Недобросовестная конкуренция на фармацевтическом рынке




Практическое занятие КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ

Основные понятия

 

Изучив тему, студент должен уяснить определения следующих экономических категорий:

Ассиметрия информации - неравномерное распределение между участниками рынка информации о технологии производства товара, ценах, производственных издержках и т.д.

Внутриотраслевая конкуренция - соперничество, борьба между фирмами одной отрасли.

Межотраслевая конкуренция -борьба за наиболее выгодные сферы приложения капитала.

Граница безубыточности производства - цена на рынке, равная минимальному значению средних общих издержек конкурентной фирмы Р0 = АТСmin

Граница ликвидации фирмы – цена на рынке, равная минимальному значению средних переменных издержек конкурентной фирмы Р0 = AVCmin

Двусторонняя монополия - ситуация, когда монопольная сила продавца сталкивается с монопольной силой покупателя.

Дифференцированные товары -товары, отличающиеся индивидуальными чертами, качеством, рабочими характеристиками, имиджем, товарным знаком, гарантией, обслуживанием клиентов и т.д., коэффициент перекрестной эластичности спроса на которые больше нуля, чем меньше величина этого коэффициента, тем больше отличий у продуктов разных производителей

Естественная монополия – ситуация в отрасли, когда производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем двумя фирмами или более.

Закрытая монополия - ситуация, когда монопольное положение фирмы на рынке защищено законодательно или какими-либо юридическими правами, ограждающими ее от конкуренции

Индекс Лернера (индекс рыночной власти) –числовой показатель, характеризующий способность отдельной фирмы влиять на изменение рыночной цены товара:

Конкурентность - способность отдельной фирмы оказывать влияние на рынок товара: чем меньше возможностей у отдельной фирмы воздействовать на рынок реализуемого ею товара, тем более конкурентным считается рынок.

Конкуренция -состязание, соперничество между производителями (продавцами) товаров и услуг за рынки сбыта с целью получения более высоких доходов, прибыли и других выгод.

«Много» фирм в отрасли - такое количество фирм, при котором исключается воздействие на общую рыночную ситуацию отдельно взятого продавца.

Монопсония - рыночная структура, для которой характерна концентрация монопольной власти у одного покупателя.

«Несколько» фирм в отрасли - такое количество фирм, при котором каждая фирма своими решениями затрагивает интересы других фирм и вправе ожидать их ответной реакции

Неценовая конкуренция - конкуренция, осуществляемая посредством улучшения качества продукции и условий продажи при неизменных ценах

Общее услови е выбора оптимального объема совершенно конкурентной фирмой (проверка прибылью): фирма должна сравнить цену и величину средних переменных издержек при оптимальном объеме выпуска, где Р = МС. Если цена не меньше средних переменных издержек (Р0 ≥ AVC), то фирма должна производить этот оптимальный объем, в противном случае (Р0 AVC) должна закрыться.

Однородные (стандартизированные) товары -товары, которые потребители считают абсолютно идентичными, а значит, абсолютно заменяемыми, им безразлично, кто их произвел; коэффициент перекрестной эластичности спроса на такие товары стремится к бесконечности

Открытая монополия - ситуация, когда обладание монопольной властью не защищено законодательно, а является результатом авторских достижений самой фирмы

Отрасль — это группа фирм, производящих блага, предназначенные для удовлетворения одной потребности и взаимозаменяемые между собой

Правило «большого пальца»: превышение цены над предельными издержками как доля от цены равно величине, обратной эластичности спроса:

Предельное условие выбора оптимального объема выпуска совершенно конкурентной фирмой: можно увеличить прибыль за счет увеличения выпуска тогда, когда существующая рыночная цена превышает предельные издержки производства (Ро МС). Если же цена меньше предельных издержек (Ро МС), прибыль может быть увеличена за счет сокращения выпуска. Поэтому при оптимальном положительном выпуске, максимизирующем прибыль, при условии, что фирма не закрывается, цена должна равняться предельным издержкам (Ро = МС).

Простая монополия – монополия, которая на всех рынках продает в одно и то же время продукцию по одной цене.

Рыночная структура - условия, в которых протекает рыночная конкуренция, определяемые числом и размером фирм, типом предлагаемого товара, степенью контроля над ценами, сложностью входа в отрасль и выхода из нее, доступностью информации

Симметричное распределение информации ситуация, когда все фирмы имеют полную информацию о технологии производства товара, ценах, производственных издержках и т.д.

Совершенная конкуренция — модель рынка, при которой фирмы не обладают рыночной властью и не конкурируют по цене.

Уникальный товар –товар, не имеющий близких субститутов, абсолютно незаменимый, коэффициент перекрестной эластичности спроса на который у разных фирм равен нулю, т.е. у продуктов разных фирм нет ничего общего.

Условие равновесия совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном периоде - равенство цены, предельных издержек и минимальных средних общих издержек в краткосрочном и долгосрочном периодах (Р = LATCmin = SAТСmin = МС)

Ценовая дискриминация — способ реализации рыночной власти, заключающийся в продаже блага различным покупателям по разным ценам и направленный на увеличение прибыли за счет перераспределения потребительского излишка в пользу производителя.

Ценовая дискриминация первой степени (совершенная ценовая дискриминация) - ситуация, когда монополисту удается на каждую единицу товара назначать отдельную цену, учитывающую потребительские возможности покупателя;

Ценовая дискриминация второй степени - ситуация, когда цена товара устанавливается для каждого покупателя в зависимости от количества приобретаемого им товара;

Ценовая дискриминация третьей степени - ситуация, когда цена товара устанавливается на каждом рынке в зависимости от эластичности спроса на товар (чем ниже эластичность, тем выше цена).

Ценовая конкуренция - конкурентная борьба, которая ведется по поводу и с помощью цен

Ценополучатель — ситуация, в которой фирма вынуждена продавать свою продукцию по не зависящей от нее рыночной цене.

Чистая монополия — тип рыночной структуры, где весь объем отраслевого предложения концентрируется у одного продавца, который реализует продукт, не имеющий близких заменителей, а проникновение в отрасль других продавцов заблокировано.

 

Примеры решения задач

 

1 Укажите не менее двух вариантов ответа:

СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНТНАЯ ФИРМА БУДЕТ ПОЛУЧАТЬ МАКСИМАЛЬНУЮ, НЕОТРИЦАТЕЛЬНУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПРИБЫЛЬ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ ПРИ УСЛОВИИ:

а) Р = МС, Р >АTС;

б) MR = Р, Р >АTС;

в) MR = МС, Р > АTС;

г) Р = МС, Р > AVC;

д) Р = ATC, AR = МС.

 

Обоснование:

Совершенно конкурентная фирма получает максимальную прибыль при условии MR=MC, что равнозначно P=MC и AR = MC; эта прибыль будет неотрицательной при условии, что цена не ниже границы безубыточности, т.е. Р ≥ АТС

Ответ: а, в, д

МОНОПОЛИСТУ УМЕНЬШЕНИЕ ОБЪЕМА ВЫПУСКА НАВЕРНЯКА ПРИ-НОСИТ:

а) выгоду;

б) потери;

в) снижение цены;

г) рост средних постоянных издержек;

д) увеличение цены.

Обоснование:

Для любой фирмы, поэтому уменьшение объема выпуска Q ведет росту средних постоянных издержек (ответ г). Поскольку кривая спроса на продукцию монополиста имеет отрицательный наклон, то между ценой и объемом выпуска обратная зависимость (ответ д). Выгоду или потери получает монополист однозначно сказать нельзя, поскольку не известно, эластичному или неэластичному участку кривой спроса соответствует уменьшение объема выпуска

Ответ: г, д

ПРИЗНАКАМИ, ХАРАКТЕРНЫМИ ДЛЯ МОНОПОЛИИ, ЯВЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ:

а) наклон кривой спроса отрицательный;

б) барьеры входа в отрасль очень высокие, вплоть до непреодолимых;

в) фирма выбирает оптимальный объем выпуска на эластичном участке кривой спроса;

г) фирма выбирает оптимальный объем выпуска на неэластичном участке кривой спроса;

д) фирма обладает значительной рыночной властью.

Обоснование:

Кривая спроса на продукцию монополиста совпадает с отраслевой кривой спроса, поэтому имеет отрицательный наклон (ответ а). Монополист представляет всю отрасль, другие фирмы не могут в нее попасть из-за непреодолимых барьеров (ответ б). Оптимальный объем монополист определяет, исходя из условия MR=MC, причем на участке, где MR>0, что означает положительный прирост к выручке при снижении цены, что характеризует эластичный спрос (ответ в). Монополист сам устанавливает цену, что характеризует его значи-тельную рыночную власть (ответ д)

Ответ: а, б, в, д

2 Укажите единственно верный ответ:

СНИЖЕНИЕ ЦЕН НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕ-ВОЗКИ ПРИ СОХРАНЕНИИ СТОИМОСТИ АВИАБИЛЕТОВ НА ПРЕЖНЕМ УРОВНЕ И ПРОЧИХ РАВНЫХ УСЛОВИЯХ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИМЕРОМ ______ КОНКУРЕНЦИИ.

а) внутриотраслевой ценовой

б) внутриотраслевой неценовой

в) межотраслевой ценовой

г) межотраслевой неценовой

Обоснование:

В условии идет речь о соперничестве между двумя отраслями: железнодорожным и авиационным транспортом, они соревнуются за увеличение числа пассажиров путем изменения цен, значит имеет место межотраслевая ценовая конкуренция

Ответ: в

В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ РЫНОЧНАЯ ДОЛЯ КОН-КРЕТНОГО ПРОДАВЦА ЯВЛЯЕТСЯ...

а) стопроцентной

б) большой

в) незначительной

г) значительной

Обоснование:

В условиях совершенной конкуренции в отрасли работает много мелких фирм, доля каждой составляет менее одного процента от рыночного объема выпуска, т.е. рыночная доля одной фирмы незначительна.

Ответ: в

НА РИСУНКЕ ПРЕДСТАВЛЕНА ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДОХОДОВ И ИЗДЕРЖЕК ФИРМЫ-МОНОПОЛИСТА. МОНОПОЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ ПРИ ОПТИМАЛЬНОМ ОБЪЕМЕ ПРОИЗВОДСТВА РАВНА ____ ТЫС. ДЕН. ЕД.

а) 400

б) 1000

в) 1600

г) 3200

Обоснование:

Оптимальный объем производства монополии определяется точкой пересечения MR и МC, он равен 40 тыс. шт. При этом объеме средние издержки АТС равны 70 ден. ед., а цена Р равна 80 ден. ед. Значит, каждая единица продукции будет приносить прибыль 80 – 70 = 10 ден. ед. Общая прибыль составит 10. 40 = 400 тыс. ден. ед.

Ответ: а

БЫТОВОЕ И ПРОМЫШЛЕННОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ В ГОРОДАХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В РАМКАХ РЫНОЧНОЙ СТРУКТУРЫ, КОТОРУЮ МОЖ-НО СЧИТАТЬ…

а) монополистической конкуренцией

б) монопсонией

в) монополией

г) олигополией

Обоснование:

Как правило, в городах бытовое и промышленное водоснабжение осуществляется одной фирмой, эта рыночная структура является монополией

Ответ: в

 

3 Определите, верно или неверно следующее утверждение:

КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СОВЕРШЕННО КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫВ КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ВОЗРАСТАЮЩЕЙ ЧАСТЬЮ КРИВОЙ СРЕДНИХ ПЕРЕМЕННЫХ ИЗДЕРЖЕК.

Обоснование:

Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде определяется той частью кривой предельных издержек, которая лежит выше кривой средних переменных издержек

Ответ: н

ЕСЛИ ФИРМА ДЕЙСТВУЕТ В КОНКУРЕНТНОЙ ОТРАСЛИ И РЫНОЧНАЯ ЦЕНА ЕЕ ПРОДУКЦИИ СОСТАВЛЯЕТ 5 ДЕН. ЕД. ЗА ЕДИНИЦУ ПРИ ИЗДЕРЖКАХ НА ПРОИЗВОДСТВО ОДНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЕДИНИЦЫПРОДУКЦИИ В РАЗМЕРЕ 6 ДЕН. ЕД., ТО ФИРМА ДОЛЖНА УВЕЛИЧИТЬ ВЫПУСК.

Обоснование:

Согласно предельному условию выбора оптимального объема выпуска, совершенно конкурентная фирма может увеличить прибыль за счет увеличения выпуска тогда, когда существующая рыночная цена превышает предельные издержки производства (Ро МС). В данном случае Р0 = 5 ден. ед., а МС = 6 ден. ед., то есть Ро< МС

Ответ: н

МОНОПОЛИСТ УСТАНАВЛИВАЕТ ЦЕНУ, РАВНУЮ ПРЕДЕЛЬНЫМ ИЗДЕРЖКАМ

 

Обоснование:

Монополист устанавливает цену выше предельных издержек; степень такого превышения служит показателем силы рыночной власти монополиста

Ответ: н

 

4 Вставьте пропущенные слова:

ЛЮБАЯ ФИРМА В ОТРАСЛИ, КОТОРАЯ НЕ МОЖЕТ ПОВЛИЯТЬ НА ЦЕНУ СВОЕГО ПРОДУКТА, НАЗЫВАЕТСЯ _____ (СОВЕРШЕННО КОНКУРЕНТНОЙ / МОНОПОЛЬНОЙ) И ВЫПУСКАЕТ _____ (ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ / НЕЗНАЧИТЕЛЬНУЮ) ЧАСТЬ ОБЩЕГО ОТРАСЛЕВОГО ВЫПУСКА.

Обоснование:

Из всех рыночных структур только совершенно конкурентная фирма является ценно получателем, т.е. принимает цену, которую определяет рынок; это происходит в силу того, что отдельная фирма выпускает менее одного процента от отраслевого выпуска продукции, т.е. ее доля незначительна.

Ответ: совершенно конкурентной / незначительную

ПОСКОЛЬКУ МОНОПОЛИСТ ДОЛЖЕН _____ (ПОВЫШАТЬ / СНИЖАТЬ) ЦЕНУ НА СВОЮ ПРОДУКЦИЮ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫПРОДАТЬ БОЛЬШЕЕ ЕЕ КОЛИЧЕСТВО, ЦЕНА ПРОДУКЦИИ ДОЛЖНА БЫТЬ _____ (ВЫШЕ / НИЖЕ) ПРЕДЕЛЬНОЙ ВЫРУЧКИ ДЛЯ ЛЮБОГО УРОВНЯ ВЫПУСКА.

Обоснование:

Согласно закону спроса, чтобы увеличить объем продаж монополист должен снижать цену; чтобы получать прибыль, это снижение должно проходить на эластичном участке кривой спрос, т.е. в результате снижения цены доход монополиста должен расти, а это возможно когда цена выше предельной выручки.

Ответ: снижать / выше

ЦЕНА МОНОПОЛИСТА НА ПРОДУКЦИЮ _____ (ВЫШЕ / НИЖЕ) РЫ-НОЧНОЙ ЦЕНЫВ СОВЕРШЕННО КОНКУРЕНТНОЙ ОТРАСЛИ, А ОПТИ-МАЛЬНЫЙ ВЫПУСК _____ (НИЖЕ / ВЫШЕ), ЧЕМ В УСЛОВИЯХ КОНКУ-РЕНЦИИ.

Обоснование:

Фирмы в совершенно конкурентной отрасли максимизируют прибыль при условии Р = МС, а монополист устанавливает цену выше предельных издержек, т.е. цена монополиста выше, чем цена в совершенно конкурентной отрасли; поскольку совершенно конкурентная отрасль и монополист сталкиваются с одинаковыми рыночными условиями (кривая спроса одинакова), по большей цене, согласно закону спроса, будет куплено меньшее количество товара, т.е. объем выпуска монополиста будет ниже, чем в условиях конкуренции.

Ответ: выше / ниже

Решите задачу

 

Задача 1 Фирма работает в условиях совершенной конкуренции. Зависимость общих издержек фирмы (ТС) от объема выпуска (Q) представлена в таблице:

Q, шт.            
ТС, тыс. р.            

а) Если на рынке установилась цена товара 5 тыс. р., какой объем производства выберет фирма?

б) Ниже какого уровня должна снизиться цена на рынке, чтобы фирма прекратила производство данного товара?

Решение:

а) Согласно предельному условию выбора оптимального объема выпуска, совершенно конкурентная фирма может увеличить прибыль за счет увеличения выпуска, когда рыночная цена превышает предельные издержки производства (Ро МС).

Рассчитаем предельные издержки по формуле: МС= ΔТС/ΔQ

Q, шт. ТС, тыс. руб. МС, тыс. руб.
    -
     
     
     
     
     

Из таблицы видно, что Ро МС при Q = 3, значит, этот объем и выберет фирма

Ответ: Q= 3 тыс.

б) Фирма прекращает производство товара, когда рыночная цена ниже минимального значения средних переменных издержек AVC. Рассчитаем средние переменные издержки по формуле:

AVC = VC/Q=(ТС-FC)/Q=(ТС-4)/Q

 

Q, шт. ТС, тыс. р. AVС, тыс. р.
    -
     
     
    3,33
     
    4,8

Из таблицы видно, что min{AVC} = 3, значит, если цена на рынке опустится ниже 3 тыс. р., фирма будет вынуждена прекратить производство.

Ответ: Р < 3 тыс. р.

 

Задача 2 Функция спроса на продукцию монополиста имеет вид QD = 16 - Р, а функция общих издержек: ТС = 14 + Q2.

а) По какой цене монополист будет продавать свою продукцию?

б) Какую прибыль он получит?

Решение:

а) Как известно, монополист максимизирует прибыль при условии MR = МС. Определим MR = (TR)'.

В нашем случае TR = P×Q

Найдем Р из уравнения спроса: Р=16 - Q

Значит, TR = (16 - Q)×Q =16Q - Q2, а MR =16-2Q,

Определим MC = (ТС) = 2Q.

Следовательно, если MR = МС, то 16 - 2Q = 2Q, то есть Q = 4.

Р = 16 - Q = 16 - 4 = 12.

Таким образом, монополист будет продавать свою продукцию по цене Р = 12

Ответ: Р=12;

б) Найдем прибыль по формуле pr = TR - ТС = (16Q – Q2)-(14 + Q2)=16Q-14= 16×4 - 14 = 64 -14 = 50.

Значит, прибыль монополиста составит pr =50

Ответ: pr = 18

 

Задача 3 Издержки фирмы в совершенной конкуренцией отрасли определены как ТС = 2Q3 — 8Q2 + I2Q.

Рыночная цена установилась на уровне 44 р. за изделие.

а) Определите размер прибыли, получаемой фирмой в краткосрочном периоде.

б) При условии, что издержки краткосрочного периода становятся долгосрочными, определите уровень цен в отрасли.

Решение:

а) Прибыль любой фирмы определяется по формуле pr = TR – TC при оптимальном объеме выпуска.

Найдем этот выпуск из условия P =MC

Определим предельные издержки как первую производную общих издержек:

МС = ТС' =6Q2-16Q + 12

Приравняем полученное значение к цене: 6Q2-16Q + 12 = 44.

Отсюда Q = 4.

При таком объеме производства прибыль равна

pr = TRТС = 4 × 44 — 4 (2 × 42 — 8 × 4 + 12) = 128 р.

Ответ: pr = 128 р

б) В долгосрочном периоде рыночная цена установится на уровне минимума средних издержек АС.

Найдем средние издержки = 2Q2-8Q+12.

Минимум данной функции будет достигнут в точке, где ее производная равна нулю.

АС' = 4Q — 8 = 0; т.е. средние издержки принимают минимальное значение при Q = 2.

Подставим значение Q = 2 в функцию средних издержек:

ACmin = 2 × 22 — 8×2 + 12 = 4.

На этом уровне Р=4 р. и установится цена в отрасли в долгосрочном периоде.

Ответ: ACmin = Р = 4 р.

 

Задача 4 Спрос фирмы-монополиста задан уравнением Qd = 52 — 2 Р. Общие издержки ТС = 8,5Q2 — 10Q. Определите максимизирующий прибыль объем производства и размер прибыли.

Решение:

Монополия максимизирует прибыль при МС = MR.

MR=(TR)'

TR= P.Q

Определим цену из обратной функции спроса Р = 26 — 0,5 Q,

отсюда TR= 26Q -0,5Q2, тогда MR = 26 — Q.

МС =(TC)'= 17Q — 10.

Приравнивая МС = MR, получаем 26 — Q = 17 Q — 10,

т.е. 18Q = 36. Отсюда Q = 2.

При этом выпуске монополия назначает цену Р = 26 - 0,5.2 = 25.

Прибыль монополиста составит

pr = TR - ТС = 25.2- 8,5. 4+10.2= 36.

Ответ:

Q = 2; pr = 36;

5 Ситуации, вопросы для дискуссии

Недобросовестная конкуренция на фармацевтическом рынке

Проблема недобросовестной конкуренции на фармацевтическом рынке в России существует с начала 90-х годов, когда отечественные и импортные препараты стали очень отличаться по цене и появились копии дорогих лекарств — дженерики. В принципе выпуск дженериков вполне легален — производить копии может любая фармацевтическая компания после того, как у разработчика заканчивается патент, срок действия которого в среднем составляет двадцать лет. Правда, название аналогичного препарата и внешний вид его упаковки должны быть изменены, поскольку истечение срока действия патента вовсе не означает прекращения прав собственности на товарный знак.

Понятно, что дженерики значительно дешевле оригинальных препаратов, поскольку производителю не приходится тратить деньги на разработку (сотни миллионов, а то и миллиарды долларов). Кроме того, регистрация препарата-дженерика существенно упрощена, да и дорогостоящие клинические испытания проводить не требуется. Неудивительно, что дженерики составляют более 80% продукции российских фармпредприятий.

Потребителя вводили и вводят в заблуждение относительно качества продукции. Если говорить о том, как именно это делается, то первая и наиболее распространенная тактика состоит в том, что внешнее оформление упаковки дженерика и его название предельно приближены к оригиналу. Другая тактика — искажение информации. Препарат регистрируется как дженерик (т.е. точная копия оригинала), однако его инструкция представляет собой неполную копию инструкции оригинала — с минимумом описанных побочных эффектов. Таким образом, лекарство представляется потребителю более безопасным и, следовательно, более привлекательным. Этим проблемы недобросовестной конкуренции, впрочем, не исчерпываются: многие дженерики, имея сходный химический состав с оригиналом, несколько отличаются по своим свойствам.

По мнению фармацевтических компаний, желательно перераспределение функций государства и рыночных субъектов. Государство должно контролировать деятельность таможни, операции импорта-экспорта, качество лекарств, бороться с подделками и следить за корректной конкурентной борьбой. А задача рыночных субъектов — обеспечивать качество лекарств, продвигать новые препараты, корректно информировать конечного потребителя и профессиональную среду о достоинствах и преимуществах своих препаратов.

На российском фармацевтическом рынке 7-12% лекарств являются подделками (2005).

Об этом сообщил руководитель Фармацевтической инспекции Минздрава РФ Владимир Шипков на российско-американском симпозиуме по стандартам и контролю качества лекарственных средств. В частности, это, по словам Шипкова, связано с тем, что «на фарм-рынке страны в настоящее время работают около 7 тыс. дистрибьютеров — за рубежом крупных продавцов лекарств в каждой стране насчитывается не более десятка». Он также подчеркнул, что фарминспекция, которая сейчас состоит из 19 человек, не может охватить такое количество участников фармрынка, к которому также принадлежат около 700 отечественных производителей и примерно 70 тыс. аптечных учреждений. «Поэтому говорить о фарминспекции как об эффективном механизме, помогающем бороться с фальсифицированными препаратами, пока преждевременно», — подчеркнул Шипков. «В ближайшем будущем, — отметил он, — необходимо создать региональную сеть фарминспекций по всей стране».

Производство поддельных медикаментов характерно не только для России, оно приобрело поистине глобальные масштабы. Теме борьбы с фальшивыми лекарствами было посвящено заседание Специальной международной группы по борьбе с контрафактными медицинскими препаратами (ИМПАКТ), прошедшее в Бонне. На двухдневную конференцию, организованную министерством здравоохранения ФРГ, в бывшую столицу Германии съехались более 70 делегатов из 30 стран мира. Целью мероприятия было привлечение внимания общественности к данной проблеме, а также выработка необходимых мер для борьбы с этим явлением.

По оценкам экспертов американской исследовательской компании «Фудс энд Драг Администрейшн», мировой годовой оборот поддельных лекарств уже достиг 35 млрд долларов. При этом к 2010 г. специалисты прогнозировали его расширение более чем в два раза — до 75 млрд. Как отметил госсекретарь министерства здравоохранения Германии Клаус Шрѐдер, производство фальшивых медикаментов давно перестало быть проблемой лишь бедных и развивающихся стран и уже прочно укоренилось в Европе и Северной Америке. По оценкам экспертов ВОЗ, в ряде стран Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Африки поддельными являются до 30% всех представленных на рынке лекарств. В странах с переходной экономикой этот показатель составляет 10%, но на пространстве СНГ достигает 20%.

В аптеках развитых стран контрафактная продукция не превышает 1-2%. Однако там чрезвычайно популярно приобретение лекарств через Интернет, где недобросовестными подделками является почти половина рекламируемых медикаментов. «Левую» пилюлю изготовить совсем не трудно: немного картофельного крахмала закладывается в пресс для производства таблеток — и ни один врач в мире на глаз не сможет определить, держит ли он в руках настоящее лекарство или подделку. Дальше дело за малым: остается только выбрать упаковку для изготовленного снадобья и решить, за сколько ее продавать. При этом таблетке полученной из рук доктора, доверяют все: бедные и богатые, высокообразованные и неграмотные пациенты.

Как было отмечено на конференции, фальшивые медикаменты имеют самый различный диапазон воздействия на организм человека: одни практически безвредны, другие содержат высокотоксичные вещества, применение которых часто оборачивается летальным исходом.

Выработанная участниками конференции программа противодействия подделкам на фармацевтическом рынке включает в себя рекомендации по совершенствованию национальных законодательств в сфере борьбы с контрафактом, а также предложения по международному обмену информацией о выявленных схемах недобросовестной торговли медикаментами.

Германия одной из первых в ЕС ввела жесткую систему контроля за лекарственными препаратами и суровое наказание за преступления в этой сфере. Так, за сбыт поддельных лекарственных средств предусмотрено лишение свободы на срок от 3 до 10 лет. По словам Клауса Шредера, это действительно помогает, и сейчас наблюдается спад активности интернет шарлатанов, выдающих свои подделки за лекарства. В сочетании с плотным кон-тролем полицией сетевого пространства это является действительно эффективными мерами. Однако, как отметил координатор от ВОЗ Валерио Реджи, борьба с контрафактными лекарствами требует совместных комплексных усилий всего мирового сообщества. Он выразил надежду, что уже в 2007 г. все 193 страны-члена организации активно подключатся к работе ИМПАКТ.

Росздравнадзор ужесточит борьбу с подделками на фармацевтическом рынке. За продажу фальсифицированной продукции лицензия будет аннулироваться. При этом, по словам руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Рамиля Хабриева, экспертные оценки объемов фальсификата на рынке лекарственных средств значительно преувеличены. «Нашими проверками выявлено, что лишь одна десятая процента лекарственных средств являются некачественными, а фальсифицированные препараты составляют около трети этого количества», — отметил Р. Хабриев.

Р. Хабриев подчеркнул, что борьба с подделками будет более жесткой. По его словам, Росздравнадзор инициирует введение нормы, при которой обнаружение фальсифицированных лекарственных средств в розничной или оптовой структуре влечет приостановку лицензии и ее аннулирование через арбитражный суд. «Эту норму мы в ближайшее время получим в качестве правительственного документа», — сказал Р. Хабриев. По его мнению, такой порядок заставит торгующие организации внимательнее отслеживать пути по-ступления к ним лекарств, более бдительно относиться к своим контрагентам.

Р. Хабриев отметил, что с начала 2006 г. в сфере обращения лекарств выданы 6 069 лицензий, из которых на сегодня 90 уже приостановлены, а 19 — аннулированы. Государственный перечень лекарственных средств содержит 18 273 наименования.

По материалам журнала «Эксперт», сайтов www.finiz.ru., www.mosapteki.ru., www.pharmvestnik.ru., www.rccnews.ru

Вопросы для обсуждения

1 Насколько проблема недобросовестной конкуренции актуальна для российского и международного фармацевтического рынка?

2 Является ли выпуск джененерика легальным? Может ли выпуск дженерика стать методом недобросовестной конкуренции?

3 Могут ли «законные» производители лекарств самостоятельно бороться с недобросовестными конкурентами? Является ли участие государства необходимым в борьбе с недобросовестной конкуренцией?

4 Какие методы использует государство для борьбы с недобросовестной конкуренцией на фармацевтическом рынке?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: