ОД-8А и ОД-8Б
Электрической схемой электровоза предусмотрена возможность работы локомотива и в случае отказа в работе одного из тяговых двигателей. В этом случае поврежденный двигатель отключают от силовых цепей электровоза отключателями тяговых двигателей и работают на оставшихся исправных двигателях. Кроме изменений в силовых цепях, отключатели тяговых двигателей изменяют цепи управления для создания нужной последовательности работы электрических аппаратов в режиме отключенного тягового двигателя.
На восьмиосных электровозах ВЛ10 и ВЛ11 применяют по два отключателя тяговых двигателей: один ОД-8А, другой ОД-8Б-2.
Своими выступами эти ножи прижимаются пластинчатой пружиной 4 к неподвижным контактам. Для улучшения контакта между кронштейном 7 и ножами 6 применены тарельчатые шайбы 15. Контактные элементы бывают одиночные с одинарной изоляционной рукояткой 5 на контактных ножах или спаренные с изоляционными рукоятками 3, соединяющими две пары соседних контактных ножей. У отключателя ОД-8Б-2 три спаренных и левый одиночный контактные элементы при нормальной работе тяговых двигателей должны иметь контактные ножи в верхнем положении. Спаренные и одиночные контактные элементы имеют между собой механическое блокирование, обеспечивающее правильность переключения контактных ножей. Крайний правый одиночный нож служит для переключения питания тяговых двигателей на низковольтные шины при вводе электровоза в депо. При питании тяговых двигателей от токоприемника ножи этого контактного элемента находятся в нижнем положении. Верхнее положение ножей соответствует подключению двигателей к низковольтной шине.
В нижней части каркаса отключателей двигателей установлены блокировочные устройства с контактами мостикового типа, которые изменяют цепи управления при переключении ножей в положение работы с отключенными двигателями. Перевод правого контактного элемента из нижнего положения в верхнее вызывает отключение блокировочных контактов, включенных в цепь управления токоприемников, препятствуя таким образом подъему токоприемника.
В блокировочное устройство входят изоляционный рычаг 8, соединенный с контактным рычагом 14, несущим на себе подвижные контакты 12 и укрепленные на панели неподвижные контакты 13. При верхнем положении контактных ножей отключателя тяговых двигателей под действием пружины 11 рычаг 8 отходит от стоек 9. Включение ножей отключателя на нижний контакт сопровождается нажатием через скобу на конец рычага 8, который, поворачиваясь на оси, вызывает изменение положения рычага 14 контактов 12.
Чтобы наглядно представить себе положение контактных ножей и состояние блокировочных контактов отключателей тяговых двигателей, приводят развертки электрических цепей. Обычно развертки показывают со стороны монтажа проводов, чтобы удобнее было пользоваться при отыскании нужной цепи. На рис. 4 приведена развертка цепей отключателя тяговых двигателей ОД-8Б-2 (по отношению к рис. 2 — вид сзади), который в перечне оборудования электровоза ВЛ10 обозначен под номером 117-1.
В верхней части развертки кружками показаны контакты контактных элементов и контактные ножи, замыкающие в нормальном состоянии средние контакты с верхними, за исключением левого ножа, который в нижнем положении соединяет цепь тяговых двигателей с токоприемником. Этому положению контактных ножей соответствует показанное в нижней части положение блокировочных контактов. При отключении двигателей I или II контактные ножи 0Д1-2, ОД1 и ОД2 переводят в нижнее положение. В случае отключения двигателей III и IV в нижнее положение переводят контактные ножи ОДЗ-4.
Отключатели ОД-8А. В отличие от рассмотренного отключатели ОД-8А имеют только два спаренных контактных элемента и несколько измененную схему блокировочных контактов.
Действия локомотивной бригады в пути следования при низких температурах по обеспечению устойчивой работы электровоза.
Для обеспечения работоспособности электрических аппаратов при температуре окружающего воздуха –30°С и ниже, локомотивной бригаде разрешается для подогрева воздуха в кузове снимать внутри высоковольтной камеры часть потолочных щитов, закрывающих пусковые резисторы, на электровозах серий ВЛ10, ВЛ10У, ВЛ11, ВЛ11м.
В пути следования и на стоянках машинист периодически переводит контроллер машиниста на реостатные позиции, не допуская опасного перегрева пусковых резисторов.
Разрешено выключить АЛСН в каких случаях
В случае внезапного появления на локомотивном светофоре желтого с красным или красного огней из-за нарушения нормальной работы устройств АЛСН и следовании поезда со скоростью выше допустимой при этих показаниях машинист для предупреждения остановки поезда экстренным торможением временно выключает ключом электропневматический клапан ЭПК. При этом обратное включение ключом ЭПК должно производиться не позднее, чем через 5-7 с.Если после обратного включения ЭПК на локомотивном светофоре появится более разрешающее сигнальное показание, ключ ЭПК должен быть оставлен во включенном положении. Если же на локомотивном светофоре не появляется более разрешающее показание, машинист, наряду с периодическим кратковременным отключением ЭПК и последующим его обязательным включением не менее, чем на 3 с, снижает скорость до контролируемой, после чего вновь включает ЭПК и далее следует до первого путевого светофора с особой бдительностью и скоростью, обеспечивающей безопасность движения и остановку поезда перед закрытым светофором или возникшим препятствием. Если показание первого путевого светофора будут разрешающим, машинист выключает устройства АЛСН ключом ЭПК и далее действует в соответствии с пунктом 6 настоящей Инструкции. 2. В случае внезапного появления на локомотивном светофоре белого огня при движении на перегоне или по станционным путям, оборудованным путевыми устройствами АЛСН, машинист может вести поезд до первого путевого светофора (или до появления разрешающего показания на локомотивном светофоре) с особой бдительностью и скоростью, обеспечивающей возможность своевременной остановки, если на пути окажется препятствие для дальнейшего движения, но не более 40 км/ч, сделав при этом соответствующую запись в журнале технического состояния локомотива.
Если показание первого путевого светофора будет разрешающим и после проследования его на локомотивном светофоре не появится показание, соответствующее путевому, машинист, не выключая устройств АЛСН, действует в соответствии с пунктом 6 настоящей Инструкции.
Если при движении на перегоне или по станционным путям, оборудованным путевыми устройствами АЛСН, погаснут огни на локомотивном светофоре и при этом свисток ЭПК не прекращается нажатием рукоятки бдительности (педали или кнопки бдительности), машинист должен выключить АЛСН ключом ЭПК. Далее машинист проверяет автоматические выключатели или плавкие вставки предохранителей цепей питания АЛСН и в случае необходимости включает их или заменяет плавкие вставки.
Если после обратного включения электропневматического клапана на локомотивном светофоре появится сигнальное показание, соответствующее показанию путевого светофора, и свисток ЭПК прекращается нажатием рукоятки бдительности (педали или кнопки бдительности), машинист может продолжить движение, сделав запись в журнале технического состояния локомотива.