Темы лекционного курса:
Понятие о Церкви. Церковь Христова как изначальная реальность христианской жизни, экклезиологическая мысль в истории православного богословия.
Церковь и народ Божий: Ветхий Завет и Новый Завет. Церковь и братство о Христе.
Свойства Церкви по Символу веры — каждое из четырех свойств имеет существенное значение для жизни христианской общины.
Внутренне единство Церкви (отсутствие разделений) и единственность Церкви (уникальность). Единство Тела Христова, единство веры и Таинств. Святой Агнец на Литургии («Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и не разделяемый») и церковное единство.
Святость Церкви.
Соборность Православной Церкви.
Апостольская Церковь.
Таинства. Иерархия.
Крещение. Духовное рождение. Крещение взрослых и младенцев. Миропомазание в апостольское время и сейчас. Крещение Господне и таинства крещения и миропомазания.
Евхаристия. Тело Христово и Кровь Христова.
Исповедь. Власть вязать и решить. Покаяние и исповедь. Публичная исповедь, тайная исповедь.
Таинство брака. Христианская семья — домашняя церковь. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви о браке. Семейная жизнь или монашеская жизнь.
Таинство соборования. Связь между грехопадением и подверженностью болезням, смерти.
Экклезиологические вопросы церковной аскетики. Аскетика в Новом Завете, в монашеском опыте. Лествица: ступени духовного восхождения.
Воссоединение с Церковью в покаянии. Страх Божий, печаль по Бозе, сокрушение сердца (понятие о сердце).
Покаяние сразу после осознания совершенного греха, покаяние в конце каждого дня, покаяние на исповеди. После исповеди — борьба с исповеданными грехами.
Страсть и страстный помысел. Прилог помысла, сочетание, сосложение, борьба против помысла, пленение, действие страсти в душе (прп. Иоанн Лествичник).
Восемь основных страстей и аскетические способы бороться с ними.
Священное безмолвие (исихия). Хранение ума от страстных помыслов, отсечение помыслов, откровение помыслов послушника — старцу.
Молитва Иисусова: практика молитвы устной, умной, умно-сердечной. Сведение ума в сердце. Техники религиозных экстазов и практика Иисусовой молитвы. Непрестанная молитва.
Бесстрастие — христианское совершенство. Аскеза и мистика. Восхождение по аскетическим ступеням и восхищение на ступени мистические. Чистая молитва. Созерцание нетварного Света. Обожение.
Аскетические духовные упражнения и духовная жизнь в Церкви. Духовное руководство и церковная традиция.
Основная литература:
1 Давыденков О., иерей. Догматическое богословие: Учебное пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006.
2 Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. В 2 т. — Коломна: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993. — Репринт: СПб., 1883.
Дополнительная литература:
1. Алмазов А. Тайная исповедь в православной восточной Церкви. В 3-х тт. М., 1995.
2. Асмус В., прот. Учение о Евхаристии в греческих и русских догматических системах XVIII — первой половины XX века // Православное учение о церковных таинствах. Москва, 13–16 ноября 2007 г. М., 2009. Т. 2. С. 253–276.
3. Бернацкий М. М. Константинопольский Собор 1691 г. и его рецепция в Русской Православной Церкви (к вопросу о каноническом статусе термина «пресуществление») // Богословские труды. 2007. Вып. 41. С. 133–145.
4. Вопрос о границах Церкви в русском православном богословии. Приложение к докладу митр. Минского Филарета на Архиерейском соборе РПЦ 2000 года.
5. Воробьев В., прот. Православное учение о браке // Таинства Церкви. Материалы подготовительных семинаров Международной богословской конференции «Православное учение о церковных таинствах». М., 2007. С. 181–188.
6. Давыденков О., прот., Емельянов Н., прот., Чурсанов С. А. Основная богословская терминология: Учебное пособие. М.: ПСТГУ, 2010.
7. Иванов М. С. О времени основания Церкви // Богословские труды. Сб. 37. М., 2002. С. 180–189.
8. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры // Творения прп. Иоанна Дамаскина: Источник знания. М.: Индрик, 2002.
9. Иларион (Троицкий), архиеп. Очерки из истории догмата о Церкви. М., 1997.
10. Каллист, митр. Диоклийский. Святоотеческие основания православного учения о Таинствах // Православное учение о церковных таинствах. Москва, 13–16 ноября 2007 г. М., 2009. Т. 1. С. 33–42.
11. Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. М.: Паломник, 1996.
12. Константин, архиеп. Тихвинский. Таинство Евхаристии: богословские аспекты // Православное учение о церковных таинствах. Москва, 13–16 ноября 2007 г. М., 2009. Т. 2. С. 11–27.
13. Лосский В. Н. О третьем свойстве Церкви // Он же. Богословие и боговидение. М., 2000. С. 545–567.
14. Мейендорф И., прот. Кафоличность Церкви // Он же. Православие в современном мире. М.: Путь, 1997. С. 110–128.
15. Серафим, еп. Бобруйский и Быховский. Таинство Священства: богословские аспекты // Православное учение о церковных таинствах. Москва, 13–16 ноября 2007 г. М., 2009. Т. 2. С. 315–327.
16. Флоровский Г., прот. О границах Церкви // Путь. 1934. № 44. С. 15–27.
17. Хоружий С. С. Аналитический словарь исихастской антропологии // Хоружий С. С. Исследования по исихастской традиции. Т. 1. СПб., 2012. С. 23–117.
18. J.-C. Larchet. L'Eglise, Corps du Christ. V. I. Nature et structure. Paris, 2012.