В школу приходят разные дети: разные по характеру и по поведению, по уровню развития и по подготовленности. Одни учатся легко, словно играючи, схватывают все на лету. Другим для приобретения тех же знаний требуются напряженные усилия, но при достаточном усердии и они более или менее удовлетворительно осваивают программный материал. И есть дети, обучение которых в общем потоке оказывается слишком трудным и для них самих, и для учителей, и для родителей. И, как правило, такие дети после комплексного обследования на ПМПК, целью которого является установление различных аспектов проблем и простраивание индивидуального образовательного маршрута, продолжают дальнейшее обучение в классах другого уровня – классы компенсирующего обучения.
Цель организации компенсирующих классов – создание для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, адекватных их особенностям условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию в условиях образовательного учреждения.
Обучение по предметам инвариантной части базисного учебного плана в компенсирующих классах осуществляется по рабочим программам разработанных на основе общеобразовательных программ или программам для компенсирующих классов. Составной частью программы в классах компенсирующего обучения является программа коррекционно-развивающей работы, которая реализуется как в процессе учебных, так и внеучебных занятий с обучающимися. Обучение организуется по учебникам для массовых классов в зависимости от уровня развития обучающихся. Решение по этому вопросу принимает учитель. (Приложение к приказу Министерства образования российской Федерации от 08.09.1992 № 333 “Примерное положение о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях”).
Урок в классе компенсирующего обучения имеет те же этапы, что и в общеобразовательном классе. Нами выделены определенные требования к основным структурным элементам урока в классе компенсирующего обучения:
1. Проверка ранее изученного материала и выполнения домаш-него задания. |
|
2. Изучение нового материала. |
|
3. Закрепление прой-денного материала |
|
4. Домашнее задание |
|
Несмотря на внешнюю схожесть урока в общеобразовательном классе и классе компенсирующего обучения, педагоги должны исключить механический подход, “натаскивание” при сообщении какого-либо объема информации или отработки какого-либо навыка. Образовательная программа в системе компенсирующего обучения, помимо обучающей задачи, прежде всего, должна носить коррекционно-развивающую направленность и учителю важно иметь представление о содержании коррекционной работы, которое включает следующие направления.
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
- коррекция – развитие памяти;
- коррекция – развитие внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени.
3. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
4. Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать;
- развитие умения выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
- умение планировать деятельность.
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование умения преодолевать трудности;
- воспитание самостоятельности принятия решения;
- формирование адекватности чувств;
- формирование устойчивой и адекватной самооценки;
- формирование умения анализировать свою деятельность;
- воспитание правильного отношения к критике.
6. Коррекция - развитие речи:
- развитие фонематического восприятия;
- коррекция нарушений устной и письменной речи;
- развитие лексико-грамматических средств языка.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Однако учителю не достаточно только знать особенности развития личности, самое главное суметь организовать на каждом этапе урока коррекционно-развивающую работу в соответствии с возможностями и потребностями учащихся.
Рассмотрим на примере урока русского языка в 5 классе компенсирующего обучения структуру его построения и коррекционно-развивающую направленность, обеспечивающую решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности ребенка.