Дар истолкования языков.




Экклезиология

 

ВВЕДЕНИЕ: ВОПРОСЫО ЦЕРКВИ

Может показаться, что среди основных разделов систематического богословия одной из наиболее простых и ясных тем для обсуждения и понимания является экклезиология. Всё же существует довольно большое множество разных взглядов не только на функции церкви, но и на саму ее природу. В добавок к широкому спектру мнений, представленных в православном, католическом и протестантском течениях, существует также различие во взглядах на церковь внутри более узкого круга протестантского евангельского христианства. Каждая отдельная деноминация, существующая внутри евангельского христианства, имеет своё собственное представление о церкви, и даже, как правило, внутри каждой отдельной деноминации есть также различия во взглядах на этот вопрос. Вот лишь некоторые примеры тому, представленные в виде вопросов, на которые мы постараемся ответить в процессе нашего изучения этой доктрины:

• Можно ли говорить, что существует лишь один Божий народ, зародившийся в Ветхом

Завете и продолжающий существовать в Новом Завете, или же это два разных Божьих

народа?

• Можно ли утверждать, что есть только один завет, определяющий условия для спасения

только одного Божьего народа, или существуют два таких завета для спасения двух разных Божьих народов?

• Можно ли называть церковь «новым Израилем»? (Является ли церковь новозаветной

формой Израиля, существовавшего в Ветхом Завете?)

• Когда зародилась церковь? Предшествовало ли зарождение церкви воплощению Христа,

или же церковь начала существовать в День пятидесятницы?

• Какая разница между ковенантным, новым ковенантным и диспенсационалистским

богословием в том, как они объясняют вопросы экклезилогии?

• Как выглядит истинная церковь?

• Кто такой «святой», и что под этим подразумевается?

• Кто такой «священник», и что под этим подразумевается?

• Какими должны быть правильные взаимоотношения между церковью и государством (т.е. политической властью)?

• Является ли церковь Божьим царством? Можно ли разделять Божье царство на духовное и земное?

• Учит ли Писание о необходимости членства в поместной церкви?

• Учит ли Писание об апостольской преемственности?

• Прекратили ли действовать некоторые (или все) духовные дары в церкви? Если да, то

какие прекратили действовать и почему?

• Даёт ли нам Писание право считать, что существует более двух церковных установлений

(таинств)?

• Кто, кого и как должен крестить?

• В каком смысле водное крещение является средством передачи благодати, и так ли это на самом деле?

• Действительно ли Христос присутствует или полностью отсутствует в элементах

причастия?

• В какой степени причастие является средством благодати, и так ли это?

• Должно ли руководство церковью осуществляться определённым образом? Если да, то

каким именно?

• Какого значение рукоположения? Учит ли Библия рукоположению? Необходимо ли оно?

• Кто может руководить церковью Божьей?

I. Природа церкви

 

Определение: экклезиология – доктрина о церкви, касающаяся её природы,

Устройства, задач, руководства, практики служения и т.д.

 

1. Библейская терминология

 

Термин «Церковь» формировался поэтапно.

 

· Еврейский «Кагал» – собрание людей (Септуагинта переводит его как «екклесия»).

Термин использовался в разных ситуациях:

 

3 Царств 12:3 – общее собрание народа,

Втор. 9:10 – религиозное собрание,

Быт. 49:6 – собрание недобрых людей.

 

· Греческий «экклесия» – от слова калео, означающего «призванный».

 

В светском греческом это слово употреблялось только по отношению к официальному собранию людей, никогда не указывая на людей, которые собраны.

 

В греческом обществе оно никогда не использовалось как специальный термин для религиозных групп.

 

· Новозаветный термин.

 

«Церковь» в смысле, в каком она была представлена в Новом Завете, стала использоваться:

 

Иисусом Христом (Мф. 16:18),

Апостолами (1Фес. 1:1; 2:14).

 

Из 114 раз употребления в Н.З. этот термин используется 109 раз по отношению к Церкви и 5 раз в смысле светского собрания.

 

Во времена Нового Завета это слово приобрело более узкий смысл, т.е. Стало применяться только по отношению к Церкви.

В Новом Завете термин «церковь» используется для представления двух аспектов церкви.

 

1. Вселенская церковь (Мф. 16:18; Еф. 5:25; Кол. 1:18).

 

2. Поместная церковь (1 Фес. 1:1; Иак. 5:14; Отк. 2:1).

 

Различные представления о том, что такое церковь:

 

1. Физическое здание или физическое место.

ОДНАКО: Нигде в Новом Завете церковью не называется здание.

«Понятие ekklesia в Новом Завете никогда не относится к строению, состоящему из камней и извести или кирпичей и бетона. Выражения, типа: «я каждый день по пути на работу прохожу мимо церкви», - были бы совершенно непонятны для новозаветных авторов» (Earl D.Radmacher, The Nature of the Church, 161).

 

К ТОМУ ЖЕ: В ранние годы существования церкви христиане собирались по домам, и поэтому особых строений, называвшихся «церквями», еще не существовало. Как мы увидим позже, церковь – это собрание людей в богослужении, а не здание.

 

2. Деноминация.

Примеры – Русская православная церковь; Римско-католическая церковь; Южная баптистская конвенция; Российский Союз евангельских христиан- баптистов.

 

3. Государственная или национальная церковь – в европейских странах было принято, чтобы одна какая-то церковь управлялась и поддерживалась государством.

ОДНАКО: Сама идея государственной церкви не имеет опоры на Писание. К тому же, христианская церковь не призвана объединяться с правительством.

 

4. Конкретная поместная церковь – Церковь Преображение; Церковь Воскресение.

 

5. Все верующие в Иисуса Христа.

 

6. Местная группа верующих в какой-то географической области.

 

2. Природа церкви

 

Церковь Иисуса Христа – это новозаветное понятие, в отношении ветхозаветного откровения она несколько раз названна тайной.

 

Для описания природы церкви Новый Завет использует множество сравнений.

 

А. Народ Божий

 

(1) Избранные Богом.

 

Еф. 2:4-11.

1 Петра 2:9.

 

(2) Святые.

 

1 Кор. 1:2 – Церковь состоит из «освящённых», т.е. Тех, кто отделён для служения Господу. Крещение является свидетельством этого освящения

(Рим. 6:3-6).

 

Два уровня освящения:

Единовременное – Евр. 10:14,

Продолжающееся – 1 Фес. 4:3.

 

(3) Дети Божьи.

 

Рим. 5:14-19.

1 Кор. 15:20-22.

 

(4) Общение Святого Духа.

 

1 Кор. 12:3-7; 13.

Б. Тело Христово.

 

(1) Главенство Христа.

 

Еф. 1:22, Кол. 1:18, Кол 2:19.

 

(2) Единство во Христе.

 

1 Кор. 12:3-7.

 

(3) Различие.

 

Рим. 12:4-10.

 

(4) Взаимная зависимость.

 

Еф. 4:12-16; 1 Кор. 12:25-27.

 

 

В. Невеста Христа.

 

Еф. 5:22-33; Отк. 19:7.

 

Г. Храм Божий.

 

Еф. 2:20-22; 1 Пет. 2:4-8.

 

Д. Овцы паствы Христовой.

 

Иоанна 10:14, 25-28; 1 Пет. 5:2-4.

 

Е. Царственное Священство.

1 Пет. 2:5, 9; Евр. 13:15.

 

 

II. Происхождение церкви

 

1. Время основания церкви

 

А. Различные Теории времени образования церкви

 

(1) Реформистская – Церковь была начата во времена Ветхого Завета.

 

Основана на аллегорическом истолковании пророчеств и на приравнивании Церкви и Израиля.

 

(2) Традиционный диспенсационализм – Церковь была начата в день Пятидесятницы.

 

Основана на последовательном, обычном (историко-грамматическом) подходе к истолкованию Писания от начала до конца.

 

(3) Крайний диспенсационализм – Церковь была начата, когда Павел стал

Проповедовать Евангелие язычникам.

 

Б. Библейский анализ времени образования церкви.

 

(1) Церковь была тайной в Ветхом Завете (Еф. 3:3-6; Кол. 1:26-27;

Также Рим.11:25; 16:25-26; Еф. 1:9-10; 6:19).

 

ВЫВОД №1: Так как церковь была тайной (не явленной) в Ветхом Завете,

То, конечно же, её не было во времена Ветхого Завета.

 

(2) В Евангелиях появления церкви ожидали, как будущего события. (Мф. 16:18).

Из 114 случаев использования слова «екклесия» только три раза оно используется в Евангелиях (Мф. 16:18, 18:17).

 

ВЫВОД №2: Так как в Евангелиях отсутствует повествование о церкви, если

не считать ожидания её появления, значит, её не было во время

Служения Христа на земле.

 

(2) Церковь была основана на том, что совершил Христос

(Еф. 2:20; Кол. 1:18; 1 Пет. 2:7; также см. Еф. 1:19-23; 5:25-27).

 

ВЫВОД №3: Так как церковь была основана на том, что совершил Христос

(Его смерти, погребении и воскресении), будет логичным сделать заключение, что церковь была основана только тогда, когда всё это свершилось.

 

(4) Церковь определяется крещением Духа Святого.

(1 Кор. 12:13; Деян. 1:4-5; 2:4).

 

ВЫВОД №4: Так как человек становится частью церкви посредством

Крещения Духом, и так как Дух сошел лишь в день Пятидесятницы,

Церковь была основана в день Пятидесятницы.

 

ВЫВОД: Церковь была основана в день Пятидесятницы.

 

2. Переходный период книги Деяния Апостолов

 

Книга Деяния Апостолов описывает уникальные события, имевшие место в уникальный период истории – перехода от Ветхозаветной схемы взаимоотношений Бога с людьми к Новозаветной схеме – завершение первой фазы взаимоотношений Бога с Израилем и начало взаимоотношений Бога с церковью.

Таким образом, не всё то, что описано в Деяниях Апостолов, обязательно должно продолжаться в жизни церкви всех времён: наличие Апостолов – 1 глава, общинный социальный строй и т.д.

 

А. Сошествие Святого Духа.

 

(1) Ожидание в Ветхом Завете

(Иоиля 2:28; Иез. 36:27; ср. Втор. 30:6).

 

(2) Пророчество Иоанна Крестителя (Мф. 3:11; Луки 3:16).

 

(3) Обещание Иисуса (Иоанна 7:37-39; 14:16-17; 16:7-15).

 

(4) Исполнение обетования в День Пятидесятницы (Деяния 2:1-4).

Б. От однонародной церкви к международной.

 

(1) Вначале церковь состояла только из иудеев (ср. Деяния 2:5, 22).

 

(2) Включение в церковь самарян (Деяния 8:1, 5, 15-17).

 

(3) Включение в церковь язычников (Деяния 10:1-5, 34-48).

 

В. Окончание периода закона Моисея.

 

(1) Язычники стали частью церкви (Деяния 10).

 

(2) Иудейские руководители церкви принимают язычников в церковь

(Деяния 11).

 

(3) Иерусалимский собор (Деяния 15).

 

(4) Разрушение иерусалимского храма (70 н.э.) Ознаменовало окончание

Системы жертвоприношения.

 

(5) Иудействующие в ранней церкви (Гал. 1:6-9; 3:1-5; 5:1-4; Флп. 3:2).

 

Г. Развитие поместных церквей.

 

Миссионерская деятельность и Послания Апостолов.

 

Д. Необходимость временных даров.

 

Подтверждение апостольства (2 Кор. 12:12).

Руководство церквями в период формирования Нового Завета (Еф. 2:20).

 

 

III. Церковь в Божьем смысле

 

1. Богословие заветов (ковенантное богословие)

 

А. Описание теологии заветов (Covenant Theology).

 

«Ковенантное богословие – это система истолкования Писания свете двух заветов: завета дел и завета благодати. Некоторые ковенантные богословы ориентируются на три завета: завет дел, искупления и благодати» (Paul Enns, The Moody Handbook of Theology, 503).

 

Ключевые характеристики КБ.

По утверждению Ван-Гемерена, КБ основано на четырех взаимосвязанных понятиях (см. VanGemeren, Continuity andDiscontinuity, 43-44):

 

1. Вечный завет искупления между Отцом и Сыном.

2. Федеративное представительское главенство Адама.

3. Единство завета благодати.

4. Оправдание через веру.

 

 
 


Завет Завет Завет Благодати

Искупления Дел

 
 


Преисторическая Период до грехопадения Старая диспенсация Новая диспенсация

Вечность

Израиль = Церковь

 
 

 


(Cf., Benware, p. 80)

 

Заветы в КБ

 

Завет дел (труда)

a. Согласно Вестминстерскому исповеданию веры: «Первый завет, заключенный с человеком, был заветом дел, по которому Адаму была обещана жизнь, а в нём и его потомкам, на условии совершенного и личного послушания».

 

b. Таким образом, завет дел был заключен с Адамом до грехопадения и заключал в себе три части:

 

1) Обетование вечной жизни на условии совершенного послушания в течение испытательного периода.

 

2) Угроза смерти при условии непослушания.

 

3) Установление (таинство) дерева жизни.

 

Завет благодати

 

a. Согласно КБ, Адам как федеративная глава человечества нарушил завет дел. В результате этого, Бог учредил другой завет – завет благодати. Считается, что это был завет, заключенный после грехопадения между Отцом и избранными, по которому спасение даровано тем, кто доверится Христу верой.

 

b. Относительно этого завета благодати Вестминстерское исповедание веры заявляет:

«Человек в результате своего грехопадения сделал самого себя неспособным жить по тому завету. Господу было угодно заключить второй завет, который принято называть заветом благодати, по которому Он даром предлагает грешникам жизнь и спасение через Иисуса Христа, требуя от них веру в Него, чтобы они могли быть спасены, и обещает дать всем предопределенным к жизни Святого Духа, чтобы сделать их желающими и способными верить».

 

c. Ковенантные богословы считают, что этот завет благодати был явлен в других заветах Писания, таких как Авраамов, Моисеев, Давидов и Новый заветы (см. Louis Berkhof, Systematic Theology, 279). Таким образом, между заветами Писания существует прочная взаимосвязь, поскольку все они являются выражениями того предполагаемого завета благодати.

 

Завет искупления

a. Многие ковенантные богословы утверждают, что существует и третий завет – завет искупления. По их мнению, этот завет был заключен в прошлой вечности между членами Троицы. Это подтверждает Луи Беркхоф: «Завет искупления можно определить как соглашение между Отцом, Который делает Сына Главой и Искупителем избранных, и Сыном, Который добровольно берет на Себя участь тех, кого Отец дал Ему» (Berkhof, 271).

 

b. Согласно КБ, Отец поручил Сыну стать Спасителем, а Сын принял это поручение, согласившись исполнить всякую праведность через послушание Божьему закону.

 

Б. Значение для экклезиологии.

 

1. Ковенантные богословы традиционно придерживались реформатского богословия. Поэтому у них высокое представление о Боге и Писании.

 

2. Герменевтика – КБ придерживается приоритетности Нового Завета над Ветхим Заветом.

Новый Завет рассматривается в свете логического превосходства над Ветхим. Это значит, что НЗ выступает в роли истолкователя и даже переистолкователя ВЗ. В рамках КБ взаимоотношения между ВЗ и НЗ можно обозначить, как «образ-прообраз» или «тень-реальность», при котором новое заменяет старое. Главным последствием такого прообразного подхода к пониманию заветов является допущение, что народ Израиля был образом, указывающим на превосходящий его прообраз – христианскую церковь, состоящую из иудеев и язычников. Поэтому согласно КБ в настоящем подлинным Израилем является церковь, и данные Израилю обетования о земле и храме исполняются в духовном смысле в церкви.

 

3. КБ считает, что некоторые разделы Моисеева закона имеют силу и сегодня.

Ван-Гемерен утверждает: «Церемониальные и гражданские законы и уголовный кодекс были отменены, но нравственный закон получил дальнейшее объяснение в личности и учении Иисуса Христа» (см. “The Law is the Perfection of Righteousness in Jesus Christ,” in The Law, the Gospel, and the Modern Christian: Five Views, Greg L. Bahnsen, Walter C. Kaiser, Jr. Douglas J. Moo, Wayne G. Strickland, and Willem A. VanGemeren 37).

 

4. Христос уже в настоящем управляет Своим царством, с престола Давида на небесах.

 

5. Церковь основана в Ветхом Завете.

 

6. Богословие замещения.

 

7. Крещение младенцев.

 

2. Богословие диспенсаций.

 

А. Определение.

 

(1) Термин диспенсация.

 

Связан с Библейским термином управитель, или управление

Отражает определённую систему управления.

 

Римлянам 16:23: «Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей

церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель (ὁ

οἰκονόμος τῆς πόλεως), и брат Кварт».

 

(2) Богословское определение диспенсации.

 

Диспенсации – это различаемые подходы в Божьем действии по отношению к человечеству, связанные с различными периодами развития этих отношений.

 

Диспенсация – это «один из отличающихся способов управления при выполнении

Божьего замысла» (Ryrie, Dispensationalism, 28).

 

Ефесянам 1:10: «в устроении [οἰκονομίαν, диспенсации] полноты времен, дабы

все небесное и земное соединить под главою Христом».

 

Запомните следующее:

 

a. По сути своей диспенсация – не период времени. Период времени тоже имеет к этому отношение, но главное в диспенсации – это особый способ управления или домостроительства.

b. Различные диспенсации не подразумевают разных путей спасения.

Божье спасение всегда только по благодати на основании совершенного Христом. Итак, это не разные пути спасения, а разные пути осуществления Божьего управления этим миром.

c. У каждой диспенсации есть свои уникальные особенности, ясно открытые Богом.

Некоторые принципы сохраняются (смертная казнь), но часто появляются новые указания и новые обязанности.

 

d. Есть разные мнения насчет того, сколько в Писании диспенсаций.

Главный вопрос не в том, сколько их, а в том, что существуют различные диспенсации.

 

(3) Типичный диспенсациональный план.

 

Спасение по благодати, не от дел

 

             
До грехопадения Совесть Правительство Патриархи Моисей Церковь Тысяче-летнее царство

 

 

Б. Значение для экклезиологии.

 

· Буквальное толкование

 

· Постепенное откровение.

 

· Различие между Израилем и церковью.

 

· Добавочный характер эпохи церкви

 

· Убеждение в том, что безусловные, вечные заветы(Авраамов, Давидов и Новый), были заключены только с народом Израиля и должны быть буквально исполнены для народа Израиля.

Хотя церковь может участвовать в библейских заветах или быть их частичным исполнением, они все же не теряют своего первостепенного значения для народа Израиля. Обетования о физических и духовных благословениях Израилю должны исполниться для Израиля.

 

· Убеждение в спасении и восстановлении Израиля.

Только диспенсационализм поддерживает обе составляющие – спасение и восстановление Израиля. Некоторые недиспенсационалисты подтверждают, что должно быть спасение народа Израиля, но только диспенсационалисты утверждают, что Израиль должен быть восстановлен как народ в особом выделяющем его качестве среди всех остальных народов.

· Церковь отлична от Израиля.

Диспенсационализм считает, что церковь не заменяет собой Израиль и не является его духовным продолжением, а также она никогда не называется Израилем. Церковь не существовала в Ветхом Завете, и она не появилась до Дня пятидесятницы (Деян. 2 гл.). Тогда ветхозаветные обетования Израилю не могут полностью исполниться для церкви.

 

· Крещение верующих.

 

 

В. Богословие заветов в сравнении с богословием диспенсационализма

 

(1) Какое отношение Ветхий Завет имеет к Новому Завету?

 

(2) Последовательность/непоследовательность.

 

(3) Какое отношение имеет церковь к заветам Ветхого Завета?

 

 

3. Церковь и Израиль.

 

А. Различие между церковью и Израилем.

 

Б. Церковь не представляет собой новый Израиль

(Рим. 2:28-29; 9:6; 11:26; Гал. 6:16).

 

В. Семя Авраама.

· Обетования Аврааму (Быт. 12:1-3; 15:1-21; 17:1-27).

 

Обетование Аврааму (12:2; 13:6; 15:5; 17:2, 4, 6).

 

Обетование семени Авраама (15:18-21; 17:8).

 

Обетование язычникам (12:3).

 

· Кому направлены обетования – семени Авраама.

Потомки Авраама (Рим. 11:1).

 

Христос (Гал. 3:16).

 

Все, кто во Христе (Гал. 3:29).

 

Г. Новый Завет.

 

(1) Заключён с Израилем (Иер. 31:31-40; Иез. 36:22-38).

 

(2) Куплен кровью Христа (Мф. 26:28; Луки 22:20).

 

(3) Христос выступает посредником (Евр. 9:15; 12:24).

 

(4) Отношение церкви к Новому Завету.

4. Церковь и царство.

 

А. Аспекты Божьего Царства в Писании.

 

(1) Время.

 

Настоящее (1 Пар. 29:11; Пс. 92:1-2; 102:19).

 

Будущее (Дан. 2:35, 44; Мф. 6:10; 2 Тим. 4:1).

 

(2) Масштаб.

 

Всемирный (1 Пар. 29:11-12; Пс. 102:19).

 

Земной (Дан. 2:35, 44; Зах. 14:9).

 

(3) Исполнение.

 

Непосредственное (Дан. 4:34-37; Ис. 14:24-27).

 

Косвенное (через посредника) (Пс. 2:6-9; Дан. 7:13-14).

 

Б. Всемирное Царство Божье.

 

(1) Божье правление (Пс. 92, 98; 1 Пар. 29:11-12).

 

(2) Владычество человека над землёй (Быт. 1:28; Псалом 8).

 

(3) Неповиновение сатаны/человека (Ис. 14; Быт. 3; Мф. 4:8-9).

В. Земное тысящелетнее Царство Божье.

 

(1) Бог покорит непокорных (Отк. 11:15; 1 Кор. 15:24-28; Евр. 2:5-9).

 

(2) Христос – Посредник (Кол. 1:16; 2:10, 15).

 

Д. Отношение церкви к Царству Божьему.

 

(1) Спасение = или + Гражданство в Царстве (Мф. 19:23-25; Кол. 1:13)?

 

(2) Церковь – это часть Царства.

 

(3) Наследники Царства (Рим. 8:17).

 

(4) Правители и судьи Царства (1 Кор. 6:2; 2 Тим. 2:12).

 

 

IV. Миссия (задачи) церкви.

 

1. Прославлять Бога.

(Рим. 15:5-6; Еф. 1:5; 3:21; 1 Пет. 2:9, 12; 4:11).

 

2. Защищать и хранить истину.

(1 Тим. 3:15).

 

3. Проповедовать евангелие миру (провозглашая истину)

(Мф. 28:19-20; Деяния 1:8; Рим. 10:14-15).

 

4. Созидать тело (живя по истине)

(Еф. 4:12-13; Кол. 1:28; 1 Фес. 3:12-13).

 

VI. Духовные дары.

 

Духовный дар:

• Не выбирается нами.

• Не зарабатывается нами

• Не забирается у нас по требованию дарителя или кого-то еще.

 

Но духовный дар:

• Даруется один раз в жизни и навсегда каждому верующему.

• Никогда не бывает бесполезным даром (Бог не ошибается в выборе дара)

• Вместе с принятием этого дара, каждый верующий принимает и огромную ответственность в использовании этого дара.

Есть два греческих слова, которыми обозначаются духовные дары:

· одно образовано от глагола «давать» и это слово подчеркивает идею того, что мы что-то получили и теперь это что-то есть у нас и принадлежит нам.

· Второе слово напрямую связано со словом «благодать» и это слово подчеркивает то, что мы не заслужили, щедрость и благость Бога.

 

Часто мы употребляем слово дар с прилагательным «духовный». И хотя иногда его понимают как сферу, где можно использовать этот дар, в действительности это слово указывает на источник этого дара – Святого Духа. (Рим. 1:11, 1 Кор. 12:4).

Так же со словом дар в Писании связаны два слова, которые указывают на цель духовных даров: это«служение» и «действие». 1 Кор. 12:4-6.Эти слова подчеркивают, что хотя духовные дары принадлежат нам, они не от нас и не для нас самих. Они нам даны для служения другим (1 Пет. 4:10).

 

Рабочее определение: Духовный дар – это особенная, дарованная Богом способность, необходимая для созидания церкви.

 

Другими словами, духовный дар, который дает Бог, фактически делает человека уникальной частью единого организма – церкви. С помощью этого дара христианин становиться не корыстным потребителем, а даятелем себя другим людям.

 

1. Перечни даров.

 

Для чего в Библии содержится перечисление духовных даров?

 

1. Чтобы мы могли выбрать, какой у нас дар?

2. Чтобы мы могли знать, какие существуют дары?

3. Чтобы мы могли осознать разнообразие даров и необходимость служения!

 

А. Римлянам 12:6-8 В этом тексте подчеркивается разнообразие даров в церкви. Возможно, поэтому они перечисляются без видимого логического порядка.

 

Б. 1 Коринфянам 12:8-10 Здесь снова показано единство в многообразии. По-видимому, и в этом тексте искать логический порядок не имеет особого смысла, хотя дары в основном идут парами. Тоже следует заметить, что все эти дары сверхъестественны.

 

В. 1 Коринфянам 12:28-30 Эти стихи мы находим в контексте, где говорится о взаимной зависимости членов церкви (наделенных различными духовными дарованиями). Похоже, что здесь дары выстроены в порядке значимости.

 

Г. Ефесянам 4:11 В этом тексте раскрываются назидательные служения в церкви. По всему видно, что расставлены они в порядке авторитетности. Бог посылает людям дары (ст. 7-8), а затем людей, наделенных дарами, посылает на служение церкви (ст. 11-13.)

 

Вывод:

Из всего этого видно, что авторы Писания не преследовали цель проинформировать верующих о том, какие есть духовные дары, или выбрать из списка тот дар, который у них есть. Именно поэтому нет нигде призыва: обнаружьте тот дар, который вам дан. Есть лишь отчетливое повеление служить тем даром, который есть.

2. Категории даров.

 

(Нижеследующий материал основан на книге Роберта Томаса «О дарах духовных»).

Дары откровения

1. Апостольство.

Дар, а вместе с тем особая должность в первые годы существования церкви. В первохристианской общине апостолы пользовались наивысшей властью. Вполне возможно, что они обладали всеми существующими духовными дарами. В Послании к Евреям 3:1 Иисус Христос назван наивысшим Апостолом [в синод, пер. - посланником]. Сам будучи посланником Отца, Иисус, в свою очередь, назначил двенадцать Своих посланников (Мтф. 10:2-5). Почему именно двенадцать, объясняют по-разному. Некоторые считают, что это связано с восстановлением двенадцати колен Израильского народа в теле Христовом (Мтф. 2:15; Гал. 6:16), другие указывают на особую роль, которую Двенадцать призваны сыграть в жизни Израильского народа в последнее время (Мтф. 19:28). Для того чтобы войти в их число, человек должен был соответствовать четырём условиям:

Во-первых, он должен был следовать за Христом с самого начала Его земного служения (Лк.16:13; Мтф. 10:1,2).

Во-вторых, он должен был быть свидетелем Христова воскресения (Деян.1:22).

В-третьих, он должен быть избран и назначен Самим Иисусом. Поэтому-то об избрании нового апостола на место Иуды бросали жребий (Деян. 1:21-26). Апостолов избирал Сам Господь.

В-четвёртых, его апостольство должно было быть подтверждено соответствующими чудесами, которые показывали истинность его призвания (2 Кор.12:12; Мтф.10:1,2; Евр.2:3,4)

 

Дар пророчества.

Напрямую связан с провозглашением нового Божьего откровения. У дара апостольства и пророчества была одна цель: стать основанием церкви, но разные способы. Апостолы: через основание и защиту церквей, пророки через сообщение Божьего откровения.

Новозаветные пророки получали и возвещали прямое откровение от Бога, как и ветхозаветные. Иногда Господь открывал им будущее. Пророк Агав, например, предвозвестил грядущий голод (Дн. 11:27-30). Иногда Господь открывал им «тайны», т.е. не известные ранее истины о Божьем спасительном промысле (1 Кор. 13:2, 9; Еф. 3:3-5). Помимо этого, Господь открывал им греховность других людей (Лк. 7:39; Ин. 4:17-19; 5:3; 1 Кор. 14:24-25).

 

В настоящее время наблюдается нездоровое пренебрежение тем фактом, что дар пророчества относится к категории даров откровения (т.е. даров, которые прошли). Это может объясняться либо обыкновенным незнанием, либо горячим желанием видеть этот дар в современной церкви.

- Некоторый, например, ставят знак равенства между новозаветным пророчеством и современной проповедью. Однако следует заметить, что хорошая проповедь - результат удачного сочетания даров учительства и увещания; и даже хорошая проповедь далеко не непогрешима!

- Другие ошибочно разделяют функцию пророков в Ветхом и в Новом Завете, утверждая, что пророчества первых были непогрешимы, а пророчества последних могут содержать ошибки. Но это никак не подтверждается библейскими данными. Ветхозаветные пророки были прямыми предшественниками новозаветных пророков (Мтф. 23:29-36). Подобным же образом, ветхозаветные пророчества были непосредственными предшественниками новозаветных пророчеств (Дн. 2:16-17). К тому же, добрая половина Нового Завета была написана новозаветными пророками, а не апостолами. Можно ли после этого утверждать, что новозаветные пророки были менее авторитетны и значимы, чем ветхозаветные?!

 

Дар различения духов.

Обладатели этого дара имели также и дар пророчества (1 Кор.14:29). Они должны были незамедлительно оценивать пророческие изречения, произносившиеся в христианском собрании, были ли они от Духа Святого или от другого какого духа, человеческого или бесовского. Библейские данные не позволяют сказать что-либо еще об этом даре. В Новом Завете трудно найти хотя бы один пример использования этого дара, разве что случай с Павлом и одержимой служанкой в Филиппах (Дн. 16:16-19).

1 Кор.12:2-3 и 1 Ин. 4:1-3 представляют собой более объективные тесты, которыми мог пользоваться любой верующий. Более того, каждый верующий должен был сравнивать любое пророчество или учение с истиной Священного Писания (Дн. 17:11).

 

Дар (слова) мудрости.

Писание различает несколько видов мудрости. Во-первых, в нём говорится о мудрости божественной и человеческой. Человеческая мудрость как качественно, так и количественно несопоставима с мудростью Божьей (Рим. 11:33-36; 1 Кор. 1:20, 25; 2:5; 3:18-20). Писание также различает мудрость, приобретенную через обыкновенное познание (Лк. 2:40, 52; 2 Тим. 3:15) и мудрость, открытую Богом (Мтф. 11:25; Лк. 21:15; 1 Кор. 2; Еф. 1:17). Кроме того, Писание позволяет разграничить еще два вида мудрости.

Даруемая Богом мудрость может быть либо практической, либо промыслительной. Поскольку и тот, и другой вид мудрости «нисходят свыше», и поскольку и о том, и о другом можно молиться, их сложно между собой различать (Кол. 1:9; Иак. 3:13-17). Однако, скорее всего, дар слова мудрости больше относился к промыслительной и имеет характер откровения. Это особенная способность принимать и передавать другим откровение Божьих «тайн», ранее верующим не известных - тайн, относящихся к уготованному Богом спасению. От дара пророчества слово мудрости отличается смысловым акцентом. Если слово мудрости главным образом указывает на принятие и понимание откровения, то пророчество - на сообщение его другим людям. Получив откровение, пророк возвещал его другим (1 Кор. 2:6-13). Петр признавал наличие этого дара у Павла во 2 Пет. 3:15.

 

Дар (слова) знания.

Этот дар также связан с получением откровения. Прежде всего, обратим внимание на то, что он помещается в одном ряду с чудесными дарами (1 Кор. 12:8). Этот дар носит сверхъестественный характер, потому что он связан с получением откровения. В более поздних списках он замещается даром апостольства и даром мудрости (1 Кор. 12:28-29). В 1 Кор. 13:2 он связан с пророчеством и разумением тайн, а в 1 Кор. 13:8-12 - с пророчеством и иными языками - также относящимися к дарам откровения. Кстати, в последнем из названных текстов говорится, что с парусией Христа «знание» прекратится. Так что похоже, что этот дар действительно относится к дарам откровения!

Можно ли дать этому дару более точное определение? Многие считают, что нет. Однако возможно, что он, подобно слову мудрости, отражает одну из сторон процесса откровения. Если «мудрость» говорит об откровении, внутренне сообщаемом Святым Духом, а «пророчество» - об откровении, внешне возвещаемом пророком, то, скорее всего, «знание» указывает на откровение безошибочно расширенное и примененное. В таком случае дар «слова знания» можно было бы охарактеризовать как богодухновенное применение прошлого откровения. Примером этого дара может служить любая взаимосвязь различных мест Писания между собой (напр., 2 Петра и Иуды). Возможно, к проявлениям этого дара можно отнести и 1 Кор. 7:10-12. В ст. 10-11 Павел ссылается на Господне учение по определенному вопросу, а затем дополняет его собственным учением в ст. 12 и дал., перенося некоторые принципы на ситуации, не оговоренные в предыдущем откровении.

1 Кор. 7:10-12 10 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем,-- 11 если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим,-- и мужу не оставлять жены [своей]. 12 Прочим же я говорю, а не Господь:

 

Павел не боится ставить свой совет бок о бок с Господним, потому что, как он сам восклицает в 7:40, что он «имеет Духа Божия».

Несколько предостережений: этот дар не приобретается постепенно, путем образования и наставления, точно так же как слово мудрости не означает способность давать мудрые советы. Более того, этот дар необходимо отличать от озарения - помощи Духа Святого в понимании Писаний, доступной каждому христианину.

В. Дары удостоверения (или дары-знамения).

 

Дар веры.

Самый обширный из этой категории; дополняет все остальные удостоверяющие дары. Все дары-знамения проявляются при участии особой веры. Наличие предсказательного элемента позволяет отнести к удостоверяющим дарам еще и дар пророчества; наверное, поэтому оно также должно было сопровождаться верой (Рим. 12:6). При помощи дара веры преодолевались препятствия в служении Христу. Этот дар представлял собой особую способность уповать на Господа, в ответ на которую чудесным образом устранялись препятствия на пути к распространению Евангелия (Мтф. 17:20; 21:21-22; Лук. 8:22-25). Христос поощрял веру, способную творить чудеса, однако сурово обличал веру, зависимую от чудес (Ин. 4:48). Конечно же, спасительная вера в Христа, хотя и дается от Бога (Еф. 2:8-10; Фил. 1:29), - не то же самое, что дар веры. Впрочем, без спасительной веры не может быть и духовного дара веры.

 

2. Дар (-ы) исцеления (-ий).

Служение Иисуса Христа



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: