Семинар выполняет определенные функции. Первая – познавательная. Семинар ориентирован на получение знаний, на основе которых осуществляется деятельностное отношение к природному и социальному миру.
Вторая функция семинара – контрольная. Посредством педагогического контроля проверяются результаты обучения. Во время практического занятия определяется степень усвоения материала студентам магистратуры. Основная форма организации контроля в структуре обучения – опрос. Опыт показывает, что при редком опрашивании обучающиеся перестают готовиться к занятиям. Постоянный доброжелательный контроль стимулирует систематическую подготовку к занятиям.
Семинарские занятия могут содержать до 30% практической составляющей, в качестве которой могут использоваться:
– решение задач;
– обсуждение проблемных вопросов или подготовленных обучающимися докладов;
– составление документов;
– поиск и анализ информации в источниках права, научных, справочных, учебных, методических источниках;
– моделирование ситуаций практической действительности.
Распространенной формой является вопросно-ответная форма семинарского занятия в виде беседы. Посредством опроса преподаватель проверяет собственную работу, правильность применяемых методов.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Главная и определяющая особенность любого семинара - наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентам и самими студентам.
Рекомендуется:
1. Внимательное изучение плана семинарского занятия, списка рекомендованных источников и литературы, методических рекомендаций преподавателя.
|
2. Изучение программы дисциплины с целью уяснения требований к объему и содержанию знаний по изучаемой теме.
3. Изучение и доработка конспекта лекций, прочитанных преподавателем по темам, выносимым на семинарское занятие.
4. Изучение вопросов темы по учебнику и основным рекомендованным пособиям.
5. Изучение дополнительной литературы.
СТУДЕНТАМ рекомендуется:
– вести конспект прочитанного, записывать научные определения, краткие формулировки, сопоставлять различные точки зрения;
– продумать свой ответ по вопросам, составить краткий план ответа по каждому вопросу; выполнять творческие задания и решать задачи письменно в отдельной тетради; не требуется изучения всей рекомендуемой литературы;
– количество и объем изучаемых работ зависит от конкретной задачи: подготовки доклада, реферата, фиксированного выступления и т.д.;
– при ответе не следует повторять сказанное предыдущими выступающими, повторять самому, злоупотреблять временем другим способом;
– обязательно наличие нормативных актов по теме занятия; пользоваться при ответе учебниками, лекциями, нормативными актами можно лишь с разрешения преподавателя;
– перед консультацией, проводимой преподавателем, студент магистратуры должен хорошо продумать и четко сформулировать вопросы по тем темам, которые оказались недостаточно усвоенными им в процессе самостоятельной работы.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала:
|
-определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;
-выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;
-подбор литературы для преподавателя и студентов магистратуры;
-при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка студентов и преподавателя:
-составление плана семинара из 3-4 вопросов;
-предоставление студентам времени для подготовки к семинару;
-предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, законы и постановления, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и бюллетени, статистические данные и др.);
-создание набора наглядных пособий.
Первый этап состоит из вступительного слова преподавателя, где определяется цель, задачи, значимость темы, форма проведения занятия.
Второй этап – основное время семинарского занятия – предполагает обсуждение проблем темы. В арсенале преподавателя должны быть разнообразные вопросы, пробуждающие интерес к семинару. Это и информационные, и вызывающие дискуссию, и вопросы-подсказки. Педагог организует логические переходы от одного вопроса к другому.
Семинарские занятия целесообразно проводить с использованием:
- персональных компьютеров или их аналогов (ноутбуки, нэтбуки, планшетные компьютеры, мобильные устройства);
- справочно-поисковых систем «Консультант-плюс» или «Гарант»;
- интернет-ресурсов (официальные сайты органов государственной власти, организаций, учреждений; справочные источники; библиотечные ресурсы (www.znanium., com.IPRbooks.ru. и другие специальные информационные ресурсы).
|
Третий этап предполагает подведение итогов, обобщение результатов, исправление ошибок, оценку работы обучающихся. Целесообразно в конце занятия, в рамках каждой изучаемой темы обсуждать вопросы применения получаемых знаний, умений и навыков в дальнейшей практической деятельности.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:
-качество подготовки;
-степень усвоения знаний;
-активность;
-положительные стороны в работе студентов магистратуры;
-ценные и конструктивные предложения;
-недостатки в работе студентов магистратуры;
-задачи и пути устранения недостатков.
Критерии оценки выступлений студентов и анализа, самоанализа:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если его ответ на поставленные вопросы семинара мотивирован, он владеет материалом по теме, делает точные ссылки на нормативные акты, в состоянии их толковать, и устанавливать корреляционные связи с другими отраслями права;
- оценка «хорошо» выставляется студенту, если его ответ на поставленные вопросы семинара мотивирован, он владеет материалом по теме, делает ссылки на нормативные акты.
- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если его ответ на поставленный вопрос семинара не достаточно мотивирован, он слабо владеет знаниями законодательства, но не может сделать ссылки на нормативные акты.
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если его ответы на вопросы семинара не мотивированы, он не владеет знаниями, не делает ссылки на нормативные акты.