Тема: УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА




План:

1. Значение УМБ в реализации дидактических принципов обучения

2. Требования, предъявляемые к швейной мастерской и кузне-лаборатории

3. Организация рабочего места ученика

4. Условия работы швейной мастерской, кухни-лаборатории

 

К учебно-материальной базе по технологии относят все материальные средства, с помощью которых осуществляется учебный процесс.

Значительное место среди них занимает учебно-производственное и обычное производственное оборудование. (Первое отличается от второго тем, что оно изготовляется специально для учебных целей, а второе используется для целей обучения. Это машины, приборы, приспособления, рабочие и измерительные инструменты, используемые в учебном процессе. С помощью этого оборудования организуются и проводятся практические и лабораторные работы, обеспечивается деятельность учащихся по декоративно-прикладному творчеству, что способствует развитию технологического мышления и конструкторских способностей.

Учебный процесс по технологии не проходит без различных материалов: текстильных материалов, пищевых продуктов и т.д. Это так называемая "расходная" часть учебно-материальной базы, т.к. материалы расходуются на изготовление изделия. Если оборудование, которым оснащается учебный процесс по технологии, может служить многие годы, то материалы требуют постоянного пополнения. Это создаёт трудности в эффективности проведения учебных занятий.

К УМБ относятся технические средства обучения: средства программированного обучения, средства наглядности.

По функциональному признаку всё оборудование можно подразделить следующим образом:

1. основное оборудование индивидуального пользования (инструменты, приспособления и т.д.);

2. основное оборудование группового пользования, на котором учащиеся эпизодически выполняют лабораторные или практические работы;

3. оборудование рабочего места учителя технологии;

4. учебно-наглядные пособия и аудиовизуальные средства;

5. вспомогательное оборудование;

В практическом изучении технологии ручной обработки материалов применяется операционно-предметная система технологического обучения, т.е. ученики осваивают отдельные трудовые операции на примере изготовления изделия. Для этого необходимо иметь соответствующий перечень изделий, материалов, инструментов и оборудования.

Среди дидактических принципов, реализация которых в учебном процессе по технологии зависит от состояния учебно-материальной базы, необходимо выделить принцип наглядности. Это оборудование, инструменты, приспособления, приборы, аппараты, модели, макеты, недействующее оборудование, отдельные детали, узлы машин.

Хорошее оснащение учебного процесса позволяет дидактически и технически правильно показывать учащимся трудовые движения и приёмы выполнения технологических операций.

УМБ имеет значение в реализации принципа связи теории с практикой - он позволяет включение в учебный процесс практических и лабораторных работ и упражнений, содержание которых таково, что без соответствующих инструментов и материалов их нельзя выполнить.

УМБ влияет и на реализацию принципа доступности в обучении.

В практическом обучении технологии важно, чтобы трудовые задания учащихся были посильны им. С этой целью необходимо дифференцировать трудовые задания с учётом индивидуальных способностей учащихся, их технологической подготовки и физических возможностей.

УМБ играет важную роль в реализации принципа прочности усвоения технологических знаний, умений и навыков. При хорошей организации она даёт возможность проводить самые различные упражнения учащихся, лабораторные и практические работы, которые закрепляют в памяти знания и формирующие умения и навыки.

С помощью оборудования, инструментов, материалов обеспечивается возможность применения многих методов обучения (метод наглядности, лабораторные работы и т.д.)

УМБ создаёт благоприятные возможности для воспитания учащихся в процессе обучения.

При конструировании, изготовлении, выборе и оценке качества оборудования для изучения технологии исходят из того, что оно должно обеспечить:

1. выполнение каждым учащимся необходимых упражнений по освоению трудовых движений, приёмов и трудовых операций;

2. выполнение лабораторных работ в соответствии с учебными программами;

3. организацию и проведение практических работ в соответствии с требованиями учебных программ.

Исходя из указанного назначения, оборудование швейной мастерской и кухни-лаборатории должно отвечать ряду требований:

1. Функционально-педагогические требования. Например, показ учащимся рабочих приёмов выполнения той или иной технологической операции, то оборудование должно создавать такую возможность.

2. Технико-экономические требования. Основными показателями этих требований являются:

- соответствие типам современного массового оборудования и обеспечение высокой производительности труда;

- выполнение из стандартных деталей и узлов, простых в сборке и использовании, замена и ремонт которых могла быть выполнена в большинстве случаев самими учениками;

- соответствие требованиям техники безопасности, гигиены труда и противопожарной безопасности;

3. Эргономические требования. Эргономика - это научная дисциплина, изучающая деятельность людей в условиях современного производства с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда. Эргономические требования - это требования как можно большей

приспособленности орудий и средств труда, а также самого процесса учебного труда учащихся при обучении технологии их психологическим и физиологическим закономерностям развития. Например, чёткое выделение окраской различных деталей оборудования.

4. Технико-эстетические требования, т.е. оборудование должно быть не только удобным в работе, но и удовлетворять требованиям эстетики. Занятия по труду проводят в специально оборудованном помещении. В школах встречаются два варианта учебных помещения для занятий:

– Комбинированный кабинет для проведения всех видов занятий по труду.

– Отдельные помещения: одно - для кухни-лаборатории, другое — для мастерской, где проводятся занятия по обработке тканей, вышивке и т.д.

Рабочее место — определённая часть производственной площади, предназначенная для ученика и снабжённая приспособлениями и инструментом для выполнения технических операций,

Правильно организованное рабочее место - основа высокопроизводительного труда при наименьшей затрате сил и времени. К организации рабочего места предъявляются следующие основные требования:

Перед началом работы рабочее место должно быть тщательно подготовлено, инструменты и приспособления проверены и расположены в необходимом и удобном для работы порядке;

Площадь рабочего стола должна быть такой, чтобы работающий не делал лишних движений, но и не был стеснён в необходимых производственных движениях;

На рабочем месте должны находиться только те предметы, необходимые для выполнения данного задания;

Все предметы, которые берутся во время работы левой рукой, размещаются слева, а правой - справа;

Часто используемые предметы размещаются ближе к исполнителю, а редко используемые - дальше, но не более чем на расстоянии вытянутой руки;

Каждый предмет должен иметь своё постоянное место, инструменты нельзя класть друг на друга;

Чертежи и другую техническую документацию необходимо размещать на рамках и крепить для удобства;

По окончанию работы рабочее место должно быть убрано, инструменты и приспособления протёрты, проверены и положены на отведённое для них место;

Обработанные изделия должны быть убраны на свои места.

Для обеспечения нормальных условий работы (расстановка оборудования, наличия свободных проходов, чистого воздуха и т.д.)^площадь помещения для швейной мастерской должна быть не менее 2,5 м2 на одного учащегося. B швейной мастерской необходимо иметь 20 рабочих мест. Для проветривания помещения предусматриваются фрамуги (форточки), общая площадь которых должна составлять не менее 1/50 площади полa. Фрамуги имеют преимущества перед форточками, т.к. обеспечивают большую скорость проветривания и могут оставаться открытым во время занятий, если нет резкой разницы между температурой наружного воздуха и температурой воздуха в помещении.) Температура воздуха в швейной мастерской поддерживается в пределах от +17°С до +20 С при влажности 40-60%.

Для швейной мастерской рекомендуется двухместные учительские столы с легко моющимися светлым покрытием и стулья. Столы ставят так, чтобы естественный свет падал на рабочее место слева. Максимальное удаление ученических столов от классной доски не должно превышать 8м.

Швейные машины устанавливают так, чтобы естественный свет при работе падал слева или спереди - слева. Для этого машины рекомендуется располагать перпендикулярно к окнам или под углом 30-45° к ним. Оборудование в мастерской расставляется таким образом, чтобы учащиеся всегда были в поле зрения учителя, и он имел свободный доступ ко всем рабочим местам, мог подойти к любому ученику.

В швейной мастерской необходимо иметь комбинированную систему искусственного освещения. Общее освещение может быть обеспечено люминесцентными лампами или лампами накаливания. Величина освещённости рабочих мест зависит от характера выполняемых работ и может колебаться от 150 до 200 Вт/м2

В качестве светильников для местного освещения машин с ножным приводом применяют настенные лампы (бра) с металлическими колпаками, конструкция которых позволяет регулировать направление прямого света. Для освещения машин с рунным приводом можно использовать настольные лампы с металлическими колпаками на гибкой стойке. Металлические колпаки защищают глаза работающих от воздействия прямого света. Индивидуальное освещение должно иметь низкое напряжение 12-36В.

Рекомендуется предусмотреть дополнительное освещение классной доски. Для того, чтобы свет падал непосредственно на классную доску, рекомендуется лампы сверху и спереди закрывать металлическим отражателем.

При освещении мастерской необходимо руководствоваться "Типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных шкод".

В связи с тем, что помещение для швейных мастерских должно быть просторным, светлым, сухим и тёплым, поэтому большое значение придаётся цветовой окраске помещения. Светлые спокойные тона способствуют увеличению освещённости и более равномерному рассеиванию света. Поэтому желательно окрашивать стены в светло-серый, бежевый, жёлтый и бледно- зелёный цвета.

Для защиты помещения от прямых солнечных лучей применяется светлые матерчатые шторы.

Рабочее место учителя оборудуется так же, как и для учащихся.

На стенах швейной мастерской, находящихся во время занятий в поле зрения учащихся, не должно быть ничего, что могло бы отвлекать их внимание, кроме правил внутреннего распорядка, правил безопасности труда, пожарной и электрической безопасности. Та стена помещения, к которой учащиеся сидят спиной, может быть использована для выставки лучших работ учащихся, стенды с материалами и т.д.

При организации кухни-лаборатории надо учитывать гигиенические нормы кубатуры и площади помещения и количество учащихся (20-25 человек).

Помещения кухни-лаборатории должно быть чистым и сухим. Стены лучше окрасить масляной краской или выложить кафелем на 1,5м от пола, а пол - метлахской плиткой. Воздух здесь должен быть всегда чистым.

Пары чад удаляются через вентиляционное устройство.

Температура воздуха в кухнях-лабораториях должна быть не выше 20-22°С.

В кабинете кулинарии размещаются рабочие столы (900x900мм, высотой 730-765мм) из расчёта один стол на четырёх учащихся, демонстрационный стол учителя (1500x700мм), стулья, шкафы для хранения посуды, столового белья, мойки для посуды, раковины, газовые плиты, настенная аптечка с медикаментами, холодильник.

Примерные нормы расстояний, мм:

ширина проходов между торцами станков - 800;

ширина проходов между рядами — 1200;

расстояние до другого станка - 800-1000.

 

Контрольные вопросы:

  1. Что относится к УМБ?
  2. Как можно подразделить оборудование по функциональному признаку?
  3. Какие дидактические принципы, зависящие от УМБ, можно выделить в учебном процессе?
  4. Каким требованиям должно соответствовать оборудование швейной мастерской и кухни-лаборатории?
  5. Какие требования предъявляются к организации рабочего места?
  6. Что необходимо для обеспечения нормальных условий работы швейной мастерской и кухни-лаборатории?


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: