Кержаки. Музей старообрядцев в школе с. Поперечное




Кержачка Анна Ивановна Погадаева(1900-1988) из с. Сакмара Оренбургской области (1932)

Позднее кержаками стали называть всех старообрядцев, в противовес «мирским» — приверженцам официального православия.

Наиболее яркий пример кержаков – отшельники Лыковы, которые подобно своим братьям по вере и укладу предпочли жить в глухой тайге. В глухих местах до сих пор существуют кержацкие заимки, практически не имеющие контактов с внешним миром.

Кержаки никогда не ели картофель, который считали «нечистым». Название «чертово яблоко» говорит само за себя. Также они не пили чай, а только горячую воду. Из еды предпочитали щи толстые кержацкие из ячменной крупы на квасу, соковые шаньги из кислого теста, смазанного конопляным соком, разнообразные кисели, приготовленные по старинным рецептам.

Долгое время кержаки сохраняли приверженность к традиционной одежде. Женщины носили косоклинные темные дубасы - сарафаны из крашеного холста или сатина, кожаные коты, легкие холщовые шабуры. Дома освещали лучинами. Кержаки не позволяли «мирским» молиться на свои иконы. Детей крестили в холодной воде. Женились и выходили замуж только за единоверов. Наряду с христианской верой использовали много древних тайных обрядов.

Одной из особенностей характера большинства старообрядцев является трепетное отношение к данному слову и к правде. Молодым наказывали: «Не разжигай, туши, пока не разгорелось; будешь лукавить, чёрт задавит; иди в овин да шути там один; обещаха недахе - родная сестра, клевета, что уголь: не обожжет, так замарает; ты на правде стоишь, трудно тебе, да стой, не вертись».

Спеть похабную частушку, произнести скверное слово - это значило опозорить себя и свою семью, так как община осуждала за это не только того человека, но и всех его родных. Про него брезгливо говорили: «С этими же устами да за стол сядет».

В старообрядческой среде считалось крайне неприличным, не­ловким не поздороваться даже с малознакомым человеком. Поздоро­вавшись, надо было приостановиться, даже если очень занят, и непре­менно побеседовать. И рассказывают: «Был грех и у меня. Молода была, но замужем уже. Шла мимо тяти и просто сказала, мол, здорово живешь, и не поговорила с ним. Так он меня пристыдил, что спросить бы хоть надо было: как, мол, ты, тятя, живешь?»

Кержаки. Музей старообрядцев в школе с. Поперечное

Пьянство очень осуждали, говорили: «Мне еще деданька наказы­вал, что хмеля-то нисколько не надо. Хмель-то, мол, держится тридцать годков. А ну как умрешь пьяный? Уж не видать потом светлого места».

Курение также осуждалось и почиталось за грех. Человека куря­щего не допускали к святой иконе и старались как можно меньше с ним общаться. Про таких людей говорили: «Кто курит табак, тот хуже собак».

И еще несколько правил существовало в семьях староверов. Обязательно должны быть переданы по наследству, в основном своим детям, молитвы, заговоры и другие знания. Нельзя передавать знания людям, старшим по возрасту. Молитвы нужно обязательно заучивать наизусть. Нельзя рассказывать молитвы посторонним, так как они от этого теряют силу.

В результате советских преобразований общества (атеизм, коллективизация, индустриализация, раскулачивание и др.) большинство потомков кержаков утратили древние традиции, причисляют себя к общерусскому этносу, проживают на всей территории РФ и за рубежом.

По переписи 2002 года в России указали свою принадлежность к кержакам лишь 18 человек.

 

Источник: https://vk.com/v_e_d_i?w=wall-107309195_2441

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: