Легенда о затоплении кораблей.




Фролова В.С. Ох, и трудная это штука – морская наука: азбука салажонка. – Севастополь: «Вебер», 2008. – 111 с. – (Севастополь – детям). с. 67

 

Ушаков.

Из книги В.Фроловой «Азбука салажонка» ребенок может узнать о замечательном герое первой обороны Севастополя – адмирале Федоре Федоровиче Ушакове. Сюжет рассказа определяет противостояние двух флотоводцев – русского, Ф. Ушакова, и турецкого, Саида-Али. Автор так подчеркивает достоинства противника Ф Ушакова: «Хитрый в бою, бесстрашный, много раз побеждавший в сражениях Саид-Али», да и другие адмиралы турецкого флота «трусами не были».

В. Фролова описывает морское сражение, упоминая документальные подробности:

«В новом месяце – с рождением новой луны – столкнулись в морском сражении две эскадры, русская и турецкая. У мыса Калиакрия. Есть такой в западной части Черного моря. У Саида-Али было 78 кораблей, у Ушакова 34. Но корабль Ушакова «Рождество Христово» смело бросился на флагманский – главный корабль Саида-Али». Верный сподвижник Саида-Али, Гусейн-паша, с двумя кораблями, вклинился между «Рождеством Христовым» и своим флагманом. От плена Саида-Али спас, от разгрома нет.

Интонация осуждения звучит в словах автора, когда она повествует о том, что турецкие флотоводцы, избежав плена, даже не попытались спасти свой израненный корабль:

«Лучший корабль турецкого флота стоял в Босфоре. Его было видно из окон дворца. Он так обгорел, имел столько повреждений в борту, в мачтах, в кормовой части, что годился только на дрова. На глазах стал тонуть. Ни султан, ни истекающий кровью адмирал пальцем не шевельнули, чтобы спасти его».

Бескорыстие Ф. Ушакова подчеркнуто в рассказе упоминанием о следующем факте: Ф. Ушаков пред отбытием в Петербург, к новому месту службы, подарил Севастополю участок земли, который находился в его собственности.

Адмирал Ушаков предстает в рассказе В. Фроловой благородным, смелым, мужественным защитником Отечества.

Дельфин

 

В числе замечательных имен героев, чья жизнь, чей труд, чей ратный подвиг связан с Черноморским флотом, В.С. Фролова упоминает не только выдающихся адмиралов, героев Первой обороны Севастополя. Так, в рассказе «Дельфин» автор в контексте повествования о П.С. Нахимове упоминает о двух замечательных умельцах – Тарасе Манько и Иване Казанцеве. «Всё, что они ни делали для кораблей – хоть в музей. Нос украсят – моряки всех стран завидуют. И ни одну мелочь для корабля не делали просто так, без смысла. Всё с умыслом, всё с душой».

Одна из историй, связанная с внешним видом черноморских кораблей, мастерски украшенных умельцами, лежит в основе рассказа о П.С. Нахимове. Во время посещения Черноморского флота царь Николай I обратил внимание на внешний вид кораблей и их вооружения:

«Обходит царь корабли… Говорит адмиралам: «Вы что это мне пишите, что денег нет на жалование служивым, а сами их тратите и тратите? Вон какой богатый нос у линейного корабля. Вон какая богатая корма… А это что? Дельфин на вертлюжной части пушки. Пушка и та богатая!» На что один из мастеров решился ответить:

- Оттого, батюшка, Черноморский флот богат, что адмиралы его бедные».

В рассказе упоминается о реальном случае выплаты жалования матросам из личных средств П.С. Нахимова.

«Понял царь… Правду люди говорят о Нахимове, всё свое жалование флоту отдает. Библиотеку строит. Книги для неё покупает. Кто попросит денег – даст. Сам и остаётся в потертом сюртуке».

В этом рассказе П.С. Нахимов предстаёт как человек удивительного бескорыстия и великодушия, для которого Черноморский флот – дело всей жизни.

В повествовании соединены три тематические линии: сведения о том, как и почему были украшены корабельные пушки на старинных кораблях, о мастерах, выполнявших свою работу с большим тщанием, визит на флот царя, во время которого самодержцу предстояло узнать и о необыкновенных умельцах, и о благородстве адмирала.

 

Легенда о затоплении кораблей (в пересказе).

 

Кошка.

 

В рассказе В.С. Фроловой точно указывается имя героя Первой обороны, его звание. Рассказ содержит сведения о том, где можно увидеть памятник матросу Кошке. Диалог с читателем, который использует автор в начале рассказа, делает повествование живым, занимательным для ребенка

 

Кошка совсем не кошка.

Он – Петр.

Он – матрос.

 

Хочешь увидеть его?.. Это можно. Памятник ему у Морского завода. Давно закончилась та война, когда воевал матрос. А Кошка жив. Смотрит на тебя, хитро, смеётся из-под усиков. Что-то спрашивает. Знаешь что?

 

Основу рассказа составляет реальный факт из истории Первой обороны Севастополя: смелая вылазка к позициям англичан, во время которой Кошка захватил шесть ружей из караульного помещения. В рассказе о храбром матросе автор говорит о тех особых качествах, которыми отличался Кошка.

«Кошка ступал по земле не слышнее кошки. Упав, полз – травинка не шелохнется. Пробирался через такие узкие щели, через какие и кошке не протиснутся. Вскарабкивался на стенки, на которых и кошке не удержаться. Сползал с таких скал, в каких кошки срывались». Так, ловкость героя-матроса в рассказе В. Фроловой становится продолжением его фамилии. Образ легендарного матроса становится зримым и понятным для ребенка.

Рассказ о матросе Кошке включает следующие краткие эпизоды: переполох в стане врага, перестрелка у высоты, описание хитрости, которую использовал Кошка, возвращение Кошки в свою часть, указание на то, кому достались ружья, похищенные у англичан. Композиция рассказа позволяет ребенку уловить динамику действия, запомнить последовательность событий, пересказать легенду о матросе Кошке, герое Первой обороны Севастополя.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: