Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения (например, выборе конкретной специализации)




Информационно-справочные, просветительские методы.

1) Профессиограмма и психограмма. Ознакомление с профессиограммой поможет молодому человеку выяснить степень соответствия своих психологических, внутренних качеств требованиям выбранной профессии, что будет способствовать его более успешному определению в ней.

2) Справочная литература (при условии достоверности такой справочной информации); информационно-поисковые системы, в том числе ресурсы Интернета.

3) Профессиональная реклама и агитация.

4) Экскурсии студентов в организации и учреждения, в которых есть специалисты выбранной профессии. Также сюда может быть отнесена учебно-ознакомительная практика, которую студенты проходят на начальных этапах обучения в вузе. Общение студентов со специалистами выбранной профессии.

5) Познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем профессионального самоопределения, а также учебные фильмы.

6) Использование средств массовой информации.

Методы профессиональной психодиагностики:

1) Объективные тесты с выбором ответа. К ним относятся интеллектуальные тесты, тесты специальных способностей, а также тесты достижений, определяющие уровень знаний, умений и навыков.

2) Тесты-опросники, диагностирующие черты личности и ее направленность: интересы, установки, отношения, ценностные ориентации.

3) Методики субъективного шкалирования и самооценки, предусматривающие оценку каких-либо объектов внешнего мира, людей, событий своей жизни либо себя самого. К этой группе относятся методика самооценки Дембо-Рубинштейна, семантический дифференциал, методики ранжирования (тест Люшера), сортировки (каузометрия) и др.

4) Интерактивные методики. В эту группу входят психологическая беседа (интервью), являющаяся методом прямого взаимодействия и поэтому сочетающая сбор информации с психолого-педагогическим взаимодействием, ролевая игра, которая так же, как и беседа, относится к коррекционно-диагностическим методам.

5) Проективные методики: «Незаконченные предложения», психобиография, тематический апперцептивный тест и др.

6) Стандартизированное аналитическое наблюдение.

7) Приборные психофизиологические методики. В основном их применяют в целях профотбора.

Методики диагностики профессиональных предпочтений:

- анкеты, в том числе стандартизированные (например, «Карта интересов» А. Е. Голомштока, «Ориентировочно-диагностическая анкета» С. Я. Карпиловской и др.);

- опросники («ДДО» Е. А. Климова, методика определения типа личностной направленности Дж. Холланда);

- тесты («Структура интересов» В. Хенинга в модификации О. П. Елисеева, «Тест интересов и склонностей» С. И. Вершинина, тест Р. Амтхауэра и др.).

Также, в процессе психолого-педагогической помощи в профессиональном самоопределении студентов можно использовать профессионально ориентированные игры (Ценностно-нравственные профориентационные игры: «Пришельцы», «Остров» и др. Проблемно-ознакомительные игры: «Угадай профессию», «Вакансия» и др. Игры, где отрабатываются навыки принятия решений и поведения при ответственных собеседованиях: «Профконсультация», «Советчик» и др.).

Методы морально-эмоциональной поддержки студентов:

1) Группы общения (чаще используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия).

2) Тренинги общения, которые позволяют студентам освоить различные коммуникативные навыки поведения, например, при приеме на работу, на экзаменах и при различных деловых контактах.

3) Сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (НЛП, логотерапия и др.), которые могут помочь студенту лучше осознать смысл выбранной деятельности или смысл самого процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением.

4) Публичные выступления

5) Профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга.

6) Личное обаяние профконсультанта.

7) Различные положительные (успешные) примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант для повышения уверенности клиента в принципиальной возможности разрешения своих проблем.

8) «Праздники труда», повышающие престиж выбранных профессий.

Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения (например, выборе конкретной специализации)

1) Построение «цепочки» основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, позволяющих наглядно представить студенту возможные жизненные перспективы (траектории) самоопределяющегося человека.

2) Построение системы различных вариантов действий студента (в виде своеобразных «деревьев» и «ветвей»), ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты профессиональных перспектив (траекторий).

3) Использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов (обычно используются на заключительных этапах консультации).

Таким образом, продуктивное психологическое сопровождение профессионального образования возможно при условии создания психологической службы в профессиональном учебном заведении, осуществлении мониторинга профессионального развития. Оно должно стать составной частью личностно-ориентированного социально-профессионального воспитания.

 

П 15 Психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей в системе профессионального образования.

Психолого-педагогическое просвещение - формирование у обучающихся, родителей и лиц, их замещающих, у педагогических работников и руководителей колледжа, а также у всех заинтересованных лиц потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах самопознания, саморазвития, самовоспитания; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения студентов на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных отклонений и нарушений в становлении и развитии личности, потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой, когнитивно-познавательной, морально-нравственной и экзистенционально-бытийной сфер личности.

Психолого - педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы с семьей: - родительские университеты - конференции;- индивидуальные и тематические консультации; - родительские собрания;- тренинги.

Родительские университеты - это достаточно интересная и продуктивная форма работы с родителями.

Назначение родительских университетов — психолого-педагогическое просвещение родителей. Просвещение родителей направлено на вооружение их основами педагогической и психологической культуры, на знакомство с актуальными вопросами воспитания и проблемами педагогической науки, на установление контактов родителей с общественностью и педагогами ВУЗов (СУЗов), на взаимодействие педагогов, родителей и общественных организаций в воспитательной работе. Конференция — форма просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. Наиболее эффективными и содержательными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, теоретические конференции, в ходе которых одна и та же проблема рассматривается под различными углами зрения. Темы конференции должны носить конкретный и практический характер. Специалисты ДОУ разрабатывают и раздают родителям рекомендации по теме конференции, которые родители смогут использовать в воспитании своих детей. Тематические и индивидуальные консультации проводятся по вопросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой воспитании ребёнка, которую самостоятельно решить не могут. Тематические и индивидуальные консультации могут быть проведены для родителей по рекомендации куратора/психолога, если педагоги видят, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению. Одной из главных и наиболее распространенных форм работы со всеми родителями является родительское собрание. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители - для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей. Педагогам следует помнить - родительское собрание — это, в первую очередь, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики.

Родительские собрания могут быть: - организационными;- текущими или тематическими;- итоговыми;- общими групповыми.

Тематика родительских собраний определяется на основе изучения целей и задач работы ОУ с родителями и исходя из запросов родителей группы.

Одной из форм просвещения родителей группы является родительский ринг. Родительский ринг – это возможность обсудить различные ситуации в воспитании детей, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей. На обсуждение в ходе ринга могут быть представлены ситуации воспитания, которые могут быть в том или ином возрасте, а так же проблемные ситуации, которые складываются в самом коллективе. Безусловно в ходе ринга анализируется педагогическая ситуация без переноса ее на конкретных детей. В анализ ситуации изучаются различные точки зрения родителей на проблему, обсуждается единственно верный выход из создавшегося положения. Играет огромную роль в просвещении родителей группы, так как предлагает практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.Ещё одной из форм сотрудничества с родителями являются тренинги. Тренинги — это возможность родителей и детей прожить несколько часов совместного общения. Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находится в ведении дошкольного психолога. Педагог или психолог беседует с детьми и их родителями и предлагает принять участие в тренинге. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе. Тренинговые занятия детей и их родителей позволяют по-новому строить взаимоотношения, изменяют я-позицию детей и взрослых; способствуют пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей, изменяют значимость авторитета обоих родителей и каждого из них в отдельности. Однако очень важно помнить, что тренинги имеет право организовывать и проводить только специалист, имеющий специальное для этого разрешение.Итак, поскольку родители являются социальными заказчиками ОУ, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в ОУ и в своих группах. Классный руководитель может привлекать родителей к организации и проведению досуговых мероприятий в группе. Родители-профессионалы могут организовать в группе работу различных кружков, спортивных секций, клубов, театральных и музыкальных студий.

Родителей можно привлекать к проведению разовых информационных часов. Эти часы могут быть связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся.

Т.о., если создать систему организации психолого-педагогического просвещения родителей, то можно существенно повысить роль семьи в воспитании и развитии детей, уровень социализации подрастающего поколения, создании сплоченного и дружного коллектива.

 

П 17 Проектирование воспитательных систем в профессиональном образовании.

Воспитательный процесс, представляющий собою динамическую систему, направлен прежде всего на реализацию задачи социального развития человека. Решение проблем современной школы связано с превращением ее из школы просто обучающей в школу, прежде всего воспитывающую. Это возможно тогда, когда воспитательный процесс будет целостным, что на практике реализуется через создание воспитательной системы.

Воспитательная система – это совокупность взаимосвязанных смыслов, целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза или государства в целом).

Любая система воспитания востребована конкретным обществом и существует до тех пор, пока сохраняет свою значимость, то есть имеет конкретно-исторический характер.

Воспитательная система создается усилиями всех субъектов педагогической деятельности, прежде всего педагогов, учащихся и их родителей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: