Двенадцать марийских героев
Предлагаемые краткие жизнеописания 12 марийских героев, как легендарных, так и исторически, не претендуют на полноту данных о них. Они носят скорее ознакомительный характер, и имеют целью дать общее представление об описанных персонажах и понимании «героического» в представлениях марийского народа.
На первый взгляд, все 12 героических персонажей заметно различаются между собой, однако, у ряда из них можно найти что-то общее. Например, образы Онара и Идена, бесспорно, наиболее древние, преображенные за века народной фантазией в гиперболизированные персонажи. Тем не менее, в них отразилось и рациональное зерно, выраженное в идее о древних богатырях, защитниках марийцев.
Далее следующая по времени происхождения группа героев — вождей и военачальников, объединявших под своим началом марийцев: Чоткар, Чумбылат, Камай. В преданиях о них находит своё выражение мечта о свободе и единстве марийского народа.
С XVI веком соотносятся образы таких легендарных героев, как Акпатыр, Пашкан, Ирга, Полтыш, Акпарс. Версия о том, что Ирга жила в XVI веке, является лишь моим предположением. Это столетие, судьбоносное в истории народов Поволжья, занимает особое место в марийском фольклоре. Характерно, что героические персонажи этого времени уже индивидуализированы. В преданиях отразились, прежде всего, их личные качества, вызывавшие удивление и восхищение у соплеменников. Например: Акпатыр — это искусный гусляр, целитель и миротворец; Пашкан — герой, обладавший храбростью, доходящей до безрассудства; Ирга — отважная девушка, презревшая мучения и смерть, ради своих соплеменников; Полтыш — свободолюбивый князь, бесстрашно защищавший от врагов свои владения; Акпарс — смелый гусляр, хитроумный искатель царских милостей.
|
Обратимся к историческим героям марийцев, чья реальность существования подтверждается историческими источниками. Это Бай-Борода и Мамич-Бердей.
Летописи свидетельствуют, что в ХIV-середине XV веков на реке Ветлуге существовало марийское государственное образование — княжество, возглавляемое кугузом. Самым заметным кугузом был Бай-Борода — умелый политик, дипломат и военачальник, с успехом, насколько это было возможно в то время и в тех обстоятельствах, отстаивавшего интересы своего княжества и подвластных ему марийцев. Таким образом, документально подтверждается формирования у части марийцев своей государственности.
Как мне представляется, из всех упомянутых 12 героев. Мамич-Бердей наиболее значительная фигура. Его по праву можно назвать великим сыном марийского народа. Масштабы его деятельности и задачи, которые он перед собой ставил, впечатляют. После падения Казанского ханства в 1552 году, он впервые объединил марийцев, живших на левом берегу Волги и несколько лет, успешно противостоял ратям Московского царства. Мамич-Бердей попытался реализовать небывалую доселе задачу — создать марийское государство (источники, как я полагаю, позволяют именно так оценить его деятельность). Народная мысль, выстраданная в зеках и отражённая в преданиях о героях древности, о политическом единстве марийцев, как никогда была близка к своей реализации. Однако Мамлч-Бердея вероломно предали, а его мечта о марийском государстве оказалась осуществлённой лишь в XX веке, на протяжении которого складывалась марийская государственность в рамках России.
|
Таковы, предлагаемые мною, характеристики представляемых героев. Читатель может и сам сделать свои выводы, прочитав предлагаемые жизнеописания. Может быть.того, что он прочтёт, ему покажется мало и он захочет узнать больше, обратившись к литературе по указанной тематике. Возможно, мой опыт описания пробудит интерес читателя к истории марийского народа. Марийского края. Я буду только рад, если это произойдёт.
ОНАР
Согласно мифологическим представлениям до появления человека на земле жили великаны — онары. Они якобы спустились с небес, чтобы упорядочить жизнь на земле. По некоторым представлениям они являлись предками марийцев. Онар обладал огромным ростом и могучей силой. Был такой величины, что до его колен едва доходили верхушки самых высоких деревьев. На его ладони мог поместиться пахарь с лошадью и сохой. Там, где он спал, оставалось углубление в земле от его головы, заполнявшееся водой и становившееся озером, а где высыпал из обуви забившуюся землю, возникали холмы. У Онара были доспехи из металла, но они не воевали, по крайней мере в землях, населённых марийцами.
ИДЕН
В давние времена на берегу реки Шыгыр, что впадает в реку Уфу, родился марийский богатырь Иден. Вырос он огромным — голова его достигала небес, в день съедал до трёх быков. Славен он был как защитник марийцев. Когда пришла пора умирать, предсказал Иден соплеменникам, что с юга идут орды кочевников. Защиту от них мощно будет найти на севере, потому что скоро там появится новый богатырь Султан. Горе охватило марийцев: кочевники близки и уже нет времени укрыться от них. Умирающий богатырь, видя беду сородичей, согласился последний раз сослужить им, предложив перебраться по нему, как по мосту, на север, через речки, леса и овраги, через большую реку Ош (Белую). Для того чтобы тело стало твёрдым наполнили богатыря кровью пяти быков: для туловища, рук и ног. Однако не хватило одного быка для левой руки, и богатырь наполнил её тремя бочками медовухи. Распластался богатырь по земле и испустил дух. Марийцы пошли по нему. Те, кто шли по правой руке, благополучно перешли реку Ош. Левая же рука не выдержала, лопнула, а марийцы, шедшие по ней, утонули в разлившейся медовухе. С тех пор на этом месте течёт река Бирь. Говорят, что от горя сжалась у богатыря ладонь правой руки, так сильно, что выступила кровь, окропившая землю, и здесь появилась гора, называемая Красной.
|
ЧОТКАР
Легендарный богатырь, живший в незапамятные времена. Родился Чоткар в семье охотника. Рано возмужал. Отличался бесстрашием и огромной силой: один на один выходил драться с медведем, ударом кулака мог сломать сосну, вырвать с корнем столетний дуб. В те далёкие времена вторглись в марийские земли степные кочевники. Чоткар собрал войско и отразил нашествие степняков. После этого марийцы поняли, что объединившись, можно одолеть любого врага. Всю свою долгую жизнь богатырь посвятил защите родного народа и даже после смерти восставал из могилы и оказывал помощь марийцам в борьбе с неприятелями. Но однажды потревожили покой Чоткара понапрасну, без причины, и богатырь, обидевшись.более не откликался на призывы соплеменников. Но есть у марийцев вера, что когда покинут их силы, и отчаяние поселится в их сердцах, воспрянет Чоткар ото сна и поведёт марийцев к счастливой жизни.
ЧУМБЫЛАТ
Легендарный вождь и военачальник, живший приблизительно в ХIII — XIV веках. Стоял во главе союза марийцев, населявших бассейны рек Немца и Пижма, с центром, находившемся в районе города Советска Кировской области (в прошлом — Кукарка). Отличался богатырской силой, суровостью и мудростью. Под его началом марийские рати не знали поражений. В боевых доспехах, на коне, во главе своих воинов беспощадно крушил он врагов, осмелившихся вторгнутся в пределы подвластных ему земель. Долгая была жизнь у Чумбылата, но пришла пора умирать. Легенда гласит, что со слезами собрались вокруг него марийцы. Чумбалат же утешал их «Не плачьте, я и мёртвый буду вам помогать. Когда станет плохо, подойдите к моей могиле и громко скажите: «Чумбылат, вставай! Пришёл враг!..». Я встану оборонять вас». Его торжественно похоронили в полном боевом облачении вместе с конём на горе, что высится на берегу реки Немды. С тех пор называют её марийцы Чумбылат-Курык (Гора Чумбылата), а русские — Чимбулатов Камень. Велика была слава героя, и не было марийца, кто не знал бы о нём. Не обманул вождь соплеменников, откликался на их зов: выезжал из горы на своём любимом коне Чумбылат, круша неприятеля. Однажды, дети, балуясь, стали вызывать богатыря. Чумбылат, увидев, что беспокоят его из озорства, пообещал более не являться на зов о помощи. Но все же не оставил богатырь совсем марийцев без покровительства, и чтущим его он придаёт сил и хранит от зла.
БАЙ-БОРОДА НИКИТА ИВАНОВИЧ (ОШ-ПОНДАШ)
Кугуз (князь) марийских земель в верховьях реки Ветлути в XIV веке. Ветлужскоекугузство (княжество) существовало с XII по начало XIV века и во время правления Бай-Бороды его столицей являлось Шангское городище (Ветля-Шангон.Шанга-Ала). Княжество находилось в вассальной зависимости от Золотой Орды и платило одновременно дань Галичскому княжеству. Бай-Борода, ставший кугузом в середине XIV века, повёл политику, направленную на избавление от ставшей обременительной опеки галичских князей. Бай-Борода принял христианство.хотя и не забыл при этом веру предков, крестил свою дочь под именем Мария и в 1345 году выдал её замуж за галичского князя Андрея Семёновича. На свадьбу прибыло много знатных гостей, в том числе великий князь московский Симеон Гордый с женой Евпраксией. В 1346 году галичским князем стал Андрей Федорович Ростовский, с которым кугуз не нашел взаимопонимания, и повёл против него долгую войну с 1350 по 1372 год. С помощью золотоордынских войск кугуз одержал победу и прекратил выплачивать дань Галичскому княжеству. Умер Бай-Борода в 1385 году от чумы. Впоследствии ветлужские марийцы стали воспринимать Бай-Бороду (Ош-Пондаша) как своего покровителя.
КАМАЙ
Легендарный предводитель (князь) марийцев, населявших земли значительной пасти нынешних Сернурского и Куженерского районов Республики Марий Эл. В древности в этом краю жили удмурты. По мере роста численности марийцев между двумя народами стали возникать конфликты из-за земли. Предположительно в первой половине XVI века удмуртский князь Одо собрал войско с намерением изгнать марийцев, объединившихся в ответ на угрозу под предводительством Камая. Оба воинства сошлись, приготовившись к битве. Камай, стремясь избежать кровопролития, предложил решить конфликт в единоборстве и вызвал на бой князя Одо. «Если победит богатырь Одо», — сказал Камай. — то марийцы навсегда уйдут из этих мест, но если я одержу победу, то пусть удмурты покинут этот край». Согласится Одо. В жестокой схватке победу одержал Камай, и удмуртам пришлось уйти. Камай прославится как герой. Когда он умер, то марийцы его обожествили, как своего Покровителя. Ещё в XIX — начале XX века марийцы-горняки, добывавшие камень для изготовления жерновов в каменоломнях «Нолькинский камень» раз в год приносили Камай-Юм о (Богу Камаю) в жертву зайца. Марийцы верили, что он является в образе старика. Рядом с деревней Нур-Сола (Сернурский район) есть место, называемое Камай-Саҥга (Лоб Камая). Считается, что в полдень, или в полночь на этом месте появляются видения.
ПОЛТЫШ
Легендарный князь Малмыжского края, живший в XVI веке. Его резиденция находилась в городе Малмыж у реки Вятки. По преданиям это быта укрепленная крепость, окружённая широким рвом и высоким валом с дубовым частоколом. Полтышу довелось жить в суровые времена, когда царь Иван Грозный завоевывал Казанское ханство и весь Волго-Вятский край быт охвачен войной. Малмыжский князь, в то время уже старик, принял решение не подчиняться победителю, предпочитая лучше погибнуть свободным в бою. Первую волну наступавших врагов ему удаюсь отразить. Однако во второй раз против него были посланы более значительные силы. Полтыш с войском укрылся за стенами Малмыжа, подготовившегося к долгой осаде. Несмотря на огонь пушек, многочисленные штурмы, крепость не сдавалась. Осаждённые тщетно ждали, что соседние марийские князя придут им на помощь. Б городе заканчивалась еда. Было решено попытаться вырваться из окружения. В ожесточённом сражении, длившемся до полудня, Полтыш был смертельно ранен, но марийцам удалось уйти в леса. Малмыж был сожжён дотла. Согласно преданию, князь был похоронен в лодке на небольшом озере возле Малмыжа. Говорят, что раз в год ночью, Полтыш является на высоком берегу реки Шошмы, а к нему стекаются души погибших в бою.
АКПАТЫР
Легендарный марийский герой XVI века, возглавлявший союз китяковских марийцев (Малмыжский район Кировской области). По преданию, Акпатыра, оставшегося сиротой, усыновил богатый татарин. Светловолосый и голубоглазый, он внешне отличался от двух родных сыновей своего опекуна, с которыми крепко сдружился. Возмужав, они много путешествовали, многое повидали и узнали. Вернувшись в родные края. Акпатыр заметно выделялся знаниями и мудростью. Общался с мусульманскими проповедниками, и те уважали его за ум и красноречие. Был умелым целителем и прекрасным музыкантом. Известен Акпатыр и как миротворец. В то непростое и жестокое время, в котором ему довелось жить, он умел улаживать конфликты, возникавшие между марийцами, татарами и русскими, сохраняя со всеми добрые отношения. По легенде, незадолго до смерти он искал место, где упокоиться. С высокого холма пустил он стрелу, упавшую у деревни Большой Китят (Малмыжский район), и на этом месте похоронили Акпатыра, когда пришло его время покинуть этот мир.
ПАШКАН
Легендарный богатырь, живший в XVI веке в деревне Юлъял (ныне село СидельниковоЗвениговского района Республики Марий Эл). Он отличался высоким ростом и огромной силой. Как говорит предание, у него была лошадь, настолько быстрая, что за два часа могла проскакать от Юлъяла до Казани и обратно. Пашкан не раз ходил на Казань вместе с московскими войсками. Согласно легенде, он самонадеянно вознамерился верхом на лошади взобраться на крепостные стены Казани. Опешившие от такой наглости татары решили наказать его и выставили против него пятьдесят всадников. Пашкан повернул лошадь и ускакал от погони. Думая, что оторвался от преследователей, он спешился передохнуть. Однако татарские всадники не отставали. Пашкан вновь вскочил в седло и поскакал ещё быстрее. Не доезжая немного до Юлъяла, его лошадь завязла в озере, а погоня приближалась. Пашкан успел сказать землякам, что пришёл его последний час и просил своих сородичей помнить о нём. Только он сказал это, как налетели преследователи и в ожесточённой, но неравной схватке богатырь пал. Узнав о гибели своего богатыря, марийцы решили отомстить. Татары, расположившиеся после погони и схватки на отдых, были все перебиты. Марийцы не забыли о Пашкане и почитали его как духа-покровителя — Керемета. Место, где он погиб, до сих пор называется Пашкан-керемет.
АКПАРС
Один из легендарные старейшин «Горной стороны» (правобережье ВОЛГИ между реками Сура и Свияга), живший в середине XVI века. Участвовал во взятии Казани в 1552 году. Согласно легендам, Акпарс подал царю идею сделать подкоп под стены Казани. Чтобы измерить расстояние, он.играл на гуслях грустную мелодию, храбро дошёл до стен кремля. Осажденные, очарованные музыкой, не стреляли в него, и Акпарс живым вернулся обратно. Когда подкоп был готов, в него заложили заряд, но порох долго не взрывался, и вспыльчивый царь, подозревал предательство, готов был казнить старейшину, и туч прогремел взрыв. В стене образовался пролом, в него ринулись войска Ивана Грозного. Казань была взята. В честь победы был устроен пир, на котором царь одарил Акпарса золотой чашей, а также оделил его земельным пожалованием. Б исторических документах XVI — XVIII веков упоминается Акпарсова сотня. Возможно, это именно то владение, что было пожаловано марийскому старейшине Акпарсу.
ИРГА
Героиня преданий тоншаевских марийцев Нижегородской области. Рассказывают, что жила здесь когда-то девушка Ирга, статная, красивая, сильная, весёлая. Искусная охотница, она кормилась лесом, метко стреляя из лука, ловко орудуя топором и острогой. Жила с дедом, помогала ему по хозяйству, ухаживала за ним. Однажды с Ветлуги в их деревню направился отряд разбойников. Таясь и скрываясь, шли грабители, чтобы врасплох застать марийцев, но выследила их Ирга и предупредила о беде односельчан. Собрав свое имущество, спрятались они в глухом лесу, а вот Ирга, помогая им, не успела укрыться. Поймали её разбойники и, обозлённые, что нечем им поживится в деревне, издевались над ней, выпытывая, где находятся её односельчане. Однако отважная девушка ничего им не сказала, и тогда ее повесили на высокой сосне. Когда миновала беда, вернулись в деревню её жители и увидели, что сотворили с Иргой бандиты. Бережно сняли её с дерева и похоронили под сосной. Та сосна стояла ещё в прошлом веке, и марийцы приходили к ней помянуть храбрую девушку. Говорят, что мужчины поклялись отомстить разбойникам. Они настигли их и всех перебили. Предание об отважной девушке пережило века и, как сказал один сказитель: «Нет никакого права не верить ему: ведь мужество и верность шли бок о бок с верными людьми».
МАМИЧ-БЕРДЕЙ
Сотенный князь, возглавивший национально-освободительную борьбу марийцев «Луговой стороны» (левый берег Волги) после завоевания Московским царством Казани. В истории это противостояние получило название Первая черемисская война (1552 — 1557 годы). Карательным экспедициям, посылаемым Иваном Грозным, не удалось уничтожить повстанческое войско. Мамич-Бердей договорился с Ногайской ордой об отправке к луговым марийцам царевича Ахполбея. Есть основания полагать, что сотенный князь планировал создать государство с новой династией на развалинах Казанского ханства. Однако Ахполбей не оправдал надежд марийцев. Царевич занимался бесчинствами и грабежами, уклонялся от участия в военных действиях. Рассерженные марийцы перебили людей царевича, а ему отрубили голову и насадили на кол. По словам Андрея Курбского, приближённого Ивана Грозного, Мамич-Бердей так объяснил расправу над Ахполбеем: «Мы было взяли тебя того радина царство, с двором твоим, да обороняла: нас; а ты и сущие с тобою не сотворили нам помощи столько, сколько волов и коров наших поел; а ныне глава твоя да царствует на высоком коле». К началу 1556 года Мамич-Бердею удалось взять под контроль всё левобережье Волги. Казань находилась в блокаде. В марте Мамич-Бердей переправился на правый берег Волги, пытаясь склонить на свою сторону здешних марийцев и чувашей. Здесь он был пленён и 21 марта доставлен в Москву. После допросов, на которых присутствовали бояре и Иван Грозный, сотенного князя скорее всего казнил: Луговые марийцы сложили оружие только в 1557 году.
Александр Акшиков,
Журнал «Ончыко», №1, 2012 г.