Хозяйственно-культурная характеристика




Экономика Эфиопии. Ведущую роль в экономике Эфиопии играет потребительское сельское хозяйство. В начале 1990-х годов более половины валового внутреннего продукта (ВВП) приходилось на долю сельскохозяйственного производства. На протяжении того же периода в ВВП росла доля торговли и услуг. С 1989–1990 по 1994–1995 финансовые годы ежегодный рост доли сферы услуг в ВВП составлял 2,4%. В 1993–1994 финансовом году на сферу услуг приходились 22% ВВП (данные включают экономические показатели и по Эритрее). До недавнего времени Эфиопия относилась к числу беднейших стран мира, и ее экономика развивалась медленно. В период с 1960 по 1974 среднегодовой рост производства не превышал 4%. Революционные потрясения привели к тому, что этот показатель в 1974–1979 снизился до 1,4%. Вследствие быстрого роста численности населения подушевой объем продукции в 1985–1995 ежегодно снижался в среднем на 0,3%. За это десятилетие темпы роста населения составляли в среднем 2,6% в год. На ухудшение условий жизни сильно повлияли также жесточайшие засухи и гражданская война. В начале 1990-х годов наметились признаки оздоровления экономики. С 1989–1990 по 1994–1995 финансовые годы средние темпы роста ВВП составили 1,9%. В 1996–1997 финансовом году ВВП возрос на 7%. Основным фактором улучшения экономического положения стали иностранные займы и финансовая помощь.

Сельское хозяйство. Умеренный климат, плодородные почвы и обильные атмосферные осадки на большей части Эфиопского нагорья создают благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Основные сельскохозяйственные культуры – пшеница, которую выращивают на бoльших высотах в условиях более прохладного климата, кукуруза, просо и зерновые культуры, возделываемые на более низких высотах, а также такие культуры, как дурро (разновидность сорго), тэфф (разновидность проса с мелкими зернышками, использующаяся для выпечки хлеба) и дагусса (из которой выпекают черный хлеб). Важной экспортной культурой является кофе. В 1994–1995 финансовом году его доля в экспортных поступлениях составляла 66%. Значительную часть урожая кофе собирают на плантациях штата Кэфа. Другие культуры – хлопчатник, финиковая пальма, сахарный тростник, фасоль и горох, масличные, чат (листья которого содержат наркотик), клещевина, фрукты и овощи.

Сельское хозяйство – жизненно важная отрасль для Эфиопии. В 1996 в нем было занято 85% трудоспособного населения, а сельскохозяйственная продукция составляла более 50% ВВП. Бoльшая часть крестьян ведет потребительское хозяйство, многие из них являются скотоводами-кочевниками. По крайней мере половина земель страны пригодна для земледелия, включая обширные неиспользуемые земельные площади на юге. В начале 1975 военное правительство национализировало всю землю в сельской местности, пообещав распределить ее между крестьянами. Площадь частного индивидуального земельного участка не должна была превышать 10 га, использование наемного труда было запрещено. Для проведения земельной реформы указом правительства были созданы крестьянские ассоциации. Одна такая ассоциация объединяла в среднем 200 крестьянских дворов, первоначально ассоциациям было предоставлено право решать все земельные вопросы. Позднее их полномочия были существенно расширены, включая судебные функции (мелкие административные и уголовные правонарушения), поддержание порядка, осуществление местного самоуправления. В 1979 правительство объявило о планах преобразования крестьянских ассоциаций в коллективные сельскохозяйственные производственные объединения.

17 лет правления Дэрга пагубно сказались на сельскохозяйственном секторе. Производительность труда резко снизилась из-за попыток режима провести насильственную коллективизацию и установить низкие закупочные государственные цены на сельскохозяйственную продукцию. Реализация программ по созданию новых деревень и принудительному переселению крестьян дезорганизовала социальную и экономическую жизнь в эфиопской деревне. РДФНЭ, свергнувший в мае 1991 диктаторский режим Мэнгысту Хайле Мариама, отменил контроль государства над ценами на сельскохозяйственную продукцию. Переходное правительство предоставило крестьянам право устанавливать минимальные гарантированные цены на выращенный урожай. Однако власти сохранили общественную собственность на землю.

Большая часть территории эфиопских равнин из-за отсутствия орошения пригодна лишь для пастбищного скотоводства. Стада крупного рогатого скота (преимущественно зебу), овец и коз, а также лошадей, ослов и мулов (последние высоко ценятся как транспортное средство для перевозки грузов и людей) в сопровождении пастухов кочуют с места на место в поисках корма. Даже несмотря на посредственное качество выделки, шкуры и кожа составляют важную статью экспорта. В 1996 в Эфиопии насчитывались около 30 млн. голов крупного рогатого скота, 22 млн. овец, 16,7 млн. коз, 5,2 млн. ослов, 2,75 млн. лошадей, 630 тыс. мулов и 1 млн. верблюдов.

Горнодобывающая промышленность. Недра Эфиопии слабо изучены. Добыча золота, главным образом из бедных месторождений на юге и западе, издавна была побочным промыслом для местного населения. С конца 1960-х годов разработка богатых месторождений золота вблизи Кыбрэ-Мэнгыст (Адола) в штате Сидамо способствовала росту добычи этого металла. В 1970-е годы добыча золота сократилась, но в 1986 она составила 923 кг. Недавно в местечке Лага-Дэмби в районе Уоллега было открыто месторождение золота с мощностью ок. 500 т. В скромных масштабах осуществляется добыча и переработка железной руды. Значительные залежи железной руды и угля обнаружены в районах Уоллега, Иллубабор и Шоа, но до разработки дело там пока не дошло. Имеются сообщения, что в недрах Эфиопии, прежде всего в Огадене и Гамбеле, содержатся значительные запасы нефти и газа, и с конца 1980-х годов там проводятся геолого-разведочные работы. В стране добывают поваренную соль, однако ее не хватает для удовлетворения внутренних потребностей. Разведаны месторождения или ведется добыча в незначительном масштабе других полезных ископаемых: меди, серы, калийной соли, платины, нефти, мрамора, слюды, киновари и марганца.

Обрабатывающая промышленность в Эфиопии развита слабо, и в 1993–1994 финансовом году доля ее продукции в ВВП составляла всего 7%. В основном функционируют предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции и легкой промышленности. Основные изделия обрабатывающей промышленности – ткани, продовольствие (сахар, мука, макароны, печенье, мясные консервы и томаты), пиво, обувь, цемент, мыло, алкогольные напитки, лекарства и растительные масла. Ремесленники изготавливают одежду, поделки из дерева, ковры и ювелирные изделия. Многие предприятия обрабатывающей промышленности сосредоточены вблизи городских центров – Аддис-Абебы, Харэра и Дыре-Дауа. В 1975 г. правительство национализировало 72 промышленных предприятия и приобрело большую часть акций 29 предприятий.

Развитие промышленности сдерживается из-за нехватки электроэнергии, хотя страна обладает мощным гидроэнергетическим потенциалом, который оценивается примерно в 60 млрд. кВт/ч.

Развитие промышленности зависит от инвестиций, прежде всего иностранных. Для привлечения иностранных инвесторов в 1950 г. был издан правительственный указ, согласно которому все новые предприятия в течение первых пяти лет освобождались от уплаты налогов. Указ предусматривал, что капитальное оборудование может ввозиться в Эфиопию без уплаты таможенных пошлин, что участие эфиопской стороны будет сведено к минимуму, а инвестор обладает правом перевода прибыли в иностранной валюте из Эфиопии за рубеж в размерах, пропорциональных вложенному капиталу.

В 1975 г. правительство национализировало крупные промышленные предприятия, а также банки, финансовые учреждения и страховые компании. Социалистическая политика правительства предусматривала функционирование трех секторов в экономике Эфиопии. В государственную собственность перешли основные отрасли промышленности, природные богатства и коммунальное хозяйство. Смешанный государственно-частный сектор охватывал горнодобывающую промышленность, производство бумаги и пластмасс, строительство крупных объектов, туризм, т.е. те сферы, которые Эфиопия не могла развивать без участия иностранного капитала. Третий сектор экономики, представлявший обширное поле деятельности для частного капитала, включал оптовую, розничную и внешнюю торговлю, наземный транспорт, кроме железнодорожного, пищевую промышленность, гостиничный бизнес, небольшие предприятия разного профиля. При этом многие частные фирмы были национализированы.

Среднегодовые темпы роста в промышленном секторе снизились с 6,4% в 1965–1973 до 3,8% в 1980–1987. С 1989–1990 по 1994–1995 финансовые годы среднегодовые темпы роста промышленного производства составили 1,6%. Однако в последние годы в промышленности наметились позитивные сдвиги. Ее доля в ВВП в 1993–1994 финансовом году возросла до 7,1%, а в 1994–1995 финансовом году – до 8%. Хотя государство по-прежнему владеет и управляет некоторыми крупными промышленными и коммерческими предприятиями, правительство добилось увеличения объема частных инвестиций в экономику и ограничило экономическую роль государства.

Культура Эфиопии. Ранние образцы письменности — древнейшие посвятительные надписи, найденные в северной части страны, выполнены на сабейском языке. Датируемые первыми веками н. э., они являются продолжением южно-аравийской традиции. Зарождение собственно эфиопской литературы можно отнести к 4—7 вв. н. э., ко времени расцвета государства Аксум, когда литература развивалась на древнеэфиопском языке геэз (гыыз). Сохранились тексты о деяниях царя Эзаны на стелах — монумент, сооружениях, воздвигнутых аксумитами. В 4 в. н. э. в Аксум с Ближнего Востока проникла христианская религия, благоприятно сказавшаяся на развитии литературы. В это время усиливается влияние эллинистической культуры; в Аксуме появляются первые образцы христианской книжности. С греческого языка на геэз переводятся отдельные жития святых (Павла Пустынника, Антония Великого), апокрифы («Книга Еноха», «Книга Юбилеев», «Откровение Ездры», «Вознесение Исайи») и др. Переводческая деятельность способствовала созданию собственной агиографии, произведений (напр., житие Яреда — «Сладкопевца»).

О характере литературы до кон. 13 в. можно судить лишь по устной традиции, дошедшей до более поздних эпох. 14 в.— наиболее плодотворный период развития эфиопской литературы на уже мертвом языке геэз, который продолжал оставаться единственным письменным литературным языком. До конца 18 в. основу эфиопской литературы составляют жития святых, исторические хроники и поэзия. Возникают и другие жанры — богословско-литургические трактаты, «чудеса», плачи, хронографы, магические свитки и т. д. Развивается переводная литератуpa преимущественно с арабского языка. Так, в 14 в. сделан новый перевод Библии (первый перевод с греческого языка относится к аксумской эпохе), в 15 в. переведен коптский Синаксарь (сборник кратких житий святых), в 16 в. христианский роман «Варлаам и Иоасаф», а также известный литературный памятник «Калила и Димна», в 17 в. — «Законодательство царей».

Среди оригинальных произведений этого периода следует выделить «Славу царей» (14 в.) и «Богатство царей» (18 в.), в которых утверждаются права правящей династии соломонидов на эфиопский престол. «Слава царей» — священная книга эфиопов, в которой использованы многочисленные источники, в т. ч. апокрифические сказания. Наиболее интересные образцы историографического жанра — хроники царей Амдэ-Цыйона (14 в.), Зара-Якоба (15 в.), Лебнэ Дынгэля (16 в.). В поэзии выделяется жанр кыне, изобретенный в 14 в. для песнопений в церквах. В кыне широко используются игра слов, созвучия, разные виды тропов. Существует мн. разновидностей этого жанра. (В 20 в. форма кыне используется также при сочинении светских стихов на амхарском языке). Крупным поэтом средневековья был император Наод. Писателями этого времени были императоры Зара-Якоб, Гэлаудеуос, а также священник Гиоргис из Газча, написавший «Книгу таинства» и «Меч троицы». Многогранна литературая деятельность монаха Энбакома (Аввакума), йеменского купца, принявшего христианство. В 16 в. он перевел на геэз несколько араб, книг, написал антимусульм. трактат «Врата веры». Ему же приписывают авторство «Книги покаяния» и «Книги неверия». В 19 в. появляются последние произведения на геэз, в частности «Исследование Зара Якоба» и «Исследование Вольдэ Хейвота», принадлежащие перу итальянского миссионера Джусто да Урбино. В средние века литератуpa Эфиопии была в основном церковной, однако изредка писались произведения светского характера («История галла» монаха Бахрея, 16 в.).

В 14 в. для записи «Царских песен» впервые был использован язык народа амхара, позднее более активно проникавший в литературу. Последние хроники, созданные в кон. 19 — нач. 20 вв., написаны по-амхарски. В 20 в. Э. л. создается в основном на амхарском яз. В кон. 19 в. при дворе императора Менелика II приобрел известность Гэбрэ Ыгзиабхер, стихи которого распространялись в рукописях.

Основоположник современной эфиопской литературы Афэуорк Гэбрэ Иесус выступил с первым художественным произведением на амхарском языке — исторической повестью «История, рожденная сердцем» (1908). В нач. 20 в. эфиопские писатели отходят от канонов средневековой книжности, и литератуpa приобретает светский характер; намечается переход от традиционных форм к современным. Наиболее значительный писатель 20—30-х гг. - Хируй Вольдэ Селассие, в его творчестве получили отражение просветительские идеи. После итало-эфиопской войны 1935—41 развитие национальной литературы связано с деятельностью писателей-просветителей: Кэббэдэ Микаэля, Мэконнына Эндалькачоу, Гырмачоу Тэкле Хауарьята и др. В 50—60-х гг. выходят книги прозаиков Таддэсэ Либэна, Бырхану Зэрихуна, Абэ Губэни, поэтов и драматургов Мэнгысту Лемма, Цэгайе Гэбрэ Мэдхына, тяготеющих к реалистическому изображению действительности, нередко критикующих монархический строй, феодально-капиталистические порядки в стране. В это же время некоторые писатели Эфиопии, призывающие к революционным преобразованиям, пишут книги на английском языке и, как правило, издают их за границей.

После свержения в 1974 г. монархического режима прогрессивные писатели, вставшие на сторону революционного народа, провозглашают своим долгом служение социалистическим идеалам. Популярными становятся стихи Асэффы Гэб рэ Мрьяма Тэсэмма, Аяльнэха Мулату. Плодотворно работают Бырхану Зэрихун, Цэгайе Гэбрэ Мэдхын. В литературу влилась большая группа молодых писателей. В 1977 основан Союз Писателей Эфиопии.

В многоликом древнем искусстве Эфиопии сочетаются традиции африканской культуры, наследие древневосточного искусства, самобытное переосмысление христианских архитектурных типов и сюжетов и европейского влияния. К древнейшим (до 2-го тыс. до н. э.) кушитским культурам Южной Эфиопии восходят каменные стелы со схематическими изображениями человека и символическими знаками. На северо-востоке страны открыты наскальные росписи (Ганзаба, Адди-Кэйих), рельефы с фигурами быков (Шэбе), рельефные человеческие фигуры (Даро-Кавлос), относящиеся к доисторическому периоду и более поздние. В середине 1-го тыс. до н. э. на горных плато расцвело искусство, истоки которого восходят к искусству Сабейского царства: постройки из тёсаных каменных плит — прямоугольные храмы с плоской кровлей (Йеха, Хаульти), плотины; алтари и фризы с изображением горного козла (лунное божество Альмаках); обобщённая, плавная по силуэту скульптура — сидящие царские фигуры, рельефы, каменные и терракотовые головы; известны также наскальные изображения львов (Гобыдра близ Аксума), каменные и бронзовые фигурки животных, каменные сфинксы, вотивные троны. Подъём искусства Эфиопии наступил в 1-й половине и середине 1-го тыс. н э., с возвышением Аксумского царства. Строились большие дворцы из камня с деревянными связями в 2—3 этажа, с плоской крышей на столбах, иногда с внутренними дворами (дворец Такха-Марьям в Аксуме), каменные стелы высотой до 33 м, имитирующие многоярусные башни, троны на ступенчатых основаниях, жилые дома. Эллинистические влияния ощущаются в резьбе по камню, в керамике, золотых монетах. После христианизации Аксума (сер. 4 в.) строились монастырские комплексы и базиликальные церкви (комплекс Дэб-рэ-Дамо).

После упадка Аксума традиции искусства Эфиопии возродились в 12—13 веках в средневековом царстве к востоку от озера Тана со столицей Лалибэла. Дворцы и общественные здания Лалибэлы не сохранились, но дошли высеченные в туфовых массивах, выстроенные в пещерах или отдельно стоящие церкви. Скальные церкви (в Лалибэле и многих других местах) имеют базиликальный, иногда крестообразный план и плоские крыши; всё вплоть до деталей вырезано из камня, причём имитируются своды, деревянные связи и наличники, раскреповки и тяги. С коптским и сирийским искусством связана резьба по камню, кресты и аркады на крышах церквей, рельефы на фасадах церквей Бетэ-Марьям и Бетэ-Голгота в Лали-бэле. Появилась фресковая жи­вопись — стилизованные плоскостные фигуры святых, изображения охотничьих сцен и животных (церковь Мэдхане-Алем в Лалибэле), евангельские сюжеты (цер­ковь Бетэ-Марьям), геометрический орна­мент. Яркость цвета и плоскост­ность отличают темперные ико­ны, в том числе диптихи и триптихи; известны также панно на холсте. С 14 века развивалась эфиопская миниатюра, преломившая влияния коптского, месопотамского искусства в схематичном, плоскостном, но полном наивной выразительности и яркой красочности стиле. В 15—16 веке Эфиопия возродилась как целостное rocударство, строились го­рода, дворцы, богатые церкви (белокаменная церковь Мэканэ Сылласе в горах Уолло — центр, святилище, окружённое деревянной колоннадой). В 17 веку к северу от озера Тана была создана новая столица — Гондар (Гондэр). Каменные замки-дворцы с угловыми башнями, аркадами, арочными проёмами, зубчатыми парапетами, богатым убранством причудливо сочетали местные традиции с воздействием европейского (главным образом португальского) зодчества. Прямоугольные и круглые в плане церкви богато расписывались. В живописи росли черты нарядности и повествовательности, усилились европейские влияния.

В течение многих веков складывались особенности декоративного искусства Эфиопии. Разнообразны формы керамики, украшенной гравировкой, росписью, рельефом.

В вазах из гранита, алебастра, мрамора ощущаются эллинистические и византийские традиции. Ювелирные изделия отражают многообразные связи с Египтом, Аравией, Грецией, Арменией, Индией.

Во 2-й пол. 19— нач. 20 веков строились города (в т. ч. новая столица Аддис-Абеба), в которых преобладали беспорядочная планировка и простейшие жилища, возводились отдельные здания больниц и школ.

В живописи появились исторические и батальные картины патриотического характера. В 20 в. для строительства столицы приглашались архитекторы из многих европейских и азиатских стран, в 30-х гг. велись планировочные работы в городах северо-востока Эфиопии. Строительство развернулось в 50—60-х гг., когда были возведены общественные здания лёгких, ясных форм из бетона, цветных пластиков, стекла (итальянский архитектор А. Медзедими, французский архиктектор А. Шомет, эфиопский архитектор М. Тедрос). Значительна роль специалистов СССР (Политехнический институт в Бахр-Даре, 1969, архитектор А. И. Беляев, Е. А. Аничкова, инженер М. Я. Крейнин), ГДР (планировка Бахр-Дара), Югославии (почтамт, госпиталь, отель «Веби-Шебели» в Аддис-Абебе), Болгарии. Формируется профессиональное эфиопское искусство: живописец и скульптор Афэуорк Тэкле, живописцы Але Фэлегэ Сэлам, Гэбрэ-Крыстос Дзета, Аб-дэль Рахман Шэриф, скульпторы Таддэсэ Бэлайнэх, Таддэсэ Мамеча изображают народную жизнь, обращаются к древним и народным художественным традициям и к опыту различных европейских течений 19 и 20 вв. После революции 1974 г. строятся поселки типовых домов для трудящихся, создаются картины, статуи, плакаты, посвященные революционной борьбе народа.

Эфиопская литература традиционно имеет христианскую направленность, а древние манускрипты являются переводами греческих христианских трудов. Алфавит Геез берет свое начало в 13 веке когда коптские, сирийские и греческие религиозные труды были переведены с арабского языка. Через 200 лет монахи начинают дополнять изначальные труды, описывая жития святых и создавая апокалиптические книги: "Тайны небес и земли", Elucidation of Jesus. Амхарский язык принял алфавит Геез около 16 столетия. И писцы снова сконцентрировались на переводе религиозных трудов. Это продолжалось до конца Второй Мировой Войны, и только после этого появились люди, которые стали писать о других проблемах – Макконен Эндалкачес, Кэбэде Микаэль и Текле Тсодек Макуриа, и они первыми затронули моральные и патриотические темы.


Источники

1. www.travel.ru

2. www.poedem.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: