Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом.




Основные направления современного сотрудничества государств в борьбе с международным терроризмом были определены Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 49/60 от 9 декабря 1994 г. «Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма». Их принципиальная основа может быть сформулирована как:

- Принятие мер по пресечению использования территорий государств для создания террористически баз или учебных лагерей или для подготовки или организации террористических актов, направленных против других государств или их граждан.

- Отказ от политики государственного терроризма, выражающейся в организации и содействии (в том числе финансовом) террористической деятельности и подстрекательству к ней.

- Развитие сотрудничества по вопросам выдачи и осуществления уголовного преследования.

- Обмен информацией в целях предотвращения терроризма и борьбы с ним.

- Надлежащее выполнение обязательств по конвенциям, участниками которых они являются.

- Непредоставление убежища террористам.

Заявление от 23 сентября 1999 года министров иностранных дел пяти государств - постоянных членов Совета Безопасности по вопросу о борьбе с международным терроризмом уточнило и развило эти принципы, дополнив их следующими обязательствами государств:

- Защищать своих граждан от посягательств террористов.

- Предотвращать и пресекать на своей территории деятельность по подготовке и финансированию любых актов терроризма.

Россия, строго придерживаясь этих рамочных основ сотрудничества, стремиться развить их, особенно в отношениях с ближайшими соседями, поскольку до последнего времени практический уровень взаимодействия государств в борьбе с терроризмом в рамках ООН и Совета Европы не был адекватным угрозе терроризма в таких горячих точках, как Косово, Чечня, Нагорный Карабах.

Как отмечает П. Уилкинсон, существует ряд мер, которые правительство может посчитать стоящими, если не исключительно важными, для успешной борьбы в условиях длительной террористической войны. Среди них возможность согласованных действий с соседними государствами, с которыми имеется общая граница. Это особенно необходимо там, где террористы используют границу как маршрут ухода от сил безопасности государства-цели террористов.

Именно поэтому основными направлениями сотрудничества в борьбе с терроризмом стали СНГ и «Шанхайская шестёрка».

Взаимодействие стран, входящих в Содружество Независимых Государств, в борьбе с преступностью осуществляется на основе принципов:

- Уважения суверенитета государств и неукоснительного соблюдения их национального законодательства, норм и принципов международного права.

- Укрепления доверия между компетентными органами государств-участников СНГ.

- Приоритета защиты прав и свобод человека.

- Равноправия сторон.

Особенно важна разносторонность такого сотрудничества, затрагивающего не только правовые аспекты, но и информационно-аналитические, разведывательные, научные, технические и даже военные.

Прежде всего, нельзя не приветствовать попытку общего определения терроризма, предпринятую в рамках СНГ.

Согласно подписанному в 1999 году большинством стран СНГ Договору о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом под терроризмом подразумевается противоправное уголовно наказуемое деяние, совершённое в целях нарушения общественной безопасности, оказания воздействия на принятие органами власти решений, устрашения населения, проявляющееся в виде:

- Насилия или угрозы его применения в отношении физических или юридических лиц.

- Уничтожения (повреждения) или угрозы уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающих опасность гибели людей.

- Причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.

- Посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, совершённого для прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность.

- Нападения на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой.

- Иных деяний, подпадающих под понятие террористических в соответствии с национальным законодательством Сторон, а также иными общепризнанными международно-правовыми актами, направленными на борьбу с терроризмом.

При всех очевидных недостатках данной дефиниции (громоздкость в сочетании с отсылками к национальному законодательству, нечёткость базового определения) Договор стал одной из первых современных попыток в международной договорной практике дать всеобъемлющее определение терроризма.

Кроме того, Договор, наряду с традиционными, определил ряд принципиально новых форм сотрудничества в борьбе с актами терроризма, среди которых: оказание содействия в оценке состояния системы физической защиты объектов повышенной технологической и экологической опасности, разработке и реализации мер для совершенствования этой системы; направление по согласованию между заинтересованными Сторонами специальных антитеррористических формирований для оказания практической помощи в пресечении актов терроризма и в борьбе с их последствиями; совместное по согласованию Сторон финансирование и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке систем и средств физической защиты объектов повышенной технологической и экологической опасности; осуществление на договорной основе поставок специальных средств, техники и оборудования для обеспечения антитеррористической деятельности.

Наиболее существенное и детально разработанное направление - обмен оперативной, разведывательной и иной представляющей взаимный интерес информацией самого широкого спектра. Важная задача в этой области - налаживание оперативного обмена необходимой информацией между отраслевыми ведомствами, в первую очередь - силовыми.

На основе данного Договора, создавшего правовую базу для сотрудничества правоохранительных органов стран СНГ в борьбе с терроризмом, направления соответствующего сотрудничества конкретизированы и развиты в Межгосударственных программах совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств-участников Содружества Независимых Государств на период до 2000 г., а также на период 2002-2003 гг. и непосредственно в Программе государств-участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстримизма на период до 2003 года.

Программа государств-участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года была разработана во исполнение Решения Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 25 января 2000 года «О противодействии международному терроризму в свете итогов Стамбульского саммита ОБСЕ» в целях осуществления сотрудничества в вопросах предупреждения, выявления, пресечения и расследования актов терроризма и иных проявлений экстремизма в государствах-участниках Содружества Независимых Государств.

Основные направления сотрудничества, предусмотренные ею: гармонизация нормативно-правовой базы в сфере борьбы с терроризмом и наёмничеством, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; разработка Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-участников СНГ; проведение совместных командно-штабных и оперативно-тактических антитеррористических учений; проведение согласованных межведомственных оперативно профилактических целевых мероприятий и специальных операций по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений террористической направленности; совместное проведение мероприятий по выявлению и пресечению террористической деятельности и поддерживающей её деятельности и обмен информацией.

Кроме того, в целях развития сотрудничества по борьбе с терроризмом запланированы совместные научные исследования актуальных проблем борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма и осуществляется обмен основными результатами научно-исследовательских работ в этой области.

С учётом указанных документов решением Совета глав государств СНГ от 01.12.2001 г. в качестве постоянно действующего специализированного отраслевого органа Содружества создан Антитеррористический центр государств-участников Содружества Независимых Государств (далее - АТЦ СНГ).

Его задачи и функции изложены в Положении об АТЦ СНГ и сводятся к следующему: на основе анализа поступающей информации о состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма и иных проявлений экстремизма выработка соответствующих рекомендаций Совету глав государств Содружества Независимых Государств и другим странам СНГ и обеспечение координации взаимодействия компетентных органов государств-участников СНГ в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

Центр осуществляет свою деятельность с использованием возможностей специализированных антитеррористических подразделений Федеральной службы безопасности Российской Федерации, объединённого банка данных органов безопасности, специальных служб и других компетентных органов государств-участников СНГ. АТЦ СНГ вправе запрашивать необходимую информацию из органов безопасности (специальных служб правоохранительных органов, военных, пограничных и других ведомств государств-участников СНГ через компетентные органы, осуществляющие официальные контакты с Центром.

По решению Совета глав государств Содружества Независимых Государств Центр создаёт свои региональные подразделения (филиалы, представительства, отделения).

Таким образом, в повседневном режиме АТЦ СНГ представляет собой координационный информационно-аналитический центр оперативной обработки информации, получаемой из компетентных органов и органов исполнительной власти государств-участников СНГ.

При совершении или угрозе совершения террористической акции (захват заложников, воздушного судна, АЭС, химического предприятия или других источников возникновения техногенных катастроф), последствия которой могут нанести ущерб одному или нескольким государствам-участникам СНГ, на базе Центра создаётся координационный штаб проведения согласованной контртеррористической операции.

Одновременно в целях информационно-аналитического обеспечения деятельности Центра в нем, как предусмотрено Программой государств-участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года (пп. 3.1), на базе объединённого банка данных органов безопасности и специальных служб государств-участников Содружества Независимых Государств создаётся специальный банк данных, где будут сосредотачиваться информационные массивы:

- О международных террористических и иных экстремистских организациях, их лидерах, а также причастных к ним лицам.

- О состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма и иных проявлениях экстремизма в государствах-участниках СНГ и других государствах.

- О неправительственных структурах и лицах, оказывающих поддержку международным террористам.

Для ускорения решения вопросов создания и постоянного обновления специального банка данных предполагается создать правовую базу - Соглашение государств-участников СНГ об информационном обмене по вопросам борьбы с международным терроризмом. Его разработкой занимаются специалисты АТЦ.

В рамках СНГ успешно развивается ещё одно направление сотрудничества в борьбе с терроризмом - военно-техническое.

Имея по сути прозрачные границы с большинством из своих соседей - стран СНГ, Россия уже апробировала в рамках СНГ многие формы сотрудничества в области борьбы с терроризмом, в том числе - военно-технические. Такое сотрудничество реализуется в рамках совместных военных операций по борьбе с террористами. На основании Договора о коллективной безопасности (1992) (которым прямо не предусмотрены случаи терроризма) возможно применение коллективных сил безопасности для пресечения актов международного терроризма, квалифицируемых в качестве агрессии.

И всё же, для борьбы с террористами военная сил, как не раз подчеркивалось Россией, является крайней и вынужденной мерой, применяемой, когда все другие средства исчерпаны. Основными же средствами пресечения терроризма были и остаются правовые, в том числе международно-правовые. И важным условием их эффективного использования является выполнение государствами взятых на себя обязательств.

Несомненно, контртеррористический опыт, приобретенный в рамках СНГ, демонстрирует собой возможный вариант разностороннего подхода к соответствующим вопросам и отражает наиболее важные и актуальные направления международного сотрудничества по борьбе с терроризмом, включающие:

1. Систематический информационный обмен на основе объединённого банка данных специальных служб и других компетентных органов.

2. Унификацию законодательства в сфере борьбы с терроризмом (прежде всего в части криминализации конкретных деяний террористической направленности).

. Содействие в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий и комплексных операций по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма, а также в обеспечении безопасности потенциально наиболее уязвимых объектов и лиц.

. Помощь в организации подготовки специалистов и инструкторов антитеррористических подразделений.

. Содействие в осуществлении межгосударственного розыска и задержания лиц, совершивших преступления террористического характера и скрывающихся от уголовного преследования или исполнения судебного приговора.

. Организацию совместных мероприятий (в том числе военно-технического характера) по выявлению и пресечению деятельности международных террористических групп и организаций, а также источников их финансового и материального обеспечения, установлению местонахождения и ликвидации баз, тренировочных лагерей, мест лечения и отдыха террористов.

. Разработку методик противодействия терроризму.

Такой многосторонний подход соответствует сложной структуре терроризма как преступления и социально-политического явления и может служить в качестве ориентира для развития двусторонних и многосторонних контактов России в сфере пресечения терроризма.

терроризм политический насилие борьба

Глава 2. Тенденции и перспективы терроризма

 

Многие исследователи подчеркивают в качестве основной тенденции терроризма рост его деструктивного потенциала. Если за последние десять лет в Северной Америке было совершено 76 терактов и при этом было убито и ранено 1213 человек, то лишь два теракта 11 сентября 2001 г. принесли около четырех тысяч смертей.

Количественный рост террористических акций с многочисленными жертвами и значительными материальными потерями, циничность и жестокость их исполнения характеризуют и действия террористов в современной России, примером чего стали взрывы домов в Волгодонске, Буйнакске, Москве.

Такая тенденция в значительной степени связана как с ростом численности террористических групп и террористов-одиночек, так и с увеличением общей массы обычных и совершенствованием новых вооружений (химического, биологического и ядерного оружия), облегчением доступа к оружию в связи с многочисленными локальными конфликтами в мире и общей политической нестабильностью в некоторых регионах.

Так, на территориях государств СНГ после развала СССР осталось без работы большое число учёных и специалистов, работавших в военно-промышленном комплексе, которые способны создать химическое, биологическое и даже ядерное оружие и за деятельностью которых сегодня утрачен всяческий контроль. А такое оружие, попав в руки фанатично настроенных экстремистов, террористов и бандитов, может нанести ущерб безопасности любого государства.

Собственно тенденции и перспективы развития терроризма целесообразно рассматривать в тесной увязке с составляющими это сложное явление компонентами, прежде всего исходя из его идеологии, организационной структуры, а также собственно криминологических характеристик.

Кроме того, можно выделить ряд политических тенденций терроризма. Это использование отдельными государствами некоторых террористических группировок в качестве орудия достижения своих геополитических целей; попытки лидеров некоторых террористических организаций придать своей деятельности характер национально освободительной борьбы. А также использование террористами, а иногда и искусственное разжигание ими межнациональных противоречий, экстремизма и сепаратизма; использование в качестве идеологической основы религиозного экстремизма (что особенно наглядно проявляется в экстремистских течениях на основе фундаментализма).

Серьёзная угроза национальной безопасности и территориальной целостности государств СНГ исходит и в ближайшее время будет исходить от радикальных исламских международных организаций, пытающихся укрепить свои позиции в регионах компактного проживания мусульман Российской Федерации, а также в Азербайджане, Таджикистане, Узбекистане и Кыргызстане. Также заметна общая тенденция к укреплению идейных и организационных начал, которая чревата, прежде всего, превращением терроризма конца 20-го - начала 21-го века в постоянного действующий и активно используемый фактор политической борьбы как на международной арене, так и внутри отдельных государств. Примером может служить использование грузинскими спецслужбами банды чеченского полевого командира Руслана Гелаева в октябре 2001 г. для нападения на Абхазию с целью восстановить контроль над этой территорией.

Также следует обратить отдельное внимание на активные попытки международных террористических организаций установить контроль над территориями с богатейшими запасами энергоносителей и полезных ископаемых.

В организационном плане важной развивающейся характеристикой является усложнение структуры террористических организации, её внешних связей. В.В. Витюк так описывает эту новую тенденцию: «Современные террористические организации - это иногда целые концерны с внутренним разделением труда, с мастерскими, складами, убежищами, типографиями, госпиталями, лабораториями, коммерческими предприятиями. Их «персонал» нередко состоит из идеологов и практиков, руководителей и исполнителей, специалистов по убийствам, диверсиям, угону автомашин, изготовлению фальшивых документов; ответственных за разведку, финансы, связь с прессой, профессиональных подпольщиков, получающих регулярное содержание, и лиц, ведущих легальный образ жизни, внедрённых в различные звенья государственного аппарата, промышленного и финансового мира».

Графическое изображение структуры террористической организации (крестиками в схеме обозначены подразделения, которые могут быть опущены и/или ликвидированы)

 

 

Современный терроризм - это уже не только и не столько фанатики-революционеры, боевики-одиночки, угонщики самолётов и убийцы-камикадзе. Современный терроризм - это мощные структуры с соответствующим оснащением и финансово-экономическими возможностями. Терроризм превратился в весьма прибыльный бизнес глобального масштаба с развитым «рынком труда» и приложения капиталов, со своими правилами и моралью, не совместимыми ни с какими общечеловеческими и демократическими ценностями.

В представленном в июле 2000 г. докладе Национальной комиссии США по борьбе с терроризмом указывается, что ряд наиболее опасных групп приобрели черты, которых ещё 10-20 лет назад не было: их финансовые и материально-технические связи простираются через границы, менее зависят от государств-спонсоров и труднее поддаются разрушению при помощи экономических санкций. Они используют широко доступные технологии для быстрого и безопасного общения, их цели связаны со всё большим числом жертв.

Нередко не только структурное сходство построения организованной преступности и террористических организаций, но и устойчивые связи между ними, использование к взаимной выгоде возможностей друг друга: организованной преступностью - террористов - для оказания давления на власти в целях изменения антикриминальной политики и, наоборот, террористами - организованной преступности для получения необходимых финансовых средств (что характерно, прежде всего, для связи с наркобизнесом, наглядным примером чего являлось использование средств от реализации наркотиков из Афганистана на финансирование террористических акций в Чечне). Кроме того, международная незаконная торговля оружием и взрывчатыми веществами, очень доходный криминальный бизнес, в настоящее время практически неразрывно связана с международными террористическими организациями.

Развитие современных технологий, особенно в сфере вооружений и коммуникаций, привело к тому, что, обладая необходимыми финансовыми средствами, даже численно небольшая группа террористов в состоянии нанести серьёзный удар по государству и его гражданам. В свою очередь, необходимые финансы - в настоящее время получаются по самым различным каналам, а также в различных формах поддержки иными террористическими группами или организациями, а также государствами. Настоящий этап развития терроризма отмечен процессами развития сотрудничества между террористическими структурами (как правило, близкими или одинаковыми по своим идейно-политическим позициям). Это проявляется в согласовании стратегии и тактики, обмене информацией, помощи в подготовке и проведении террористических актов, а также предоставлении другой военной, материально технической, финансовой, кадровой или иной помощи.

Важную особенность современного терроризма составляет отчётливый рост его военной составляющей. Примеры Афганистана, Таджикистана, Косово, Чечни, Ближнего Востока и стоящих за ними мощных покровителей и доноров показывают, что сегодня терроризм может вести диверсионно-террористические войны, участвовать в масштабных вооружённых конфликтах. В современном мире наблюдается тенденция к взаимной диффузии современных военных конфликтов и терроризма, указывающая на терроризм как на войны четвёртого поколения, войны в 21-м столетии, когда страны могут быть втянуты в вооружённое противостояние с террористическими и подобными военизированными формированиями, не имеющими прямой государственной принадлежности.

Налицо быстрая эволюция террора и методов его реализации. В своей книге «Война с терроризмом: как демократии могут нанести поражение сети международного терроризма», вышедшей в 1995 году, экс-премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху, говоря об эволюции методов террора и угрозе ядерного терроризма, писал: «…последствием будет взрыв не автомобиля, начиненного взрывчаткой, а ядерной бомбы в подвале Всемирного торгового центра». Эти слова предстали совсем в другом свете после событий 11 сентября 2001 года.

Активно развиваются такие формы современного терроризма, как психологическая, технологическая и информационная, представляющие собой основу терроризма 21-го века.

Технологический терроризм является наиболее опасным на данный момент. В течение последних 20-30 лет он вышел на лидирующие позиции по степени реальной опасности. Выделяют две основные его характеристики: Связь с потенциальным применением террористами и террористическими группировками средств массового поражения и уничтожения (химического, ядерного, бактериологического оружия), а также связь с актами терроризма, направленными против важнейших объектов промышленности (крупные предприятия), энергетики (атомные электростанции), коммуникаций (газо- и нефтепроводы, железные дороги, метрополитен и т. д.) и прочих элементов промышленной инфраструктуры, которые по своей разрушительности способны повлечь катастрофические последствия.

Всё более серьезной проблемой становится новый вид терроризма, когда диверсии осуществляются не с помощью взрывных устройств, а путём вывода из строя крупных информационных систем через всемирную компьютерную сеть Интернет. Потенциальные жертвы - в первую очередь государственные организации и крупные коммерческие структуры.

Интернет предоставляет террористам исключительные возможности. Он служит для них источником легкого и без привлечения лишнего внимания получения практически любых необходимых сведений: от предложений потенциальных поставщиков оружия и необходимых технических средств до инструкций о создании бомб. С его помощью можно перевести необходимые финансовые средства или получить их, собирая пожертвования либо взламывая банки. Можно вербовать наемников и осуществлять пропаганду и, наконец, посредством глобальной сети возможно быстро и малыми затратами нарушить нормальное функционирование любого объекта гражданской или военной инфраструктуры. И все это при исключительно высоком уровне защищенности от вмешательства государства в потоки соответствующей информации, а следовательно, при сохранении основной характеристики и условия террористической деятельности - её секретности.

Вместе с тем, хотя новейшие технологии предоставили террористам изобилие новых вооружений и потенциальных объектов атак, они в то же время повысили способности самого государства к нанесению ответного удара по террористам. Успехи антитеррористических спецподразделений во многом обусловлены возросшим использованием широкого множества нового совершенного технологического оборудования, многое из которого разработано специально для применения его против террористов. Большое значение для контртеррористических подразделений имеет своевременное получение точной информации и разведывательных данных о противнике. Современные компьютерные технологии, электронные средства слежения и связи как раз предоставляют возможность сбора и анализа неограниченного количества информации относительно террористических организаций, их членов и характеристик.

Особую опасность для общества представляет опасность завладения террористами ядерными технологиями, которые выведут террористов на качественно более высокий и крайне опасный потенциальный уровень. Тенденция к проведению попыток получить в свои руки ядерное оружие четко прослеживается у многих террористических групп, особенно у исламских экстремистских группировок (в том числе и чеченских). Это обусловлено тем, что в последнее время стало значительно проще получить доступ к компонентам ядерного оружия и сведениям о его создании. На черном рынке при наличии финансов можно при наличии связей найти радиоактивные элементы, не пригодные для создания ядерных бомб, но подходящие для изготовления т.н. «грязных бомб» (гибрид обычного взрывного устройства и радиоактивных элементов, вызывает сильное радиационное заражение местности).

И всё же вероятность использования террористами радиологического и ядерного оружия в ближайшее время незначительна. Это связано во-первых с ужесточением контроля за оборотом (в том числе и незаконным) радиоактивных материалов ввиду их потенциальной опасности, во-вторых с существенными трудностями, связанными с получением и применением такого оружия, а также по причине высокой степени развития обычных вооружений, позволяющих также вызывать значительные разрушения.

В целом, опасность терроризма неумолимо растёт. Он становится всё более самодостаточным, поскольку идеология для многих террористов стала прикрывающим их зонтиком и они обладают всё большей финансовой и оперативной независимостью. Терроризм можно характеризовать как прогрессивную и динамично развивающуюся структуру, что с учетом его сетевой составляющей делает его мировой угрозой № 1.


Список литературы

 

1. Терроризм и контртерроризм в современном мире: аналитические материалы, документы, глоссарий. Под ред. О.А.Колобова. М., Экслит, 2003.

2. Устинов В. В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. М., Юрлитинформ, 2002.

. Гаврилин Ю.В., Смирнов Л.В. Современный терроризм: сущность, типология, проблемы противодействия. Учебное пособие. - М., ЮИ МВД России, Книжный мир, 2003.

. Нетаньяху Б. Война с терроризмом: как демократии могут нанести поражение сети международного терроризма. / пер. с англ. - М., Альпина Паблишер, 2002.

. Ляхов Е.Г., Попов А.В. Терроризм: национальный, региональный и международный контроль. Монография. Ростов-на-Дону. РЮИ МВД России. 1999.

. Морозов Г. И. Терроризм - преступление против человечества (международный терроризм и международные отношения): 2-е изд., перераб. и доп. Российская академия наук. Институт мировой экономики и международных отношений. М., 2001.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: