Деятельность – активное взаимодействие субъекта с окружающей действительностью, в ходе которого происходит изменение психической деятельности субъекта и в объекте, на которое оно направлено. (Урунтаева Г. А.)
Деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект, удовлетворяющий свои потребности. (Зинченко В. П.)
Деятельность – те процессы, в которых выражается и осуществляется то или иное отношение человека к миру, и которые отвечают особой соответствующей им потребности. (Леонтьев А. Н.)
ВВД – деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущее свое развитие за собой. (Немов Р. С.)
Ведущая деятельность – это такая деятельность, которая обуславливает:
1-развитие отдельных психических процессов;
2-развитие личности ребенка в целом;
3-именно в рамках ВВД зарождаются новые виды деятельности.
(Леонтьев А. Н.)
Урони деятельности
Деятельность | Мотив |
Действие | Цель |
Операция | Задачи |
Мотив – устойчивая внутренняя психологическая причина поведения человека в его поступках.
Действие – процесс, мотив которого не совпадает с его предметом, а лежит в той деятельности, в которую данное действие включено.
По Д. Б. Эльконину:
Возрастной период | ВВД |
1. Новорожденность (0-2 мес.) | Полная биологическая зависимость от матери (взрослого) |
2. Младенчество (2мес.-1 год) | Непосредственное эмоциональное общение с матерью (взрослым) |
3. Раннее детство (1-3 года) | Предметно-манипулятивная деятельность |
4. Дошкольное детство (3-7 лет) | Сюжетно-ролевая игра |
5. Младший школьный возраст (7-11 лет) | Учебная деятельность (игра сохраняется) |
6. Подростковый возраст (11-15 лет) | Социально-значимая деятельность (интимно-личностное общение со сверстниками) |
7. Юношеский возраст (15-18 лет) | Познавательная деятельность |
|
Новорожденность. Новорожденный сообщает взрослому о своих нуждах, неудобствах и желаниях криком и плачем. Взрослый удовлетворяет органические потребности новорожденного.
Таким образом, ребенок реагирует на отсутствие общения со взрослым.
Крик и плачь учат ребенка общаться, выражать свои желания голосом, а взрослый понимать и управлять деятельностью.
Младенчество. Лисина выделила, что потребность в общении складывается из других потребностей:
1 – органических;
2 – врожденных потребностях во впечатлениях.
Внимание и доброжелательность взрослого вызывают у ребенка яркие радостные переживания, повышающие его жизненный тонус.
Эмоциональное общение со взрослым проходит несколько стадий:
1 – непосредственное общение (общение ради общения) в 2-6 месяцев.
2 – общение по поводу предметов
3 – общение как совместная деятельность
Болезнь, возникающая у маленьких детей при дефиците общения назвали гопитализм.
К 4-5 месяцам общение со взрослым приобретает избирательный характер.
В 7-9 месяцев ребенок внимательно следит за движением и речью взрослого.
В конце первого полугодия, когда ребенок осваивает манипуляцию с предметами, характер общения со взрослым преобразуется, общение ради общения уступает место общению по поводу предметов (наступает этап ситуативно-делового общения, который обнаруживает деловые интересы малыша: ребенку надо достать, высунуть, вложить).
|
Взрослый демонстрирует действия с предметами.
Таким образом, к концу первого года жизни ребенок приобретает способность целенаправленных движений (то есть, ребенок тянется к предметам, берет их в руки и т.д.). С помощь взрослого ребенок приобретает способность перемещаться в пространстве, приобретая свободу движений, тем самым увеличивает возможность в познании окружающего мира.
Возникает предметная деятельность – раннее детство (1-3 года)
Раннее детство. Предметность действия основана на освоении функций предмета. ССР: ребенок – предмет – взрослый. Игрушка – предмет, моделирующий какой-либо предмет мира
Дошкольный возраст. ВВД – игра – особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения. Структура сюжетно-ролевой игры: роль, игровые действия, правила, продуктивные действия (конструирование, лепка, рисование). Т.о., в дошкольном детстве появляются отдельные предпосылки учебной деятельности. Учебная деятельность направлена на получение новых знаний. Т. о., к концу пребывания в детском саду дети приобретают знания, качества личности, развиваются психические процессы, необходимые навыки и умения для обучения в школе.
Младший школьный возраст. Структура учебной деятельности: мотивация; учебная задача; учебная операция; контроль; оценка. Кроме учебной деятельности есть ИГРА, ОБЩЕНИЕ, ТРУД.
Подростковый возраст. Социально-значимая деятельность, средством реализации которой служит: учение, общение и общественно-полезный труд.
|
Юношеский возраст. Избирательное отношение к предметам, поиск смысла жизни, отметки отходят на второй план.
Т. о., ведущая деятельность – та деятельность, которая является главной для данного возрастного периода и в результате которой ребенок не только получает новые знания, умения, навыки, но и переходит на следующий, не менее важный этап развития.