Достоинства и недостатки информационного подхода




Плюсы информационного подхода одновременно могут быть и минусами для анализа коммуникативных систем:

· Очевидным плюсом является универсальность и простата модели коммуникации. В ней всегда можно выделить основные элементы, являющиеся основой любой коммуникации. Однако с другой стороны можно говорить о том, что социальные процессы проходят нелинейно, а, следовательно, модель может не подойти для описания сложных коммуникативных процессов. Это односторонне рассмотрение: в жизни проходит бесчисленный поток процессов.

· Определив конкретные шумы, можно наладить коммуникацию. Устранение шумов позволяет сделать коммуникацию наиболее эффективной. Но не всегда удается точно определить причину коммуникационных барьеров.

· Модель может быть одновременно и моделью исследования коммуникативных процессов, и планом собственного коммуникативного действия, однако не все действия происходят по одному сценарию.

· Иерархичность. Плюс иерархии: есть точная зависимость между элементами, ее легко установить. Минусы: манипуляторный характер воздействия, навязывание мнений, порождающее социальное неравенство, пассивность (вторичность) реципиента, отсутствие интерактивности, несмотря на то, что в некоторых моделях имеется обратная связь.

По мнению Соколова, существуют определенные затруднения использования информационного подхода, заключающаяся в возникновении информационного кризиса «Общенаучная экспансия информационного подхода причинно обусловлена не субъективными пристрастиями ученых и инженеров, а причинами вполне объективными. Эти причины заключаются в стремительном росте коммуникационных процессов в условиях индустриальной неокультуры. В Мире повысилась общественная значимость умственного труда, науки, политической деятельности, в геометрической прогрессии стали возрастать документные потоки и фонды, методы коммуникационного обслуживания массовых аудиторий и особенно – взыскательных специалистов оказались неэффективными. Короче – возникла ситуация коммуникационного кризиса, которая стала интерпретироваться как информационный кризиса»[13] Система представляла собой не что иное, как коммуникационную систему, обеспечивающую коммуникационное обслуживание специалистов народного хозяйства. Но эту систему никогда не называли «коммуникационной», а всегда – информационной. Причиной этому, по-видимому, был авторитет информационного подхода, а может быть, – отрицание коммуникационной проблематики идеологическими органами как якобы антимарксистской. Так или иначе, но произошло характерное «раскрашивание» социально-коммуникационной системы «информационными красками», которое выразилось в следующих терминологических эквивалентах:

• Социальная коммуникация = Социальная информация:

• Коммуникационная система = Информационная система;

• Реципиент = Потребитель информации;

• Коммуникационный канал = Информационный канал;

• Коммуникационная деятельность = Информационная деятельность;

• Коммуникационное обслуживание = Информационное обслуживание;

• Коммуникационные средства = Информационная техника;

• Социальная память = Информационные ресурсы;

• Изображение = Визуальная информация;

• Устная коммуникация = Речевая информация;

• Документ = Документальная информация;

• Коммуникационная потребность = Информационная потребность

Использование информационной терминологии в качестве псевдонимов для обозначения коммуникационных реалий нельзя считать корректным использованием информационного подхода. Информационный подход корректно применяется в методологических концепциях, четко разграничивающих объекты познания и информационный инструментарий познающего субъекта.

Заключение

Рожденная техническим мышлением информационная модель играет огромную роль в современном мире. У всех поколений всегда будет оставаться информационная потреб­ность — свойство отдельного лица, коллектива или какой-либо системы, отображающее необходимость получения ин­формации, соответствующей характеру выполняемых действий или работы. Эта птребность взаимосвя­зана с другими материальными и духовными потребностя­ми личности, социальной группы, общества в целом.

Достижения в технической сфере повлияли на развитее социальных комму­никаций. Информационными науками накоплен богатый и разнообразный багаж знаний относительно социальной коммуникации, ее видов, форм и элементов, поэтому они могут служить в качестве источника для обобщений метатеории социальной коммуникации. Однако на сегодняшний день нет однозначной универсальной модели, позволяющий точно описать коммуникативно ситуацию. Информация – сложное понятие, процесс изучения которого является непрерывным.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: