ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИГРУШКАМ




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования «Северо-Осетинская Государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЕ, ОБУВИ, ИГРУШКАМ И

УЧЕБНЫМ ИЗДАНИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО» И «СТОМАТОЛОГИЯ»

ВЛАДИКАВКАЗ 2016 г.

Авторы:

профессор, докт.мед.наук Кусова А.Р.

ассистент Худалова Ф.К.

ассистент Наниева А.Р.

 

 

Рецензенты:

Калоева З.Д.– зав. кафедрой поликлинической педиатрии, д.м.н., профессор

Туаева И.Ш. – доцент кафедры организации здравоохранения, общественного здоровья и гигиены МПФ, к.м.н.

 

Утверждено ЦКУМС ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России

2 сентября 2016 г.


Цель занятия. Ознакомить студентов с эпидемиолого-гигиеническими требованиями к предметам детского обихода: одежде, обуви, игрушкам и учебным изданиям.

 

Студент должен знать гигиенические требования к безопасности товаров для детей и подростков и основные принципы санитарно-эпидемиологической оценки товаров детского ассортимента.

Студент должен уметь определить возрастной адресат детских товаров, дать заключение о безопасности для здоровья товаров детского ассортимента (на примере детской одежды, обуви, игрушек и учебных изданий) и сформулировать рекомендации для родителей по использованию и обработке продукции для детей и подростков.

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. Учебник для студентов высших медицинских учебных заведений. М. Медицина, 2004 год.

Дополнительная литература:

1. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. М., 2000.

2. Методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков. Руководство к практическим занятиям для студентов высших медицинских заведений (под ред. В.Р. Кучмы). М., ВУНМЦ, 1999.

ГИГИЕНА СРЕДЫРАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

Социально-гигиенические факторы, условия воспитания и обучения детей в образовательных учреждениях оказывают влияние (28—35 %) на формирование здоровья подрастающего поколения. От образа жизни зависит в 3—11 % случаев заболеваемость детей до 11 лет. Это указывает на зна­чимость гигиенически адекватной среды, окружающей ребен­ка и формирующей его как личность, здоровую в физическом и психическом плане.

Основным гигиеническим требованием к предметам детского обихода является их безвредность для здоровья ребенка.

ДЕТСКАЯ ОДЕЖДА И ОБУВЬ

Одежда служит человеку для защиты от неблагоприятных воздействий внешней среды, предохраняет поверхность кожи от механических повреждений и загрязнений. С помощью одеж­ды вокруг тела создается искусственный пододежный микро­климат. Температура его колеблется от 28 до 34 °С, относительная влажность составляет 20—40 %, скорость движения воздуха очень незначительна. Создавая пододежный микроклимат, одежда существенно снижает теплопотери организма, способ­ствует сохранению постоянства температуры тела, облегчает терморегуляторную функцию кожи, обеспечивает процессы газообмена через кожные покровы.

Защитные свойства одежды особенно важны для детей, так как:

• в детском возрасте механизмы терморегуляции весьма несовершенны;

• дети отличаются большой двигательной активностью, при которой уровень теплопродукции возрастает в 2-4 раза;

• кожа детей нежна и легко ранима;

• кожное дыхание имеет больший удельный вес в обмен­ных процессах организма, чем у взрослых.

При оценке детской одежды санитарно-гигиенической экс­пертизе подлежат ткани, используемые для ее изготовления. Волокна, из которых изготавливаются ткани, могут быть натуральными (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шер­стяные), искусственными или синтетическими.

Использование тех или иных тканей для производства дет­ской одежды связано с их физико-гигиеническими показате­лями: толщиной, пористостью, воздухо- и паропроницаемостью, гигроскопичностью, гидро- и липофильностью. Эти свойства в значительной мере определяются струк­турой ткани, количеством и размером пор, заполненных воз­духом.

Толщина тканей измеряется в миллиметрах и непосредствен­но влияет на теплозащитные свойства ткани. В материалах, имеющих большую толщину, содержится больше воздуха, который обладает очень низкой теплопроводностью. Следователь­но, чем толще материал, тем он теплее.

Пористость определяется отношением объема пор к обще­му объему данного материала, выраженным в процентах.

Воздухопроницаемость – способность материалов пропускать воздух че­рез 1 м2 в секунду путем фильтрации через поры. Ткань, ис­пользуемая для разной одежды, должна обладать различной воз­духопроницаемостью. Так, например, поверхностный слой зим­ней и осенней одежды должен иметь низкую воздухопроница­емость в целях защиты от холодного воздуха. Летняя одежда должна обладать максимальной вентилируемостью, т.е. большой воздухопроницаемостью.

Паропроницаемость – способ­ность материалов пропускать через себя водяные пары, посто­янно образующиеся в пододежном пространстве, путем диф­фузии их через волокна. Наибольшую паропроницаемость дол­жна иметь одежда, используемая в местностях жаркого клима­та, когда теплоотдача осуществляется в значительной мере за счет испарения.

Гигроскопичность характеризует способность тканей погло­щать водяные пары. Хорошая гигрос­копичность является положительным свойством материалов, используемых для внутренних слоев одежды; способствует удалению пота с поверхности кожи. Гигроскопичность тканей, применяемых для верхних слоев зимней и демисезонной одеж­ды, должна быть минимальной, что предотвращает ее промо­кание при атмосферных осадках и снижение теплозащитных свойств.

Гидрофильность отражает способность ткани быстро и пол­но впитывать влагу. Высокая гидрофильность должна быть у тканей, непосредственно сопри­касающихся с кожными покровами и поглощающих водя­ные пары с поверхности кожи.

Гидрофобность («несмачиваемость») — свойство, противопо­ложное гидрофильности. Высокая гидрофобность должна быть у тканей, образующих верхний слой одежды и защищающих ее от снега, дождя, тумана.

Липофильность характеризует способность тканей впиты­вать в себя жир с поверхности кожи, выражается в процен­тах. Высокие ее показатели являются отрицательным свой­ством, присущим в основном синтетическим тканям, так как капельки жира заполняют воздушное пространство между волокнами и ухудшают тем самым физико-гигиенические свойства материалов.

Для детской одежды разрешается использование тканей, произведенных из натуральных волокон, а также тканей с до­бавкой химических волокон, но в строгом соответствии с тре­бованиями санитарных норм и правил.

Белье — одежда, непосредственно соприкасающаяся с кож­ными покровами, поэтому оно должно способствовать удале­нию из пододежного пространства продуктов обмена (газов, паров влаги, жира). Покрой белья должен быть свободным и удобным, способствовать вентиляции пододежного простран­ства для обеспечения нормального кожного «дыхания». Для белья используются тонкие мягкие ткани трикотажно-вязаной структуры, обеспечивающие высокую воздухопроницаемость, паропроницаемость, гигроскопичность и гидрофильность. Для новорожденных и детей до 3 лет бельевые ткани должны изготавливаться из натуральных волокон (лен, хлопок, шелк) или вискозы.

Верхняя теплая одежда должна выполнять свою основную задачу — тепловой изоляции, а также защиты от атмосферной влаги и ветра. Она должна состоять из 3 слоев. Верхний, по­кровный слой изготавливается из тканей, имеющих низкие показатели воздухопроницаемости, паропроницаемости и гиг­роскопичности, что препятствует проникно­вению холодного атмосферного воздуха в пододежное простран­ство и намоканию одежды от снега и дождя, повышая тем самым ее теплозащитные свойства. Для верхнего слоя зимней детской одежды могут быть использованы тканые материалы из натуральных волокон с водоотталкивающей пропиткой или синтетические ткани. Второй — теплозащитный слой — дол­жен состоять из материалов, имеющих структуру с большим количеством пор, содержащих воздух (вата, ватин, ватилин, синдипон и др.), изготовленных из натуральных, искусствен­ных или синтетических волокон. Применение синтетических волокон допустимо, так как эти материалы не имеют непос­редственного соприкосновения с кожными покровами и дол­жны обеспечивать только высокие теплоизолирующие свойства данного слоя одежды. Внутренний слой — подкладка — изго­тавливается из тканей, имеющих высокие показатели воздухо­проницаемости, паропроницаемости, влагоемкости и гигрос­копичности, так как должен обеспечивать оптимальные гиги­енические условия в пододежном пространстве.

Конструкция детской зимней одежды должна обеспечивать минимальную циркуляцию воздуха в пододежном пространстве и минимальный воздухообмен с окружающей средой.

Обувь является составной частью комплекта одежды. Она защищает организм от охлаждения и перегревания, предохра­няет стопу от механических повреждений, содействует мыш­цам и связкам в удержании свода стопы в нормальном поло­жении, тем самым способствуя сохранению рессорной, амор­тизационной функции. Обувь определяет удобство передвиже­ния, влияет на двигательную активность детей, является при­чиной большого количества деформаций и заболеваний стоп.

С гигиенических позиций обувь должна:

• охранять организм ребенка от неблагоприятных метеоро­логических воздействий и механических повреждений;

• соответствовать анатомо-физиологическим особенностям организма ребенка, в первую очередь его стопы;

• обеспечивать благоприятный микроклимат вокруг стопы, способствовать поддержанию необходимого температурно-влажностного режима при любых микроклиматичес­ких условиях внешней среды.

Гигиенические требования к обуви для детей и подростков складываются из требований к конструкции обуви, которые оп­ределяются особенностями строения стопы в период роста, а также требований и к материалам, из которых изготавливает­ся обувь.

Детская стопа характеризуется радиальной формой с наи­большей шириной на концах пальцев веерообразной формы. У взрослых наибольшая ширина отмечается в области I - V плюсневых суставов. Для детской стопы характерны иное, чем у взрослых, соотношение пяточной и передней частей стопы, относительно более длинная ее задняя часть, что должно учи­тываться при конструировании обуви (особенно колодки). Ске­лет стопы в детском возрасте образован хрящами. Окостенение завершается лишь с окончанием роста, поэтому под влияни­ем механических воздействий стопа ребенка может легко де­формироваться. В связи с этим такие качества, как гибкость, толщина, масса обуви, а также теплозащитные свойства под­лежат гигиеническому нормированию.

Обувь для детей подбирается в соответствии с размерами, определяемыми по длине стопы: расстояние между наиболее выступающей точкой пятки и концом самого длинного паль­ца.

Основными элементами обуви являются верх (носочная часть, задник, союзка, берца и голенище) и низ (подошва, стелька, каблук).

Носочная часть обуви должна быть шире пучковой (часть стопы на уровне плюснефаланговых суставов).

Задник — деталь верха обуви, расположенная в пяточной части для сохранения ее формы. Задник должен охранять пят­ку, предупреждать ее деформацию, не допускать скольжения стопы кзади. Носок — наружная деталь верха обуви, закрывающая тыль­ную поверхность пальцев стопы до уровня плюснефаланговых суставов.

Низ обуви (стелька, подошва, каблук) должен иметь опти­мальные показатели жесткости — сопротивление (выраженное в килограммах) изгибу по линии, соединяющей головки I и V плюсневых костей, до угла 25°.

Стелька — внутренняя деталь обуви, имеющая тесный кон­такт с кожей стопы и способствующая созданию комфортного температурно-влажностного режима во внутриобувном про­странстве. Она должна обладать пластичностью, тепло- и вла­гозащитными свойствами, гигроскопичностью и вентиляцион­ной способностью и должна изготавливаться только из нату­ральной кожи.

Подошва — основной элемент низа обуви. Подошва должна иметь оптимальные гибкость, толщину, массу и теплозащит­ные свойства.

Теплозащитные свойства подошвенных материалов зависят от их теплопроводности. Чем ниже теплопроводность материа­лов, тем выше их теплозащитные свойства. Из применяемых в настоящее время материалов пористая резина по теплозащит­ным свойствам значительно превосходит натуральную кожу и резину монолитной структуры. При этом с увеличением влаж­ности окружающей среды теплопотери натуральной кожи и шерсти (валенок) увеличиваются, а теплозащитные свойства пористой резины не изменяются. Это создает преимущество применения в детской обуви пористых резин для подошв, которые могут обеспечивать не только теплозащитные свойства, но и необходимую толщину, гибкость и противоскользящие свойства обуви.

Каблук искусственно повышает свод стопы, увеличивая его рессорность, защищает пятку от ушибов о почву, а также повышает износоустойчивость обуви. Отсутствие каблука допус­кается только в обуви для детей раннего возраста (пинетки). Высота каблука: для дошкольников — 0,5-1,0 см, для школь­ников 8—10 лет — не более 2,0 см, для мальчиков 13—17 лет — 3,0 см, для девочек 13—17 лет — до 4,0 см. Повседневное но­шение обуви на высоком (выше 4 см) каблуке девочками-под­ростками вредно, так как затрудняет ходьбу, смещая центр тя­жести вперед (рис.1.). При этом формируется большой поясничный изгиб, меняется положение таза, что может привести к умень­шению его продольного размера. При ходьбе на высоком каб­луке нет достаточной устойчивости, стопа скатывается вперед, пальцы сжимаются в узком носке, нагрузка на передний от­дел стопы увеличивается, в результате чего развиваются упло­щение свода стопы и деформация пальцев.

45 кг 35 кг     Рис.1. Распределение нагрузки на передний и задний отделы стопы в зависимости от высоты каблука. А – при опоре на необутую стопу большая часть нагрузки приходится на задний отдел стопы; Б – в обуви с каблуком 2 см нагрузка распределяется равновремено между передним и задним отделами стопы; В – в обуви с высоким каблуком большая часть нагрузки приходится на передний отдел стопы.  
40 кг 40 кг  
10 кг 70 кг  

 

Обувь не должна сжимать стопу, нарушать крово- и лимфо­обращение, препятствовать естественному развитию ноги. Д олжна иметь надежное и удобное закрепление на ноге, не препятствующее движениям.

Для верха детской обуви круглосезонного назначения реко­мендована натуральная кожа. Для летней обуви наряду с ко­жей используются различные текстильные материалы целиком или в комбинации с кожей (рогожка, полудвунитка, прогу­лочная, джинсовая и др.). В утепленной обуви для верха реко­мендуются сукно, драп, полушерстяные, шерстяные материа­лы, фетр, войлок и др. Для подкладки рекомендуются нату­ральная кожа и хлопчатобумажные материалы.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИГРУШКАМ

Игрушки играют важную роль как в жизни, так и в воспи­тании детей. Они способствуют познаванию окружающего мира, служат источником положительных эмоций. Выбор игрушки как средства воспитания основывается на возрастных особеннос­тях ребенка. На 1-м году жизни игрушки должны развивать зрительное и слуховое восприятие, голосовые реакции, дви­жения, позволяющие менять положение тела (садиться, вста­вать, цепляться руками за барьер и т.д.). Наиболее распространенными являются игрушки из полимерных материалов — погремушки, кольца. Они должны быть достаточно крупными, удобными для захвата, иметь яркую окраску, издавать звук. В конце 1-го года жизни для игры могут быть использованы куклы, звери, машины, игрушки-каталки и т.д.

В последующие годы ребенок активнее познает окружающую среду, у него развивается речь, совершенствуются движения. В этом возрастном периоде необходимо использовать более раз­нообразные и сложные игрушки, мозаики, палочки, кубики, строительные материалы, развивающие игры. В дошкольном возрасте ребенок переходит к настоящей ролевой игре (в маму, бабушку, доктора), в которой активно используются игрушки для коллективных игр.

В соответствии с морфофункциональными особенностями детей, развитием познавательных и интеллектуальных способ­ностей игры и игрушки подразделяются на 5 групп: игрушки для детей до года (ранний), от 1 года до 3 лет (ясельный), от 3 до 6 лет (дошкольный), от 6 до 10 лет (младший школьный), от 10 до 14 лет (средний школьный).

Детская игрушка должна быть безопасной и гигиеничной, со­ответствовать возрастным и умственным способностям ре­бенка.

Гигиенические требования, предъявляемые к играм и иг­рушкам, касаются материалов, из которых они изготовляют­ся, конструкции и отдельных характеристик игр и игрушек, а также производства и реализации игрушек. Действующим санитарным законодательством регламенти­руются сырье и материалы, разрешенные для изготовления игру­шек. Для производства игрушек используются полимер­ные материалы (полистирол, полиэтилен, полипропилен и др.), поли­мерные пленки (поливинилхлоридная, полиэтиленовая, целлофан и др.), резина, каучук, а так­же лаки, краски, эмали и другие материалы.

При изготовлении игрушек допускается использование про­изводственных отходов материалов (вторичная переработка). Ис­пользование производственных отходов, поступающих с пред­приятий, не специализирующихся на выпуске детских игрушек, допускается по согласованию с органами санитарно-эпидеми­ологической службы. Для изготовления игрушек не допускаются утиль, натуральный мех и кожа (для игрушек, предназначен­ных для детей до 3 лет), древесная кора.

Содержание тяжелых металлов (барий, кадмий, хром, сви­нец, ртуть, селен) в игрушках регламентируется гигиеничес­кими требованиями. Из игрушек не должны выделяться мономеры, пластифи­каторы, ингредиенты резин и продукты их превращения в концентрациях, превышающих допустимые количества мигра­ции для изделий, контактирующих с пищевыми продуктами или ПДК для атмосферного воздуха. Регламентируется и лету­честь химических веществ, выделяющихся из игрушек в воз­душную среду. При оценке выделяющихся из игрушек в водную среду химических веществ (формальдегид, стирол, метилметакрилат) концентрации определяемых веществ сравнивают с санитарными нормами допустимых количеств миграции (ДКМ) химических веществ, выделяющихся из полимерных и других материалов, контактирующих с пищевыми продуктами.

Детали музыкальных духовых игрушек, предназначенных для соприкосновения с губами детей, погремушки должны быть изготовлены из легко дезинфицирующихся материалов, не впитывающих влагу.

Гигиенические требования к конструкции и особенностям иг­рушек относятся к органолептическим нормативам, оформле­нию, устойчивости как покрытий игрушек, так и полимерных материалов, используемых для изготовления игр и игрушек. Игрушки должны иметь гладкую, сухую поверхность, быть нелипкими. Игрушки всех видов не должны пахнуть. Допусти­мый уровень запаха составляет 2 балла, что соответствует воз­можности обнаружить запах неопытным специалистом. Декоративное или защитное покрытие игрушек должно быть стойким к воздействию слюны, пота и влажной обработки. Ги­гиенические требования к стойкости покрытия игрушек по отношению к действию слюны и пота распространяются на все игрушки, за исключением мягконабивных.

Уровень звука, издаваемый игрушкой, предназначенной для игры в помещении (за исключением музыкальных игрушек, духовых и ударных инструментов), не должен превышать 65 дБА, а уровень звука, издаваемый игрушкой, предназначенной для игры на открытом воздухе, не более 75 дБА. Уровень зву­ка игрушки, издающий импульсный шум в качестве игро­вого момента (одиночный выстрел), должен быть не более 95 дБА. Профилактике травматизма и охране здоровья детей содей­ствует требование к прочности крепления отдельных деталей игрушек. Усилий ребенка для этого должно быть недостаточно. Все эти детали не должны отрываться при усилии в 10 кг.

Предприятия по производству игр и игрушек для детей дол­жны гарантировать выпуск продукции, безопасной для здо­ровья ребенка, подтвержденной наличием соответствующе­го заключения.

Работники, непосредственно связанные с изготовлением и реализацией игрушек, не должны иметь противопоказаний к работе на этом производстве, в учреждении по состоянию здо­ровья в соответствии с действующими нормативными докумен­тами. На потребительской упаковке или вкладыше должен быть указан возраст детей, для которых предназначена конкретная игра или игрушка.

При несоответствии игрушек требованиям санитарных пра­вил их производство или реализация запрещаются (приоста­навливаются). При реализации товаров запрещается прикладывать к губам игрушки, предназначенные для контакта со ртом ребенка при их демонстрации. У продавца должен быть демонстрационный образец.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: