Плюсы информационного подхода одновременно могут быть и минусами для анализа коммуникативных систем:
· Очевидным плюсом является универсальность и простата модели коммуникации. В ней всегда можно выделить основные элементы, являющиеся основой любой коммуникации. Однако с другой стороны можно говорить о том, что социальные процессы проходят нелинейно, а, следовательно, модель может не подойти для описания сложных коммуникативных процессов. Это односторонне рассмотрение: в жизни проходит бесчисленный поток процессов.
· Определив конкретные шумы, можно наладить коммуникацию. Устранение шумов позволяет сделать коммуникацию наиболее эффективной. Но не всегда удается точно определить причину коммуникационных барьеров.
· Модель может быть одновременно и моделью исследования коммуникативных процессов, и планом собственного коммуникативного действия, однако не все действия происходят по одному сценарию.
· Иерархичность. Плюс иерархии: есть точная зависимость между элементами, ее легко установить. Минусы: манипуляторный характер воздействия, навязывание мнений, порождающее социальное неравенство, пассивность (вторичность) реципиента, отсутствие интерактивности, несмотря на то, что в некоторых моделях имеется обратная связь.
По мнению Соколова, существуют определенные затруднения использования информационного подхода, заключающаяся в возникновении информационного кризиса «Общенаучная экспансия информационного подхода причинно обусловлена не субъективными пристрастиями ученых и инженеров, а причинами вполне объективными. Эти причины заключаются в стремительном росте коммуникационных процессов в условиях индустриальной неокультуры. В Мире повысилась общественная значимость умственного труда, науки, политической деятельности, в геометрической прогрессии стали возрастать документные потоки и фонды, методы коммуникационного обслуживания массовых аудиторий и особенно – взыскательных специалистов оказались неэффективными. Короче – возникла ситуация коммуникационного кризиса, которая стала интерпретироваться как информационный кризиса»[13] Система представляла собой не что иное, как коммуникационную систему, обеспечивающую коммуникационное обслуживание специалистов народного хозяйства. Но эту систему никогда не называли «коммуникационной», а всегда – информационной. Причиной этому, по-видимому, был авторитет информационного подхода, а может быть, – отрицание коммуникационной проблематики идеологическими органами как якобы антимарксистской. Так или иначе, но произошло характерное «раскрашивание» социально-коммуникационной системы «информационными красками», которое выразилось в следующих терминологических эквивалентах:
|
• Социальная коммуникация = Социальная информация:
• Коммуникационная система = Информационная система;
• Реципиент = Потребитель информации;
• Коммуникационный канал = Информационный канал;
• Коммуникационная деятельность = Информационная деятельность;
• Коммуникационное обслуживание = Информационное обслуживание;
• Коммуникационные средства = Информационная техника;
• Социальная память = Информационные ресурсы;
• Изображение = Визуальная информация;
• Устная коммуникация = Речевая информация;
|
• Документ = Документальная информация;
• Коммуникационная потребность = Информационная потребность
Использование информационной терминологии в качестве псевдонимов для обозначения коммуникационных реалий нельзя считать корректным использованием информационного подхода. Информационный подход корректно применяется в методологических концепциях, четко разграничивающих объекты познания и информационный инструментарий познающего субъекта.
Заключение
Рожденная техническим мышлением информационная модель играет огромную роль в современном мире. У всех поколений всегда будет оставаться информационная потребность — свойство отдельного лица, коллектива или какой-либо системы, отображающее необходимость получения информации, соответствующей характеру выполняемых действий или работы. Эта птребность взаимосвязана с другими материальными и духовными потребностями личности, социальной группы, общества в целом.
Достижения в технической сфере повлияли на развитее социальных коммуникаций. Информационными науками накоплен богатый и разнообразный багаж знаний относительно социальной коммуникации, ее видов, форм и элементов, поэтому они могут служить в качестве источника для обобщений метатеории социальной коммуникации. Однако на сегодняшний день нет однозначной универсальной модели, позволяющий точно описать коммуникативно ситуацию. Информация – сложное понятие, процесс изучения которого является непрерывным.