Занятие по курсу внеурочной деятельности «Индивидуальный проект»
Тема. Технология работы с информационными источниками
1. Прочитайте предлагаемый материал.
2. Запишите основные виды научных текстов.
Научная информация отображает адекватно современному состоянию науки объективные закономерности природы, общества и мышления.
К методам работы с научной̆ информацией̆ относятся методы поиска информации; методы обработки полученной̆ информации; методы систематизация и хранение научной̆ информации.
1). Поиск научной информации.
Научная информация представлена в научной̆ литературе. Б. Г. Тяпкин предлагает следующее определение научной̆ литературы: «совокупность произведений письменности и печати, которые создаются в результате научных исследований или теоретических обобщений и распространяются в целях информирования специалистов о последних достижениях науки, ходе и результатах исследований. Независимо от конкретной̆ отрасли знания, предметом содержания научной̆ литературы является сама наука — идеи и факты, законы и категории, открытые учёными. Научная работа не считается завершённой̆, если результаты её не закреплены в письменной̆ форме для передачи другим (в случае возникновения вопроса о закреплении приоритета на научное открытие публикация научные сочинения необходима)».
Б. Г. Тяпкин обращает внимание, что ранние научные произведения создавались в жанрах трактатов, диалогов, рассуждений, "поучений", "путешествий", жизнеописаний и даже в стихотворных жанрах (оды и поэмы). Постепенно эти формы сменились новыми формами: появились монографии, обзоры, статьи, доклады, рецензии, очерки, авторефераты, рефераты, тезисы докладов и сообщений, распространяемые в виде публикаций.
Рассмотрим краткую характеристику основных научных текстов:
Монография — научный̆ труд одного или нескольких придерживающихся единой̆ точки зрения авторов, в котором с наибольшей̆ полнотой̆ исследуется определённая проблема или тема. В монографии обобщается и анализируется литература по данному вопросу, выдвигаются новые гипотезы и решения, способствующие развитию науки. Монография обычно сопровождается обширными библиографическими списками, примечаниями, от которых можно оттолкнуться при составлении списка литературы по проблеме исследования.
Брошюра — непериодическое печатное произведение небольшого объёма (в международной̆ практике не менее 5 и не более 48 страниц); небольшого объема, как правило, научно-популярного характера.
Сборник научных трудов - сборник, содержащий̆ исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ.
Статья — научное произведение небольшого размера, в котором проблема рассматривается с обоснованием ее актуальности, теоретического и прикладного значения, с описанием методики и результатов проведенного исследования. Выполняя педагогическое исследование можно обратиться к журналам «Педагогика», «Воспитание школьника», «Народное образование», «Вопросы психологии». Необходимо помнить о том, что в последнем годовом номере журнала предлагается список статей, которые были опубликованы в данном журнале в течение года.
Тезисы доклада — краткое изложение содержания научного сообщения.
Учебное пособие — учебная книга, предназначенная для расширения, углубления, лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной̆ программой̆ и изложенных в учебниках; дополняет или заменяет (частично или полностью) учебник.
Поиски необходимой̆ литературы — продолжительный̆ труд. Значение его огромно, ибо от полноты изучения опубликованного материала будет зависеть качество учебно-исследовательской̆ работы.
Начинать работу в библиотеке лучше всего с обращения к энциклопедии и специальным словарям. Статьи энциклопедии содержат не только краткую информацию по существу той или иной̆ проблемы, но и список основных опубликованных по ней̆ работ.
Получив общую информацию по теме исследования, можно уже направиться к библиотечным каталогам.
Библиотечный̆ каталог - совокупность расположенных по определенным правилам библиографических записей̆ на документы, раскрывающая состав и содержание фонда библиотеки или информационного центра. Библиотечный̆ каталог может функционировать в карточной̆ или машиночитаемой̆ форме.
Различают следующие виды каталогов:
· - алфавитные,
· - предметные,
· - систематические,
· - каталоги новых поступлений.
К алфавитному каталогу обращаются в том случае, если знают название необходимого источника и фамилию его автора.
Предметный каталог - библиотечный̆ каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке предметных рубрик.
В систематическом каталоге названия книг сгруппированы по рубрикам и подрубрикам, однако сами рубрики, в отличие от предметного каталога, расположены не по алфавиту, а по системе дисциплины.
В библиотеке необходимо внимательно изучите каталоги. Лаконичные каталожные карточки несут богатую информацию: фамилия автора, название книги, его подзаголовок, научное учреждение, подготовившее издание, название издательства, год выхода книги, количество страниц. Перепишите с карточки каталога точную и полную библиографическую информацию о книге, статье. Свои записи лучше делать на отдельных карточках. На основе этих карточек, полученных в ходе библиографического чтения, составляется библиографический̆ список.
Библиографический̆ список представляет собой̆ последовательность библиографических описаний источников, которые исследователь использовал в своей̆ работе.
Основные правила составления библиографического описания.
1. Библиографическое описание книги одного автора:
Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской̆ деятельности / В.И. Андреев. – М., 1981
2. Библиографическое описание книги двух и более авторов:
Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении / П.И. Пидкасистый, В.И. Коротяев. – М, 1978
3. Библиографическое описание журнальной̆ или газетной̆ статьи:
Амирова С.С. Самоорганизация личности в процессе обучения / С.С. Амирова // Педагогика. – 1993. – No 5
4. Библиографическое описание сборника научных трудов:
Психологические проблемы самореализации личности: Сб. научн. тр. / Под ред. О.Г.Кукосяна. – Краснодар, 2001
5. Библиографическое описание автореферата диссертации:
Федотова Н.А. Развитие исследовательской̆ компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения: Автореф. дисс..... канд. пед. наук / Н.А. Федотова. – Улан-Удэ, 2010