Лексическая тема «Посуда»




Игра «Волшебная дорожка». Игра способствует развитию координации движений, дифференциации грамматических форм. Для игры понадобятся: гимнастическая скамейка, доска или длинная веревка; различная посуда (ваза, миска, доска, сито, бидон, нож, бокал), тканевый мешок. Взрослый предлагает ребенку пройти по доске или веревке, не сходя с нее, нагибаясь собрать посуду, расставленную по краям от веревки, в мешок и назвать ее. Если уровень речевого развития ребенка не достаточен для самостоятельного называния, ребенку можно предложить собрать посуду по пошаговой инструкции: «Положи в мешок вазу. Что у тебя в мешке? Давай скажем вместе». Эту же игру можно использовать при закреплении других лексических тем. Сначала используются слова только женского рода, потом только мужского, только среднего для закрепления грамматических обобщений. И только после многократного повторения — все вместе.

Игра «Мытье посуды». Взрослый показывает ребенку посуду, мыло, губку; побуждает ребенку к сопряженному или отраженному проговариванию слов: мыло, вода, губка. Вместе с ребенком настраивает воду, обращая внимание ребенка на слова: «горячая», «холодная». Взрослый побуждает ребенка производить все действия, помогая ему. Взрослый дает ребенку предмет посуды, предлагает назвать его и помыть. В конце игры ребенку демонстрируется мультимедийная презентация, в которой показаны последовательно все действия при мытье посуды; какие средства для этого используются, каким образом можно использовать посудомоечную машину и т.д. Ребенка обучают отвечать на вопросы, подчеркивая морфологический элемент «Ваза, помыл вазУ». В игре формируются бытовые навыки, предметно-практическая деятельность, грамматические обобщения и противопоставления.

Игра «Похожая посуда». Узнавание предмета из двух сходных по описанию. Ребенку предъявляются чашка и стакан; миска и тарелка; вилка и ложка, рюмка и бокал. Называются как общие признаки, так и дифференциальные. Задача ребенка правильно угадать описываемый предмет из пары.

Игра «Ледяная посуда». Выкладывание из кубиков льда контуров по крупным рисункам с изображением посуды, побуждение ребенка к ответу на вопрос: «Что получилось?». Стимулируется грамматическое обобщение: «Что ты выложил?»: вазУ, мискУ и т.д.

Игра «Пластилиновая посуда». Взрослый с ребенком замазывают пластилином нарисованные на картоне контуры изображений различной посуды, побуждает ребенка к ответу на вопрос: «Что получилось?».

Игра «Размер посуды». Раскладывание различных предметов посуды (разного размера) в порядке увеличения размера. Например, ребенку предлагаются стеклянные банки различного объема и предлагают, постоянно произнося слово «банка», выставлять их в ряд в соответствии с увеличением литража. Игра развивает представление о величине, учит устанавливать последовательность и систематизировать объекты.

 

 

Лексическая тема «Овощи»

Игра «Сажаем грядки». В брусок пластилина ребенок втыкает разноцветную мозаику, взрослый стимулирует ребенка к произнесению названий овощей: красную мозаику — томат; зеленую — лук и т.п. Это игра обучает ребенка действиям с предметами-заместителями. Целесообразно объяснить ребенку значение слова «грядка»: показать мультимедийную презентацию с различными изображениями грядки, огорода.

Игра «Строим башню». Взрослый наклеивает на строительные кубики стикеры с изображением овощей. Совместно с ребенком строит башню из кубиков, а чтобы «волшебная башня не развалилась» взрослый называет, что на них изображено.

Игра «Пуговичные овощи». Ребенок по образцу или самостоятельно выкладывает контуры различных овощей из цветных (соответствующих цвету овощей) пуговиц.

Упражнение «Мячики в коробке». Взрослый наклеивает на нужное количество мячиков (например, можно использовать шарики из сухого бассейна) стикеры с изображением овощей. Взрослый складывает мячики в коробку, затем с грохотом высыпает их на пол. Ребенок Г складывает мячики в коробку по инструкции взрослого «Убери лук», взрослый стимулирует ребенка к ответу на вопрос: «Что в коробке теперь? Давай скажем лук». Ребенку будет интересно в конце игры вновь рассыпать мячики и наблюдать, как они покатятся в разные стороны.

Упражнение «Волшебный диск». Взрослый вькладывает различные овощи, названия которых, доступны для произнесения ребенком; выдает ребенку CD-диск. Ребенку нужно назвать овощи, рассматривая через диск.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: