Дано: | Решение Ответ: |
Найти: | |
Вычислите мольные отношения солей в смеси хлоридов калия и натрия массой 3,0 г, если при взаимодействии с избытком раствора нитрата серебра образовался осадок массой 7,1 г.
Дано: | Решение Ответ: |
Найти: | |
3. Вычислите среднюю скорость химической реакции А + В = 2С, если начальная концентрация вещества А равнялась 0,25 моль/л, а через 20 с стала равной 0,10 моль/л.
Дано: | Решение Ответ: |
Найти: | |
4. При 60 оС скорость реакции равна 2 моль/л × с. Вычислите скорость этой реакции при 20 оС, если температурный коэффициент равен 3.
Дано: | Решение Ответ: |
Найти: | |
В какой цвет окрасится лакмус в растворе, полученном при взаимодействии гидроксида кальция массой 40 г с соляной кислотой, содержащей 40 г хлороводорода?
Дано: | Решение Ответ: |
Найти: | |
Рассчитайте тепловой эффект растворения хлорида калия (кДж/моль), если энергия кристаллической решетки соли равна 730 кДж/моль, энергия гидратации хлорид-ионов равна 330 кДж/моль, энергия гидратация ионов калия равна 339 кДж/моль.
Дано: | Решение Ответ: |
Найти: | |
Закрепление. Уточнение. Систематизация
1. Составьте схему классификации химических реакций по определенным признакам:
- по составу веществ, участвующих в реакции;
- по направлению реакции;
- по выделению и поглощению тепла в химической реакции;
- по появлению пламени;
- по изменению степени окисления элементов веществ, участвующих в реакции;
- по названию веществ, участвующих в реакции;
- по типу взаимодействия с водой;
- по признаку взаимодействия кислоты и основания;
- по названию структурных частиц вещества, между которыми протекает реакция;
|
- по механизму протекания реакции;
- по определению (идентификации) определенного вещества или иона;
- по фамилии ученого, открывшего реакцию, (именные реакции);
ПРИМЕЧАНИЕ. Возможно, в вашем учебнике приведены другие признаки или не указаны все перечисленные признаки классификации химических реакций. В этом случае используйте дополнительную литературу, пособия для поступающих в вузы по химии.
Вспомните определения каждого типа химической реакции и приведите соответствующие примеры. _____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
2. Приведите 3-4 примера уравнений, когда одну и ту же химическую реакцию можно отнести к различным типам _____________________________________________________________________
|
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________
3. Многие процессы протекают значительно сложнее, чем мы их записываем в виде химических уравнений. Зачастую происходят побочные явления или продукты реакции мгновенно претерпевают самопроизвольно дальнейшие превращения. Кроме того, во многих реакциях в растворах активное участие принимает растворитель (вода). Реакции обмена и разложения в одном процессе. При взаимодействии мрамора с раствором соляной кислоты происходит растворение мрамора и вспучивание смеси за счет двух реакций
CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2CO3
H2CO3 = H2O + CO2↑
Обе реакции протекают одновременно, поэтому процесс выражают одним уравнением
CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2↑
Приведите примеры, когда в одном процессе протекают одновременно реакции обмена и разложения. Сформулируйте общее правило одновременного протекания этих реакций. ______
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Реакции обмена и соединения в одном процессе. Если к раствору сульфата железа (II) прилить немного раствора щелочи, наблюдается образование светлого осадка гидроксида железа (II), который тут же превращается в бурый осадок гидроксида железа (III)
FeSO4 + 2NaOH = Fe(OH)2↓ + Na2SO4
4 Fe(OH)2 + 2H2O + O2 = 4Fe(OH)3↓
Оба процесса можно выразить одним уравнением
4FeSO4 + 8NaOH+ 2H2O + O2 = 4Fe(OH)3↓ + 4Na2SO4
|
Приведите примеры, когда в одном процессе протекают одновременно реакции обмена и соединения. Сформулируйте общее правило одновременного протекания этих реакций. ______
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Реакции обмена и разложения с участием воды в одном процессе. Если к раствору соли алюминия в пробирке прилить раствор карбоната натрия, то наблюдается образование осадка и выделение углекислого газа в результате гидролиза образовавшегося карбоната алюминия и разложения угольной кислоты
3Na2CO3 + 2AlCl3 = 6NaCl + Al2(CO3)3
Al2(CO3)3 + 6H2O = 2Al(OH)3↓ + 3H2CO3
H2CO3 = H2O + CO2↑
Процесс можно выразить одним суммарным химическим уравнением реакций
3Na2CO3 + 2AlCl3 + 6H2O = 6NaCl + 2Al(OH)3↓+ 3CO2↑
Приведите примеры, когда в одном процессе протекают одновременно реакции обмена и разложения с участием воды. Сформулируйте общее правило одновременного протекания этих реакций. _________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Дайте количественную характеристику различным типам химических реакций. ____________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. С химическими уравнениями можно проводить некоторые математические действия (КАКИЕ?).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________
Однако не для всех химических уравнений возможно поменять местами левую и правую часть уравнения (ПОЧЕМУ?) __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________
6. Как вы думаете, есть ли разница в массах вдыхаемого и выдыхаемого человеком воздуха? Если, да, то чем эта разница обусловлена? Становится ли человек после каждого вдоха тяжелее или легче? _____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
7. Ученые установили, что "средняя" молярная масса воздуха (природная смесь газов) равна 29. Можно ли определить аналогично "среднюю" молярную массу морской воды (природную смесь воды и солей)? __________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
8. Древние философы на основе наблюдений и умозаключений пришли к выводу, что все вокруг состоит из мельчайших частиц – атомов. Почему же философы не установили при этом количественные соотношения в различных явлениях? ____________________________________
___________________________________________________________________________________________
9. Атом кислорода-16 (известны еще два природных изотопа кислорода с большей массой - 17О и 18О) образован 23-мя элементарными частицами: протонами (8), нейтронами (8) и электронами (8)). Вычислим суммарную массу этих частиц.
Протоны: 1,00728 а.е.м. · 8 = 8,05824 а.е.м.
Нейтроны: 1,0867 а.е.м. · 8 = 8,06936 а.е.м.
Электроны: 0,0055 а.е.м. · 8 = 0,044 а.е.м.
Общая масса всех частиц составит: 8,05824 а.е.м. + 8,06936 а.е.м. + 0,044 а.е.м. = 16,1716 а.е.м. Значение относительной атомной массы кислорода по периодической системе равно 15,9994. Таким образом, разница между общей массой элементарных частиц, составляющих атом кислорода-16 и относительной атомной массой кислорода равна 0,1792, или 1,08%. Можно ли утверждать, что в данном случае нарушается закон сохранения массы веществ? Как объяснить результаты приведенных вычислений? Может быть допущена ошибка в самих вычислениях? После выяснения истины по данному вопросу проделайте аналогичные расчеты для атомов бериллия, хлора, урана и дайте объяснение полученным результатам. _____________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Исследования ученых дают основание полагать, что планеты Солнечной системы и другие объекты космоса состоят из определенных химических элементов. Однотипные реакции между одними и теми же веществами всюду протекают одинаково. Следовательно, все развитые цивилизации должны прийти к установлению строения атома и открытию объективных всеобщих законов природы, в частности, периодического закона. Одной из проблем при возможном контакте землян с инопланетянами считается взаимопонимание, разработка определенного языка. Могут ли, на ваш взгляд, схемы строения атомов, химические знаки, уравнения химических реакций стать основой для создания языка общения с инопланетянами? Если, ДА, то, как вы себе это представляете? Напишите краткий проект создания межпланетного языка на основе знаний в области химии.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________