Информационно-справочные, просветительские методы.
1) Профессиограмма и психограмма. Ознакомление с профессиограммой поможет молодому человеку выяснить степень соответствия своих психологических, внутренних качеств требованиям выбранной профессии, что будет способствовать его более успешному определению в ней.
2) Справочная литература (при условии достоверности такой справочной информации); информационно-поисковые системы, в том числе ресурсы Интернета.
3) Профессиональная реклама и агитация.
4) Экскурсии студентов в организации и учреждения, в которых есть специалисты выбранной профессии. Также сюда может быть отнесена учебно-ознакомительная практика, которую студенты проходят на начальных этапах обучения в вузе. Общение студентов со специалистами выбранной профессии.
5) Познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем профессионального самоопределения, а также учебные фильмы.
6) Использование средств массовой информации.
Методы профессиональной психодиагностики:
1) Объективные тесты с выбором ответа. К ним относятся интеллектуальные тесты, тесты специальных способностей, а также тесты достижений, определяющие уровень знаний, умений и навыков.
2) Тесты-опросники, диагностирующие черты личности и ее направленность: интересы, установки, отношения, ценностные ориентации.
3) Методики субъективного шкалирования и самооценки, предусматривающие оценку каких-либо объектов внешнего мира, людей, событий своей жизни либо себя самого. К этой группе относятся методика самооценки Дембо-Рубинштейна, семантический дифференциал, методики ранжирования (тест Люшера), сортировки (каузометрия) и др.
|
4) Интерактивные методики. В эту группу входят психологическая беседа (интервью), являющаяся методом прямого взаимодействия и поэтому сочетающая сбор информации с психолого-педагогическим взаимодействием, ролевая игра, которая так же, как и беседа, относится к коррекционно-диагностическим методам.
5) Проективные методики: «Незаконченные предложения», психобиография, тематический апперцептивный тест и др.
6) Стандартизированное аналитическое наблюдение.
7) Приборные психофизиологические методики. В основном их применяют в целях профотбора.
Методики диагностики профессиональных предпочтений:
- анкеты, в том числе стандартизированные (например, «Карта интересов» А. Е. Голомштока, «Ориентировочно-диагностическая анкета» С. Я. Карпиловской и др.);
- опросники («ДДО» Е. А. Климова, методика определения типа личностной направленности Дж. Холланда);
- тесты («Структура интересов» В. Хенинга в модификации О. П. Елисеева, «Тест интересов и склонностей» С. И. Вершинина, тест Р. Амтхауэра и др.).
Также, в процессе психолого-педагогической помощи в профессиональном самоопределении студентов можно использовать профессионально ориентированные игры (Ценностно-нравственные профориентационные игры: «Пришельцы», «Остров» и др. Проблемно-ознакомительные игры: «Угадай профессию», «Вакансия» и др. Игры, где отрабатываются навыки принятия решений и поведения при ответственных собеседованиях: «Профконсультация», «Советчик» и др.).
Методы морально-эмоциональной поддержки студентов:
1) Группы общения (чаще используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия).
|
2) Тренинги общения, которые позволяют студентам освоить различные коммуникативные навыки поведения, например, при приеме на работу, на экзаменах и при различных деловых контактах.
3) Сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (НЛП, логотерапия и др.), которые могут помочь студенту лучше осознать смысл выбранной деятельности или смысл самого процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением.
4) Публичные выступления
5) Профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга.
6) Личное обаяние профконсультанта.
7) Различные положительные (успешные) примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант для повышения уверенности клиента в принципиальной возможности разрешения своих проблем.
8) «Праздники труда», повышающие престиж выбранных профессий.
Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения (например, выборе конкретной специализации)
1) Построение «цепочки» основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, позволяющих наглядно представить студенту возможные жизненные перспективы (траектории) самоопределяющегося человека.
2) Построение системы различных вариантов действий студента (в виде своеобразных «деревьев» и «ветвей»), ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты профессиональных перспектив (траекторий).
3) Использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов (обычно используются на заключительных этапах консультации).
|
Таким образом, продуктивное психологическое сопровождение профессионального образования возможно при условии создания психологической службы в профессиональном учебном заведении, осуществлении мониторинга профессионального развития. Оно должно стать составной частью личностно-ориентированного социально-профессионального воспитания.
П 15 Психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей в системе профессионального образования.
Психолого-педагогическое просвещение - формирование у обучающихся, родителей и лиц, их замещающих, у педагогических работников и руководителей колледжа, а также у всех заинтересованных лиц потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах самопознания, саморазвития, самовоспитания; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения студентов на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных отклонений и нарушений в становлении и развитии личности, потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой, когнитивно-познавательной, морально-нравственной и экзистенционально-бытийной сфер личности.
Психолого - педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы с семьей: - родительские университеты - конференции;- индивидуальные и тематические консультации; - родительские собрания;- тренинги.
Родительские университеты - это достаточно интересная и продуктивная форма работы с родителями.
Назначение родительских университетов — психолого-педагогическое просвещение родителей. Просвещение родителей направлено на вооружение их основами педагогической и психологической культуры, на знакомство с актуальными вопросами воспитания и проблемами педагогической науки, на установление контактов родителей с общественностью и педагогами ВУЗов (СУЗов), на взаимодействие педагогов, родителей и общественных организаций в воспитательной работе. Конференция — форма просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. Наиболее эффективными и содержательными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, теоретические конференции, в ходе которых одна и та же проблема рассматривается под различными углами зрения. Темы конференции должны носить конкретный и практический характер. Специалисты ДОУ разрабатывают и раздают родителям рекомендации по теме конференции, которые родители смогут использовать в воспитании своих детей. Тематические и индивидуальные консультации проводятся по вопросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой воспитании ребёнка, которую самостоятельно решить не могут. Тематические и индивидуальные консультации могут быть проведены для родителей по рекомендации куратора/психолога, если педагоги видят, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению. Одной из главных и наиболее распространенных форм работы со всеми родителями является родительское собрание. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители - для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей. Педагогам следует помнить - родительское собрание — это, в первую очередь, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики.
Родительские собрания могут быть: - организационными;- текущими или тематическими;- итоговыми;- общими групповыми.
Тематика родительских собраний определяется на основе изучения целей и задач работы ОУ с родителями и исходя из запросов родителей группы.
Одной из форм просвещения родителей группы является родительский ринг. Родительский ринг – это возможность обсудить различные ситуации в воспитании детей, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей. На обсуждение в ходе ринга могут быть представлены ситуации воспитания, которые могут быть в том или ином возрасте, а так же проблемные ситуации, которые складываются в самом коллективе. Безусловно в ходе ринга анализируется педагогическая ситуация без переноса ее на конкретных детей. В анализ ситуации изучаются различные точки зрения родителей на проблему, обсуждается единственно верный выход из создавшегося положения. Играет огромную роль в просвещении родителей группы, так как предлагает практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.Ещё одной из форм сотрудничества с родителями являются тренинги. Тренинги — это возможность родителей и детей прожить несколько часов совместного общения. Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находится в ведении дошкольного психолога. Педагог или психолог беседует с детьми и их родителями и предлагает принять участие в тренинге. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе. Тренинговые занятия детей и их родителей позволяют по-новому строить взаимоотношения, изменяют я-позицию детей и взрослых; способствуют пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей, изменяют значимость авторитета обоих родителей и каждого из них в отдельности. Однако очень важно помнить, что тренинги имеет право организовывать и проводить только специалист, имеющий специальное для этого разрешение.Итак, поскольку родители являются социальными заказчиками ОУ, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в ОУ и в своих группах. Классный руководитель может привлекать родителей к организации и проведению досуговых мероприятий в группе. Родители-профессионалы могут организовать в группе работу различных кружков, спортивных секций, клубов, театральных и музыкальных студий.
Родителей можно привлекать к проведению разовых информационных часов. Эти часы могут быть связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся.
Т.о., если создать систему организации психолого-педагогического просвещения родителей, то можно существенно повысить роль семьи в воспитании и развитии детей, уровень социализации подрастающего поколения, создании сплоченного и дружного коллектива.
П 17 Проектирование воспитательных систем в профессиональном образовании.
Воспитательный процесс, представляющий собою динамическую систему, направлен прежде всего на реализацию задачи социального развития человека. Решение проблем современной школы связано с превращением ее из школы просто обучающей в школу, прежде всего воспитывающую. Это возможно тогда, когда воспитательный процесс будет целостным, что на практике реализуется через создание воспитательной системы.
Воспитательная система – это совокупность взаимосвязанных смыслов, целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза или государства в целом).
Любая система воспитания востребована конкретным обществом и существует до тех пор, пока сохраняет свою значимость, то есть имеет конкретно-исторический характер.
Воспитательная система создается усилиями всех субъектов педагогической деятельности, прежде всего педагогов, учащихся и их родителей.