Тема. Технология работы с информационными источниками




Занятие по курсу внеурочной деятельности «Индивидуальный проект»

Тема. Технология работы с информационными источниками

1. Прочитайте предлагаемый материал.

2. Запишите основные виды научных текстов.

Научная информация отображает адекватно современному состоянию науки объективные закономерности природы, общества и мышления.

К методам работы с научной̆ информацией̆ относятся методы поиска информации; методы обработки полученной̆ информации; методы систематизация и хранение научной̆ информации.

1). Поиск научной информации.

Научная информация представлена в научной̆ литературе. Б. Г. Тяпкин предлагает следующее определение научной̆ литературы: «совокупность произведений письменности и печати, которые создаются в результате научных исследований или теоретических обобщений и распространяются в целях информирования специалистов о последних достижениях науки, ходе и результатах исследований. Независимо от конкретной̆ отрасли знания, предметом содержания научной̆ литературы является сама наука — идеи и факты, законы и категории, открытые учёными. Научная работа не считается завершённой̆, если результаты её не закреплены в письменной̆ форме для передачи другим (в случае возникновения вопроса о закреплении приоритета на научное открытие публикация научные сочинения необходима)».

Б. Г. Тяпкин обращает внимание, что ранние научные произведения создавались в жанрах трактатов, диалогов, рассуждений, "поучений", "путешествий", жизнеописаний и даже в стихотворных жанрах (оды и поэмы). Постепенно эти формы сменились новыми формами: появились монографии, обзоры, статьи, доклады, рецензии, очерки, авторефераты, рефераты, тезисы докладов и сообщений, распространяемые в виде публикаций.

Рассмотрим краткую характеристику основных научных текстов:

Монография — научный̆ труд одного или нескольких придерживающихся единой̆ точки зрения авторов, в котором с наибольшей̆ полнотой̆ исследуется определённая проблема или тема. В монографии обобщается и анализируется литература по данному вопросу, выдвигаются новые гипотезы и решения, способствующие развитию науки. Монография обычно сопровождается обширными библиографическими списками, примечаниями, от которых можно оттолкнуться при составлении списка литературы по проблеме исследования.

Брошюра — непериодическое печатное произведение небольшого объёма (в международной̆ практике не менее 5 и не более 48 страниц); небольшого объема, как правило, научно-популярного характера.

Сборник научных трудов - сборник, содержащий̆ исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ.

Статья — научное произведение небольшого размера, в котором проблема рассматривается с обоснованием ее актуальности, теоретического и прикладного значения, с описанием методики и результатов проведенного исследования. Выполняя педагогическое исследование можно обратиться к журналам «Педагогика», «Воспитание школьника», «Народное образование», «Вопросы психологии». Необходимо помнить о том, что в последнем годовом номере журнала предлагается список статей, которые были опубликованы в данном журнале в течение года.

Тезисы доклада — краткое изложение содержания научного сообщения.

Учебное пособие — учебная книга, предназначенная для расширения, углубления, лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной̆ программой̆ и изложенных в учебниках; дополняет или заменяет (частично или полностью) учебник.

Поиски необходимой̆ литературы — продолжительный̆ труд. Значение его огромно, ибо от полноты изучения опубликованного материала будет зависеть качество учебно-исследовательской̆ работы.

Начинать работу в библиотеке лучше всего с обращения к энциклопедии и специальным словарям. Статьи энциклопедии содержат не только краткую информацию по существу той или иной̆ проблемы, но и список основных опубликованных по ней̆ работ.

Получив общую информацию по теме исследования, можно уже направиться к библиотечным каталогам.

Библиотечный̆ каталог - совокупность расположенных по определенным правилам библиографических записей̆ на документы, раскрывающая состав и содержание фонда библиотеки или информационного центра. Библиотечный̆ каталог может функционировать в карточной̆ или машиночитаемой̆ форме.

Различают следующие виды каталогов:

· - алфавитные,

· - предметные,

· - систематические,

· - каталоги новых поступлений.

К алфавитному каталогу обращаются в том случае, если знают название необходимого источника и фамилию его автора.

Предметный каталог - библиотечный̆ каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке предметных рубрик.

В систематическом каталоге названия книг сгруппированы по рубрикам и подрубрикам, однако сами рубрики, в отличие от предметного каталога, расположены не по алфавиту, а по системе дисциплины.

В библиотеке необходимо внимательно изучите каталоги. Лаконичные каталожные карточки несут богатую информацию: фамилия автора, название книги, его подзаголовок, научное учреждение, подготовившее издание, название издательства, год выхода книги, количество страниц. Перепишите с карточки каталога точную и полную библиографическую информацию о книге, статье. Свои записи лучше делать на отдельных карточках. На основе этих карточек, полученных в ходе библиографического чтения, составляется библиографический̆ список.

Библиографический̆ список представляет собой̆ последовательность библиографических описаний источников, которые исследователь использовал в своей̆ работе.

Основные правила составления библиографического описания.

1. Библиографическое описание книги одного автора:

Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской̆ деятельности / В.И. Андреев. – М., 1981

2. Библиографическое описание книги двух и более авторов:

Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении / П.И. Пидкасистый, В.И. Коротяев. – М, 1978

3. Библиографическое описание журнальной̆ или газетной̆ статьи:

Амирова С.С. Самоорганизация личности в процессе обучения / С.С. Амирова // Педагогика. – 1993. – No 5

4. Библиографическое описание сборника научных трудов:

Психологические проблемы самореализации личности: Сб. научн. тр. / Под ред. О.Г.Кукосяна. – Краснодар, 2001

5. Библиографическое описание автореферата диссертации:

Федотова Н.А. Развитие исследовательской̆ компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения: Автореф. дисс..... канд. пед. наук / Н.А. Федотова. – Улан-Удэ, 2010

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: