Возраст как источник стресса в экстремальной ситуации




В детском возрасте человек адаптируется к миру и стресс в этот период обычная реакция на физическое, эмоциональное, психическое воздействие со стороны. Экстремальной ситуацией в детстве можно считать любой отрыв в первую очередь от матери. Ребёнок испытывает страх, отчаяние, ужас. Он реагирует плачем, доходящим часто до истерики. По мере подрастания ребёнок учится управлять своими страхами. Вместе с тем, экстремальные ситуации в современном мире это часть жизнь, острота и уровень переживаний у каждого своя. Процесс преодоления экстремальных ситуаций проходит через принятие их неизбежности и важности сформированной стрессоустойчивости.

Симптомы стресса у ребенка могут быть совершенно разными, в разный возрастной период:

До двух лет дети выражают пережитый стресс ухудшением сна, аппетита или полным отказом от еды, чрезмерной плаксивостью и раздражительностью.

Стресс у детей дошкольного возраста (от двух до пяти лет) выражается через регресс, т.е. в возвращении к предыдущему возрасту: цепляние за мать, требование соски, покормить с ложечки, мочеиспускание в штанишки и прочие. Может возникнуть плаксивость при смене обстоятельств или появлении новых людей. Возможно, снижение общей активности или, наоборот, проявление признаков неусидчивости. Не исключается повышение температуры, рвота,иногда появляется заикание (временное или постоянное). Ребенок капризничает, у него повышается требовательность, появляются частые вспышки гнева на отказ от выполнения поручений взрослых, беспричинная агрессия. Также, наблюдается чрезмерное проявление детских страхов (темноты, одиночества, смерти), из-за которых малыш не может уснуть.

Стресс у школьника начальных классов может проявитьсячерез быструю утомляемость, страшные сны. Ребенок часто жалуется на тошноту, головные боли, боли в области сердца, что может сопровождаться повышением температуры, беспричинной ротой. Родители отмечают частые случаи лжи, возрастной регресс (начинает вести себя, как младшие дети). Периодически возникает стремление искать приключения, или, напротив, школьник замыкается в себе, отказывается выходить на прогулки, избегает общения со сверстниками, не желает посещать школу. Отмечается агрессия по отношению к окружающим людям, а также низкая самооценка, стремление сделать все так, чтобы заметили. Беспричинное ощущение страха, тревоги, ухудшение внимания, памяти, возможна избирательная амнезия (забываются события, вызвавшие стресс). У ребенка появляется постоянная сонливость или бессонница, аппетит может, как ухудшаться, так и, наоборот, стать чрезмерно повышенным. Родители с ужасом отмечают дефекты речи, нервные тики, перепады настроения, а также вызывающее поведение.

Кроме вышеперечисленного, для детей всех возрастов на фоне стресса характерно приобретение новых привычек. Например, могут начать грызть ногти или предметы (карандаши, ручки, линейки), играть с собственными волосами (девочки), почесывания, ковыряние в носу и так далее.

При таком обилии симптомов распознать стресс у ребенка обычному человеку (родителям, учителям, например) чрезвычайно сложно. Зачастую признаки расцениваются как проявление каких-либо заболеваний, недостаток воспитания, особенности характера самого малыша.Точный диагноз может поставить только специалист на основе результатов нескольких собеседований, проведения психологических тестов.

В силу того, что детская психика еще чрезвычайно нежна, а жизненный опыт мал, они гораздо сильнее взрослых впечатляются под воздействием различных событий.

Условно можно сделать вывод, что любая экстремальная ситуация является источником переживаний у детей и взрослых. А для сохранения и поддержания здоровьях после проживания экстремальных ситуаций детям и взрослым нужна не только медицинская, но и психологическая помощь.

В этом направлении есть много теоритических и практических наработок, в тоже время поиск путей выхода из трудных жизненных ситуаций связанных с экстремальными ситуациями будет актуален и в настоящем и в будущем.

Мои профессиональные наблюдения в течении двух десятков лет, исследования жизненного пути различных категорий населения, обратившихся за психологической помощью позволяют поделиться с коллегами мнением, что свой профессиональный, человеческий ресурс мы вкладываем не зря, он способствует сохранению и поддержанию психологического здоровья других людей, которые в нас нуждаются.

 

 

Литература:

1. Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья.— СПб.: Речь, 2006. - 384 с.ISBN 5-9268-0486-8

Организация психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях: Методическое пособие / Под общ. ред. В.М. Бурыкина. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. - 240 с.

2. Новейшийфилософскийсловарь. Минск:КнижныйДом.А.А.Грицанов.1999.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: