигающее новые идеалы. Национальное - выражение и развитие общечеловеческого: человечество вне национальностей - лишь логическая абстракция. Славянофилы неправы, противопоставляя Россию и Западную Европу.
Чернышевский
|
1828-1889 | Природа человека находится не внутри индивида, а в его единстве с природными и социальными силами. История циклична. Она состоит из закономерных восходящих и нисходящих фаз развития в революциях нового времени. На историю влияют силы "зла", т.е. отрицательные качества людей на правящих постах. |
Славянофилы - И.В.Киреевский (1806-56гг.), А.С.Хомяков (1804-60гг.) Стремились обосновать необходимость особого пути развития России. Считали, что русские могут рассчитывать на прогресс, т.к. истинной религией является - православие, а основа общественной жизни - религия народа, определяющая характерего мышления.
Конец 19 - начало 20 вв. религиозная философия В.С.Соловьев (1853-1900гг.) представил следующую картину мира: существует один божественный мир в трех главных сферах (субстанции, умственной чувственной), человек - акт божественного творения, проявление того, что уже есть. Человек – разумен, человек - это божья тварь, если человек гордится собой, то это приводит к падению морали. Считал, что Россия движется к страшной катастрофе, отвергая совершенствование личности.
Н.А. Бердяев (1874-1948гг.) Существует 2 вида свободы: иррациональная (первоначальная, хаос) и разумная (свобода в боге), преодоление зла - соединение с Богом, возникновение богочеловека.
Новое время - западноевропейская философская классика
Социально-культурные условия формирования. Антифеодальные революции и формирование буржуазного общества. Научная революция ХVII века и появление методологии экспериментально-математического естествознания. Классическое естествознание ХVII в. и складывание механистической картины мира.
Спор эмпиризма и рационализма. Индуктивизм Ф.Бэкона: философское обоснование роли опыта в познании. "Знание - сила". Бэконовское учение о "призраках" или "идолах". Дедуктивная программа построения науки по Р.Декарту. Протяженная (материальная) и непротяженная (духовная) субстанции Декарта и проблема разделения естественнонаучного и гуманитарного знания. Обоснование роли математики в научном познании. Идея универсального метода и ее влияние на развитие науки. Философское кредо: "Я мыслю, следовательно, я существую". Номинализм Т.Гоббса и сенсуализм Д.Локка. Идеалистический сенсуализм Дж.Беркли и агностицизм Д.Юма. Натурфилософские концепции французских материалистов ХVIII века и их влияние на развитие научного знания.
Немецкий классический идеализм. Сущность коперниканского переворота, совершенного И.Кантом в философии - переход от метафизики субстанций к теории субъекта. Априоризм как обоснование всеобщего и необходимого характера научного знания. Трансцендентальный идеализм Канта. Концепция пространства и времени у Канта и у Ньютона. Антиномии разума. Место веры и знания. Философская система и диалектика Г.Гегеля Гегелевский принцип тождества бытия и мышления. Диалектические категории. Тождество противоположностей. Диалектическая взаимосвязь качества и количества. Отрицание отрицания. Развитие абсолютной идеи в формах природы и духа. Система и метод в философии Гегеля.
Социальные идеи новоевропейской философии. Критика средневековой схоластики и религии во французской философии ХVIII века. Идеи равенства, свободы и социального прогресса. "Естественное" и "разумное" в человеческой жизни. Учение Канта о категорическом императиве. Философия истории Гегеля.
|