Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова
КАФЕДРА
ОСНОВ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по "Деталям машин и основам конструирования"
Выполнил: Соколов А. В. Шифр: 16007
Проверил: Севастеев Д. И.
Санкт-Петербург
Содержание
Исходные данные | |
Подбор привода | |
Разбивка передаточного отношения редуктора по ступеням | |
Расчет первой ступени зубчатого редуктора | |
Расчет второй ступени зубчатого редуктора | |
Ориентировочный расчет валов | |
Конструкции зубчатых колес | |
Приближенный расчет валов | |
Расчет эквивалентных моментов нагрузок в местах установки колес | |
Определение минимальных диаметров валов | |
Выбор шпонок под колесами | |
Уточненный расчет валов | |
Расчет подшипников качения | |
Конструирование корпуса | |
Подбор марки масла, его объема и уровня | |
Список использованной литературы |
Исходные данные:
Мощность потребителя Np, кВт | |
Передаточное отношение редуктора i | |
Частота вращения быстроходного вала nб,об/мин |
Схема
1 – двигатель;
2 – муфта;
3 – быстроходная цилиндрическая косозубая передача;
4 – тихоходная косозубая цилиндрическая передача;
5 – муфта
Подбор привода
Определение необходимой мощности трехфазного асинхронного двигателя Nд, кВт, которая должна быть не менее
где Nр – мощность двигателя, указанная в задании;
η - коэффициент полезного действия редуктора, равный
где ηмп — коэффициент полезного действия механической передачи, равный 0,97;
n— количество механических передач =2,
ηподш - коэффициент полезного действия подшипников, равный 0,99
k - число пар подшипников качения передачи.
Подбираем трехфазный асинхронный двигатель (прил. 2, табл.4,):
А02-92-8, из серии асинхронные электродвигатели А02, закрытые обдуваемые, станина и щиты чугунные и из алюминиевого сплава (АОЛ2)
Двигатель обладает характеристиками:
Тип электродвигателя | Номинальная мощность, кВт | Частота вращения, об/мин, nд | Мпуск Мном | Мmax Мном |
А02-92-8 | 1,1 | 1,7 |
Разбивка передаточного отношения редуктора по ступеням
Передаточное отношение двухступенчатого косозубого редуктора равно:
i = i1 х i2.
Предполагаемое передаточное отношение первой ступени определяется как:
где ψba – коэффициент ширины венца зубчатых колёс (прил. 2, табл. 1), обратное отношение ширины венца второй ступени к первой, выбираем
= 1,25, следовательно
= 0,8
Тогда = 3,84… 3,93
По таблице (/1/. стр. 8) выбираем стандартное передаточное число
i1 = 4
Предполагаемое передаточное отношение второй ступени редуктора
= 2,25
По таблице (/1/. стр. 8) выбираем стандартное передаточное число
i2 = 2,25
Расчет частот вращения редуктора
Частота вращения быстроходного вала, об/мин равна:
n1 = nд
где nд – частота вращения выбранного электродвигателя, об/мин.
- частота вращения промежуточного вала, об/мин.
- частота вращения тихоходного вала второй ступени, об/мин.
n1= 740 об/мин,
n2= 740 /4 = 185 об/мин,
n3= 185 / 2,25 = 82,22 об/мин,
Определение моментов, возникающих на трёх валах и двух зубчатых колёсах редуктора.
Номинальный момент Т, кН∙м, в соответствии с выражением , т.к. линейная скорость на каждом валу постоянна, то
откуда
Номинальный момент на входном валу:
кВт
где Nд – мощность двигателя в кВт,
0,703 кВт
Номинальный момент на промежуточном валу будет:
кВт
=2,699 кВт
Номинальный момент на тихоходном валу будет:
кВт
=5,832 кВт
Расчетный момент Трасч. на каждой ступени редуктора передающего механическую энергию, кН∙м:
Трасч = К∙Т.
где К –коэффициент нагрузки,
К ≈ 1,5 − при несимметричном расположении зубчатых колес.
Полученные значения моментов в кН∙м заносим в таблицу с остальными значениями:
№ п/п | Наименование элемента | n об/мин | T кН∙м | Tрасч кН∙м |
1. | Входной вал | 0,703 | 1,05 | |
2. | Промежуточный вал | 2,699 | 4,05 | |
3. | Выходной вал | 82,22 | 5,832 | 8,75 |
Расчет первой ступени зубчатого редуктора
Выбираем материал шестерни и колеса (прил. 2, табл. 7). При этом твёрдость поверхности должна быть не менее HB ≥ 350, т.к. зубья в процессе изготовления подвергаются термообработке. Применяют качественные углеродистые стали 40, 45, 50Г и легированные 35ХГС, 40Х и др.
Твердость шестерен косозубых передач выбираем выше, чем у колеса. Подвергаем шестерни и колеса поверхностной закалке ТВЧ, что повышает контактную прочность косозубой пары.
Определяем механические характеристики материала шестерни и колеса (/1/, стр. 5).
Изделие | Марка стали | Термообработка | Твёрдость заготовки | в | т | -1 |
НRCэ | МПа | |||||
Шестерня | 35ХМ | У+ТВЧ | ||||
Колесо | 40ХН | У+ТВЧ |
Определяем допускаемые контактные напряжения материала колеса [σ]H, МПа (расчет по контактным напряжениям выполняется
только для колеса, так как его материал менее прочный, чем материал шестерни). В проверках прочности под действием редких или единичных больших пиковых перегрузок (при опасности таковых) допускаемые контактные напряжения для поверхностно упрочненных материалов:
[σ]H = 44 HHRCэ.
Тогда [σ]H = 44 * 48 = 2112 Мпа.
Выбираем коэффициент ширины венца колеса ступени:
ψba1 = 0,25.
Находим предварительное значение межосевого расстояния aw, мм
где aw - межосевое расстояние, мм;
Кa = 410 МПа1/3- коэффициент нагрузкив соответствии со стандартом для косозубых и шевронных передач;
T2расч − вращающий момент на промежуточной рассчитываемой ступени, кН∙м;
[σ] H - допускаемое контактное напряжение, МПа:
u - передаточное число рассчитываемой ступени (для ступеней зубчатых редукторов выполняется условие u = i, где i - передаточное отношение рассчитываемой ступени. Поэтому при расчете быстроходной ступени следует принимать U= i1 = 4.
= 125 мм
Согласно ГОСТа выбираем aw=140 мм.
Определяем ширину венцов зубчатого колес b2, мм,
b2 = ψbaaw.
b2 = 0,25 * 140 = 35 мм.
Задаемся величиной нормального модуля зубьев mn, мм,
mn = (0,0l…0,02)aw.
mn = (0,0l…0,02) * 140 = 1,4 … 2,8 мм.
По ГОСТ 9563-80 (прил. 2, табл. 8) принимаем ближайшее стандартное значение модуля.
mn = 2,5 мм.
Принимаем предварительно угол наклона линии зуба для косозубых колес
β = 10°.
Определяем числа зубьев шестерни и колеса, принимая
ближайшие целые значения:
суммарное число зубьев zc = z1 + z2= ;
число зубьев шестерни ;
число зубьев колеса z2=zc−z1.
Определяем фактическое значение передаточного числа
Uф = 88/ 22 = 4.
Фактическое значение передаточного числа находиться в пределах нормы Δu ≤ 0,04u.
Определяем уточненное значение угла наклона линии зуба
= 0,98214
тогда, β = 10,844 = 10 0 50 ‘ 38 ‘‘.
Определяем диаметры делительных окружностей d1 и d2, мм:
= 56 мм
=224 мм
Вычисляем уточненное значение межосевого расстояния aw, мм, по формуле
aw = (56 + 224) / 2 = 140 мм
Согласно ГОСТа выбираем aw=140 мм.
Уточняем ширину венцов зубчатых колес b2, мм,
b2 = ψbaaw.
b2 = 0,25 * 140 = 35,увеличиваем до b2 =40 (из-за пересчетов).
Находим вспомогательные величины, необходимые для
определения коэффициента нагрузки:
- отношение b/d1;
b/d1 = 40 / 56 = 0,714
- вспомогательный коэффициент θ по табл. 10 прил. 2;
θ = 1,4.
- вспомогательный коэффициент φ, учитывая,
что φ = 1,0 − при постоянной нагрузке.
Определяем уточненное значение коэффициента концентрации нагрузки Ккнц по табл. 11 прил. 3.
Ккнц = 1,54 при степени точности = 7.
Определяемют окружную скорость v на входном вале редуктора, м/с,
= 3,14 * 56 * 740 / 60 = 2,17 м/с
Находим уточненное значение динамического коэффициента
Кдин по табл. 12 прил. 2.
Кдин = 1.
Определяем уточненное значение коэффициента нагрузки
KН = Ккнц∙ Кдин = 1,54 * 1 = 1,54
Выполняем проверочный расчет на контактную прочность по уточненным значениям:
частота вращения ведомого вала рассчитываемой ступени n2, об/мин,
n2 = 740 / 4 = 185 об/мин.
номинального Т2, кНмм, и расчетного Трасч 2, кНмм, моментов по уточнённым данным;
=2,699 * 103 кН∙мм
Трасч2 = К∙Т2 = 1,54 * 2,7 = 4,159 * 103 кН∙мм
в). определяют возникающее контактное напряжение и сравнивают его с допустимым [σ]H /2/:
= 1814,95 Мпа
Что меньше допустимого [σ]H = 2112 Мпа.
Находим эквивалентные числа зубьев фиктивных прямозубых колес:
шестерни
колеса
По эквивалентным числам зубьев определяют из табл. 13 прил. 2 коэффициенты формы зубьев y1 и у2.
zэ1 = 22 / cos310,844 = 23,22
zэ2 = 88 / cos310,844 = 92,89
соответственно
y1 = 0,39, у2 = 0,48.
Определяем окружные усилия в зацеплении:
номинальное Ft, Η,
расчетное Fpacч, Η,
Fpacч t = KFt
Ft= 2*2,699*106 / 224 = 24100 Н
Fpacч t = 1,54*24100 = 37144 Н
Определяем допускаемые напряжения изгиба для материала шестерни и колеса σ и, МПа, по формуле
где nadm = 1,5 - требуемый коэффициент запаса;
kσ = 1,6 - эффективный коэффициент концентрации напряжений.
= 245 Мпа
Выполняем проверку прочности на изгиб зубьев шестерни и колеса σ и, МПа (Н/мм2), по формуле
где kпи = 1,4 - коэффициент, учитывающий повышение прочности на изгиб косых зубьев по сравнению с прямыми.
Определяем диаметры:
вершин зубьев шестерни da1, мм,
da1 = d1 + 2mn;
впадин зубьев шестерни df1, мм,
df1 = d1 - 2,5mn;
вершин зубьев колеса da2, мм,
da2 = d2 + 2mn;
впадин зубьев колеса df2, мм,
df2 = d2 - 2,5mn.
da1 = 56 + 2* 2,5 = 61мм
df1 = 56 – 2,5 * 2,5 = 49,75 мм
da2 = 224 + 2 * 2,5 = 229мм
df2 = 224 – 2,5 * 2,5 = 217,25мм
Определим ширину шестерни с учетом неточности изготовления деталей и необходимости притирки в процессе работы редуктора:
b1 = b1 + 5мм
b1 = 40 + 5 = 45 мм.
Расчет второй ступени зубчатого редуктора
Выбираем материал шестерни и колеса (прил. 2, табл. 7). При этом твёрдость поверхности должна быть не менее HB ≥ 350, т.к. зубья в процессе изготовления подвергаются термообработке. Применяют качественные углеродистые стали 40, 45, 50Г и легированные 35ХГС, 40Х и др.
Твердость шестерен косозубых передач выбираем выше, чем у колеса. Подвергаем шестерни и колеса поверхностной закалке ТВЧ, что повышает контактную прочность косозубой пары.
Определяем механические характеристики материала шестерни и колеса (/1/, стр. 5).
Изделие | Марка стали | Термообработка | Твёрдость заготовки | в | т | -1 |
НRCэ | МПа | |||||
Шестерня | 40ХН | У+ТВЧ | ||||
Колесо | 40Х | У+ТВЧ |
Определяем допускаемые контактные напряжения материала колеса [σ]H, МПа (расчет по контактным напряжениям выполняется
только для колеса, так как его материал менее прочный, чем материал шестерни). В проверках прочности под действием редких или единичных больших пиковых перегрузок (при опасности таковых) допускаемые контактные напряжения для поверхностно упрочненных материлов:
[σ]H = 44 HHRCэ.
Тогда [σ]H = 44 * 45 = 1980 Мпа.
Выбираем коэффициент ширины венца колеса ступени:
ψba2 = ψba1 *
ψba2 = 0,25 * 1,25 = 0,3125
Находим предварительное значение межосевого расстояния aw, мм
где aw - межосевое расстояние, мм;
Кa = 410 МПа1/3- коэффициент нагрузкив соответствии со стандартом для косозубых и шевронных передач;
T2расч − вращающий момент на тихоходном валу рассчитываемой ступени, кН∙м;
[σ] H - допускаемое контактное напряжение, МПа:
u - передаточное число рассчитываемой ступени (для ступеней зубчатых редукторов выполняется условие u = i, где i - передаточное отношение рассчитываемой ступени. Поэтому при расчете быстроходной ступени следует принимать U= i2 = 2,25.
= 149 мм
Согласно ГОСТа выбираем aw=200, с учетом пересчетов для условия по [G]н.
Определяем ширину венцов зубчатого колес b2, мм,
b2 = ψbaaw.
b2 = 0,3125 * 200 = 63 мм.
Задаемся величиной нормального модуля зубьев mn, мм,
mn = (0,0l…0,02)aw.
mn = (0,0l…0,02) * 200 = 2 … 4мм.
По ГОСТ 9563-80 (прил. 2, табл. 8) принимаем ближайшее стандартное значение модуля.
mn = 4мм.
Принимаем предварительно угол наклона линии зуба для косозубых колес
β = 10°.
Определяем числа зубьев шестерни и колеса, принимая
ближайшие целые значения:
суммарное число зубьев zc = z1 + z2= ;
число зубьев шестерни ;
число зубьев колеса z2=zc−z1.
Определяем фактическое значение передаточного числа
Uф = 68/ 30 = 2,25.
Фактическое значение передаточного числа находиться в пределах нормы Δu ≤ 0,04u.
Определяем уточненное значение угла наклона линии зуба
= 0,98
тогда, β = 11,47834 = 11 0 28 ‘ 41 ‘‘.
Определяем диаметры делительных окружностей d1 и d2, мм:
= 123,08 мм
=276,92 мм
Вычисляем уточненное значение межосевого расстояния aw, мм, по формуле
aw = (123,08 + 276,92) / 2 = 200мм
Согласно ГОСТа выбираем aw=200мм.
Уточняем ширину венцов зубчатых колес b2, мм,
b2 = ψbaaw.
b2 = 0,3125 * 200 = 62,5 мм, увеличиваем до b2 =72 мм(пересчеты по условию[G]н.).
Находим вспомогательные величины, необходимые для
определения коэффициента нагрузки:
- отношение b/d1;
b/d1 = 72 / 123,08 = 0,585
- вспомогательный коэффициент θ по табл. 10 прил. 2;
θ = 1,4.
- вспомогательный коэффициент φ, учитывая,
что φ = 1,0 − при постоянной нагрузке.
Определяем уточненное значение коэффициента концентрации нагрузки Ккнц по табл. 11 прил. 3.
Ккнц = 1,54 при степени точности = 7.
Определяемют окружную скорость v на входном вале редуктора, м/с,
= 3,14 * 123,08 * 185 / 60 = 1,192 м/с
Находим уточненное значение динамического коэффициента
Кдин по табл. 12 прил. 2.
Кдин = 1.
Определяем уточненное значение коэффициента нагрузки
KН = Ккнц∙ Кдин = 1,54 * 1 = 1,54
Выполняем проверочный расчет на контактную прочность по уточненным значениям:
частота вращения ведомого вала рассчитываемой ступени n2, об/мин,
n2 = 185 / 2,25 = 82,22 об/мин.
номинального Т2, кНмм, и расчетного Трасч 2, кНмм, моментов по уточнённым данным;
=5,832 * 103 кНмм
Трасч2 = К∙Т2 = 1,54 * 5,832 = 8,981* 103 кНмм
в). определяют возникающее контактное напряжение и сравнивают его с допустимым [σ]H /2/:
= 1297 Мпа
Что меньше допустимого [σ]H = 1980 Мпа.
Находим эквивалентные числа зубьев фиктивных прямозубых колес:
шестерни
колеса
По эквивалентным числам зубьев определяют из табл. 13 прил. 2 коэффициенты формы зубьев y1 и у2.
zэ1 = 30 / cos311,47834= 32,04
zэ2 = 68 / cos311,47834= 72,09
соответственно
y1 = 0,42, у2 = 0,67.
Определяем окружные усилия в зацеплении:
номинальное Ft, Η,
расчетное Fpacч, Η,
Fpacч t = KFt
Ft= 2*5,832*106 / 276,92 = 42121 Н
Fpacч t = 1,54*42121 = 64866 Н
Определяем допускаемые напряжения изгиба для материала шестерни и колеса σ и, МПа, по формуле
где nadm = 1,5 - требуемый коэффициент запаса;
kσ = 1,6 - эффективный коэффициент концентрации напряжений.
= 239 Мпа
Выполняем проверку прочности на изгиб зубьев шестерни и колеса σ и, МПа (Н/мм2), по формуле
где kпи = 1,4 - коэффициент, учитывающий повышение прочности на изгиб косых зубьев по сравнению с прямыми.
Определим ширину шестерни с учетом неточности изготовления деталей и необходимости притирки в процессе работы редуктора:
b1 = b1 + 5мм
b1 = 72 + 5 = 77мм.
Ориентировочный расчет валов
Расчет выполняется отдельно для каждого вала по уточненным данным (частоте вращения, крутящему моменту и мощности).
Предварительно диаметр вала определяется по напряжениям кручения без учета влияния изгиба.
Диаметры концов входного, выходного и цапфы промежуточного вала di, мм, определяем по формуле:
где Тi расч - расчетный крутящий момент, кН∙м, найденный для каждого вала передачи.
[τ]кр - допускаемые напряжения кручения понижены:
[τ]кр = 20МПа (Н/мм2) для входного и промежуточного вала;
[τ]кр = 25 МПа - для выходного вала редуктора.
= 56,35мм, округлим по ГОСТу = 56мм;
= 88,25мм, округлим по ГОСТу = 90мм;
= 105мм, округлим по ГОСТу = 100мм.
Определение зазоров и толщины стенки корпуса
Зазоры Δ, мм, между ступицами зубчатых колес, между зубчатыми колесами и корпусом выбирать в пределах
Δ = (1,1…1,2)δ,
где δ - толщина стенки корпуса редуктора, определяемая, мм, по формуле
δ = 0,025aw(т) + 3,
где aw(т) - межосевое расстояние тихоходной ступени редуктора. Толщина стенки не может быть менее 8 мм.
δ = 0,025 *200 + 3 =8мм
Δ = (1,1…1,2) * 8 = 8,9 … 9,6 = 10мм
Конструкции зубчатых колес
Рис.1.
Размеры зубчатых колёс определяют исходя из выполненных расчетов и конструктивных соображений. На рис. 1 b и di - ширина венца и диаметр делительной окружности определены из расчётов.
Зная диаметры валов и ширину венца каждого колеса, проектируют зубчатые колёса редуктора. При проектировании придерживаются следующих правил:
dст = 1,6 dв — диаметр ступицы зубчатого колеса или шестерни;
В случае если dст ≥ 1,5da, то шестерня выполняется совместно с валом.
lст = (1,2…1,5) dв- длина ступицы (при условии lст≥ b).
Параметр | Промежуточный вал, колесо | Тихоходный вал, колесо |
Диаметр вала под колесом dв, мм | ||
Внутренний диаметр колеса df,мм | ||
Ширина венца b,мм | ||
Модуль m,мм | 2,5 | |
Диаметр нулевой D0,мм | ||
Диаметр ступицы dст,мм = 1.6 dв | ||
Длина ступицы Lст,мм = (1.2_1.5) dв | 120 _ 150 = 40 | 144 _ 180 = 72 |
Ширина обода (не менее 8) б,мм = (2.5_4) m | 6,25 _ 10 = 8 | 10 _ 16 = 12 |
Толщина диска С,мм =(0.2_0.3) b | 8 _ 12 = 10 | 14,4 _ 21,6 = 18 |
Диаметр между отверстиями Do,мм = 0.5 (D0 + dст) | ||
Диаметр отверстия do,мм = (D0 - dст) / 4 | ||
Толщина ребра S,мм = 0.8 С | ||
Фаска n,мм = 0.5 m | 1,25 |