Политическое сознание и политическая идеология.




Типологии политической культуры.

I По формационному признаку выделяют:

1.Рабовладельческую ПК 2.Феодальную ПК 3.Капиталистическую ПК 4.Социалистическую ПК

II В зависимости от предрасположенности к сотрудничеству или борьбе:

1.Конфликтную ПК - которая выражает отсутствие согласия в обществе относительно решения наиболее важных проблем общества и предполагает одновариантное рассмотрение перспектив развития страны.

2. ПК согласия (консенсуса) - предполагает формы деятельности, направленные на совместный поиск решения проблем путём диалога, сотрудничества, компромисса.

III Согласно типологии Г. Алмонда и С.Вербы:

1. Патриархальная (традиционалистская) ПК: свойственна странам и регионам, где политическая система недостаточно развита. Человек ограничивает свою политическую жизнь делами своего племени или деревни, он безразличен к центральному правительству и общей политике государства, у него полностью отсутствует интерес к политической системе, знаний о политике у него нет, а политическая информация либо не интересует, либо вообще не доходит из-за неразвитости СМИ.

2. Подданническая (ПК подчинения) характеризуется пассивным отношением к ПС. человек отдает должное или опасается правительственного авторитета, он ещё не готов к активному взаимодействию с властью и подчиняется силу традиции или страха. Человек ощущает себя подданным государства, его слугой, зависящим от него и на него полагающегося. Этот тип ПК покоится на «психологии государевых людей».

3. Активистская (гражданская) ПК (культура участия): человек имеет о политике и ПС ясное представление, стремится влиять на её функционирование, активно включается в политическую жизнь, пытаясь оказать влияние на политический процесс. Он ведёт себя как гражданин, проявляя независимость от государства и ответственность за общество.

В реальности существуют, как правило, смешанные типы ПК, и, в зависимости от соотношения различных её моделей, ПК страны можно рассматривать как более или менее развитую в политическом отношении.

Политическое сознание и политическая идеология.

Одним из самых динамичных элементов, влияющих на формирование политической культуры, является политическое сознание. Политическое сознание - это часть общественного сознания, связанная с политической идеологией и обозначающая особенности восприятия субъектом политической сферы жизни общества, это мысли и переживания участника политического процесса относительно самого этого процесса и собственной роли в нём.

Политическая идеология – система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики (класса, нации, всего общества, общественного движения, партии).

Либерализм.LIBERALIS (Lat.) - свободный.Либерализм, как идеологическое и политическое течение базируется на принципах индивидуализма и свободы, на представлении о самодостаточности личности и её самостоятельности. Следовательно, первостепенное значение отдается частной собственности как гарантия самостоятельности и достоинства человека.Экономическая доктрина классического либерализма основывается на свободном рынке, конкуренции и независимости экономической деятельности человека от государства. Роль государства в экономике крайне ограничена лишь функцией «ночного сторожа» (А.Смит) - защитой собственности, порядка в обществе. Все люди, по мнению либералов, от рождения обладают естественными правами личности (на жизнь, свободу, частную собственность). Деятельность государства должна быть ограничена законом (идея правового государства). Таким образом, либеральное мировоззрение можно назвать антиэтатизм (ЕТАТ с фр. – государство) - отрицательное отношение к вмешательству государства в общественную жизнь: «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно». «Лучшее правительство то, которое правит как можно меньше».С конца 19 века начинает складываться неолиберализм (Neo c Lat.- новый) для него характерна ориентация на социальный реформизм, принятие мер по социальной защите человека.

Консерватизм.CONSERVARE (Lat.) - сохранять. Консерватизм - это убеждения и меры по укреплению устоев социальной жизни, стабильных гос. порядков, сохранения всех ценностей, авторитетов и традиций общества. Существующим устоям, институтам следует отдать предпочтение перед любой теоретической схемой переустройства общества. Консерваторы рассматривают существующий мир как наилучший из всех возможных миров, и они призваны защищать STATUSQUO. Консерватизм отрицает революционные преобразования и очень осторожно относится к реформам: рост общественных институтов должен быть естественным. Консерватизм выступает за ограниченную демократию, сильную власть, за самоутверждение нации через завоевание государством лидирующего места в мировых отношениях.Современный консерватизм интегрировал в себя многие идеи либерализма и социал-демократии - идеи свободного рынка и конкуренции, демократии, парламентаризма, социальных реформ и социальной защиты.

Сегодня выделяют 3 вида консерватизма:

1. Традиционализм - выступает за сохранение всех социальных и моральных традиции, присущих классическому рыночному капитализму и даже феодализму, монархии: за принципы аристократизма, элитарности, сильной власти государства и религии. Выступает за укрепление семейных уз, за борьбу с дарвинизмом, против разводов, абортов и т.д.

2. Либертаризм - крайняя приверженность неограниченной свободе индивида; всякий коллективизм трактуется как путь к рабству (Ф. Хайек). В своих крайних проявлениях его сторонники выступают за анархокапитализм, являясь правыми радикалами.

3.Неоконсерватизм - значительно сблизился с неолиберализмом, восприняв многие его идеи (демократизм, идею общественного развития и т.д.), но в то, же время неоконсерваторы выступают против чрезмерной, по их мнению, социальной помощи, государственного патернализма (от pater-отец, т.е. государственная опека и забота), подрывающих, с их точки зрения, опору людей на собственные силы и вызывающих социальное иждивенчество и паразитизм.

Социал-демократизм. В основе социалистической идеи лежит построение социализма - общества на основе равенства и социальной справедливости. SOCIALIS (Lat.) - общественный.Но мнения о нём настолько разные, что на рубеже 19-20 вв. в марксизме произошел глубокий раскол на два направления: социал-демократическое (социалистическое) и коммунистическое. Социал-демократическое учение, осуждая реальный социализм советского образца и международное коммунистическое движение, в то же время жестко критикует капитализм как несправедливую систему с эксплуатацией и неравенством. В качестве альтернативы провозглашается «третий путь» - демократический социализм, то есть общество, в котором должны быть воплощены следующие принципы:

1. Политическая демократия - реализация всех прав и свобод личности, многопартийность, право на оппозицию и т.д.

2. Экономическая демократия - призвана обеспечить использование всех богатств в интересах всего общества; плюрализм форм собственности, определяющая роль рыночных отношения и активная роль государства в развитии экономики.

3. Социальная демократия - обеспечение всех социальных прав трудящихся (на труд, лечение, образование, отдых и т.д.), высокий уровень социальной защищенности личности.

Поэтому демократический социализм является левой (левоцентристской) политической силой, представляющей интересы широкой трудовой общественности.

Коммунизм. COMMUNIS (LAT)-общий.В основе коммунистического учения- революционный марксизм, впоследствии марксизм-ленинизм - учение, для которого были характерны:

1.Господство коллективных интересов над индивидуальными, которое закреплялось монополией государства на средства производства, что вело к ограничению и ликвидации частной собственности и рыночных отношений в экономике, а в политической сфере, соответственно, к формированию тоталитарной партийно-государственной системы.

2.Отношение к человеку как к средству для строительства нового общества по идеологической схеме.

3.Мессианская теория (от евр. машиах – спаситель) роли рабочего класса, его гегемонии (господства) под руководством коммунистической партии, которая приведёт общество и человечество к социальному освобождению.

4.Абсолютизация роли революции как средства изменения буржуазного общества и скептическое отношение к его эволюции.

5.Использование государства, особенно диктатуры в качестве основного орудия переустройства общества на началах социализма.

6.Оправдание применения насилия для решения важных и острых общественных проблем, его широкое использование.

7.Подчинение национальных интересов интернациональным.

8.Мессианское представление о роли КПСС и СССР в мировом революционном процессе.

 

Фашизм. FASCISMO (итал.) - пучок, связка, объединение. Фашизм - правоэкстремистское политическое движение и идеология, выражающее интересы крупного капитала, но в то же время социальной опорой которого были широкие мелкобуржуазные круги города, деревни, часть рабочего класса, люмпены и маргиналы.Фашизм паразитирует на кризисном сознании этих слоев, на страхе и потере перспектив и ориентиров на будущее. Основные положения идеологии фашизма:

1.Антидемократизм и антимарксизм.

2. Национализм и расизм. Высшей ценностью для фашизма является своя нация. Высшие нации должны господствовать над низшими.

3. Культ силы как средство решения национальных проблем.

4. Обоснование захвата и порабощения других народов, а война - очистительный процесс в борьбе за мировое господство.

5.Теория тоталитарного государства, этатизм - высшая форма защиты всеобъемлющей роли государственной власти, которой принадлежат важнейшие функции во всех областях жизни - от политики и экономики, до культуры и личной жизни.

6.Органическая теория государства - принцип внутреннего единства нации подобно единству организма (рабочие объявлялись органами труда - руками и ногами, а нацистской верхушке отводилась роль головы). Следовательно, отрицается классовая борьба.

7 .Принцип вождизма. «Фюрер нации стоит выше критики для любого немца навечно, авторитет его непререкаем».

Таким образом, идеология фашизма ориентирована на принуждение человека во имя идеалов нации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: