Ведущий вид деятельности как условие психического развития




Деятельность – активное взаимодействие субъекта с окружающей действительностью, в ходе которого происходит изменение психической деятельности субъекта и в объекте, на которое оно направлено. (Урунтаева Г. А.)

Деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект, удовлетворяющий свои потребности. (Зинченко В. П.)

Деятельность – те процессы, в которых выражается и осуществляется то или иное отношение человека к миру, и которые отвечают особой соответствующей им потребности. (Леонтьев А. Н.)

ВВД – деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущее свое развитие за собой. (Немов Р. С.)

Ведущая деятельность – это такая деятельность, которая обуславливает:

1-развитие отдельных психических процессов;

2-развитие личности ребенка в целом;

3-именно в рамках ВВД зарождаются новые виды деятельности.

(Леонтьев А. Н.)

Урони деятельности

Деятельность Мотив
Действие Цель
Операция Задачи

Мотив – устойчивая внутренняя психологическая причина поведения человека в его поступках.

Действие – процесс, мотив которого не совпадает с его предметом, а лежит в той деятельности, в которую данное действие включено.

По Д. Б. Эльконину:

Возрастной период ВВД
1. Новорожденность (0-2 мес.) Полная биологическая зависимость от матери (взрослого)
2. Младенчество (2мес.-1 год) Непосредственное эмоциональное общение с матерью (взрослым)
3. Раннее детство (1-3 года) Предметно-манипулятивная деятельность
4. Дошкольное детство (3-7 лет) Сюжетно-ролевая игра
5. Младший школьный возраст (7-11 лет) Учебная деятельность (игра сохраняется)
6. Подростковый возраст (11-15 лет) Социально-значимая деятельность (интимно-личностное общение со сверстниками)
7. Юношеский возраст (15-18 лет) Познавательная деятельность

 

Новорожденность. Новорожденный сообщает взрослому о своих нуждах, неудобствах и желаниях криком и плачем. Взрослый удовлетворяет органические потребности новорожденного.

Таким образом, ребенок реагирует на отсутствие общения со взрослым.

Крик и плачь учат ребенка общаться, выражать свои желания голосом, а взрослый понимать и управлять деятельностью.

Младенчество. Лисина выделила, что потребность в общении складывается из других потребностей:

1 – органических;

2 – врожденных потребностях во впечатлениях.

Внимание и доброжелательность взрослого вызывают у ребенка яркие радостные переживания, повышающие его жизненный тонус.

Эмоциональное общение со взрослым проходит несколько стадий:

1 – непосредственное общение (общение ради общения) в 2-6 месяцев.

2 – общение по поводу предметов

3 – общение как совместная деятельность

Болезнь, возникающая у маленьких детей при дефиците общения назвали гопитализм.

К 4-5 месяцам общение со взрослым приобретает избирательный характер.

В 7-9 месяцев ребенок внимательно следит за движением и речью взрослого.

В конце первого полугодия, когда ребенок осваивает манипуляцию с предметами, характер общения со взрослым преобразуется, общение ради общения уступает место общению по поводу предметов (наступает этап ситуативно-делового общения, который обнаруживает деловые интересы малыша: ребенку надо достать, высунуть, вложить).

Взрослый демонстрирует действия с предметами.

Таким образом, к концу первого года жизни ребенок приобретает способность целенаправленных движений (то есть, ребенок тянется к предметам, берет их в руки и т.д.). С помощь взрослого ребенок приобретает способность перемещаться в пространстве, приобретая свободу движений, тем самым увеличивает возможность в познании окружающего мира.

Возникает предметная деятельность – раннее детство (1-3 года)

Раннее детство. Предметность действия основана на освоении функций предмета. ССР: ребенок – предмет – взрослый. Игрушка – предмет, моделирующий какой-либо предмет мира

Дошкольный возраст. ВВД – игра – особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения. Структура сюжетно-ролевой игры: роль, игровые действия, правила, продуктивные действия (конструирование, лепка, рисование). Т.о., в дошкольном детстве появляются отдельные предпосылки учебной деятельности. Учебная деятельность направлена на получение новых знаний. Т. о., к концу пребывания в детском саду дети приобретают знания, качества личности, развиваются психические процессы, необходимые навыки и умения для обучения в школе.

 

Младший школьный возраст. Структура учебной деятельности: мотивация; учебная задача; учебная операция; контроль; оценка. Кроме учебной деятельности есть ИГРА, ОБЩЕНИЕ, ТРУД.

Подростковый возраст. Социально-значимая деятельность, средством реализации которой служит: учение, общение и общественно-полезный труд.

Юношеский возраст. Избирательное отношение к предметам, поиск смысла жизни, отметки отходят на второй план.

Т. о., ведущая деятельность – та деятельность, которая является главной для данного возрастного периода и в результате которой ребенок не только получает новые знания, умения, навыки, но и переходит на следующий, не менее важный этап развития.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: