Упражнения для формирования напора выдыхаемой струи воздуха.




Свистящие звуки

[С] - [С'], [3] - [З'], [Ц].

а) "Заборчик". Улыбнуться, показать зубы, удержать губы в улыбке под счет до пяти.

б) "Лопатка". Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать его, как лопатку (блинчик), в спокойном положении под счет до 3, 5, 10.

в) "Кошка лакает молоко". Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, широким языком производить движения вперед-назад.

При произнесении С:

- губы принимают положение следующего гласного;

- зубы сближены на расстояние около 1 мм;

- кончик языка упирается в нижние резцы;

- спинка языка выгнута, и по середине ее образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам;

- боковые края языка прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов;

- небная занавеска поднята и прижата к задней стенке глотки так, что образует препятствие для выдоха воздуха через нос;

- голосовые связки разомкнуты.

При произнесении мягкого С спинка языка более выгнута по направлению к твердому небу и весь язык напряжен; кончик языка сильнее упирается в резцы.

При произношении звуков 3 и З' артикуляционный уклад тот же, что и при произнесении С и С', только спинка языка поднята несколько выше, голосовые связки сомкнуты и вибрируют, выдох менее напряжением при звуке С.

 

Звук Ц относится к группе смычно-щелевых и образуется в результате быстрого слияния звуков Т и С (ТС).При его произнесении в первый момент кончик языка упирается в нижние резцы, как при звуке С; спинка языка круто вогнута и передней своей частью образует смычку у передних верхних резцов; во второй момент кончик языка остается в том же положении, а передняя часть спинки после разрыва смычки отскакивает в положение С и в середине ее образуется узкий канал для прохода воздуха. Мягкое небо поднято, связки разомкнуты, выдох умеренный.

 

 

Шипящие звуки

[Ш], [Ж], [Щ], [Ч].

а) "Дудочка". Вытянуть сомкнутые губы вперед дудочкой, удерживать под счет до 3.

б) "Трубочка". Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.

в) "Вкусное варенье". Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 10 раз.

г) "Качели". Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, положить язык за нижние зубы, удержать до 3-5. Менять положение языка под счет "раз-два" вверх-вниз.

д) "Часики". Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, повернуть высунутый язык вправо, удер­жать, повернуть влево, удержать. Чередовать.

е) "Чашечка". Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять вверх, потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 сек.

ж) "Маляр". Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление.

 

При произнесении Ш:

- губы несколько выдвинуты вперед;

- кончик языка поднят к небу, но не касается его, образуя щель;

- боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха;

- небнаязанавеска поднята;

- голосовые связки разомкнуты.

 

При произнесении звука Ж положение частей артикуляционного аппарата то же, что при Ш, только голосовые связки сомкнуты и вибрируют, язык более высоко поднят по направлению к твердому небу, выдыхаемая струя воздуха слабее.

 

Звук Щ звучит как длительный звук Ш. При этом:

- губы выдвинуты вперед;

- кончик языка поднят как при Ш, но не к передней части твердого неба, а к альвеолам, образуя в этом месте щель;

- боковые края языка примыкают к внутренней стороне коренных зубов, образуя по середине языка продольный канал, по которому проходит струя выдыхаемого воздуха; вся масса языка напряжена, коренная часть приподнята;

- небная занавеска поднята.

 

 

Сонорные звуки

 

[Л] - [Л'], [Р] - [Р'].

а) "Окошко". Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, удержать а таком положении. Закрыть рот. Менять положение.

б) "Иголочка". Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении до 10.

в) "Лошадка". Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, пощелкать кончиком языка за верхними зубами медленно, потом быстрее, как лошадка. Работает только язык, нижняя челюсть неподвижна.

г) "Грибок". Открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать назад нижнюю челюсть. Проделать 10 раз. Язык не должен отрываться от неба.

д) "Барабанщики". Открыть рот. Поднять тонкий, как иголочка, язык к небу. "Барабанить" по альвеолам.

 

Положение губ зависит от последующего произносимого гласного. Верхние и нижние резцы находятся на незначительном расстоянии друг от друга. Язык упирается своим кончиком в верхние резцы или их десны. Боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, в результате чего по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха. Корневая часть языка поднята, благодаря чему язык принимает форму седла.

Мягкое небо поднято. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

Мягкий звук Л' отличается тем, что поднимается не корневая часть языка, а передне-средняя часть его спинки, смыкается значительная часть передней части спинки с альвеолами.

 

Положение губ зависит от смежных фонем. Между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое расстояние. Язык принимает форму ложечки. Его боковые края прилегают к верхним коренным зубам, а кончик языка поднят к альвеолам, соприкасается с ними и вибрирует под напором выдыхаемого воздуха. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

Мягкий звук Р' отличается дополнительным подъемом спинки языка к небу и некоторым его перемещением вперед.

 

 

Упражнения для формирования напора выдыхаемой струи воздуха.

 

а) "Загони мяч в ворота ". Набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы на ватку, лежащую на столе, ладони.

б) "Болтушка". Набрать в легкие воздух. На длительном выдохе широким языком, поднятым к верхней губе, производить движения вперед-назад, задевая при этом за губу. Выдыхать как можно дольше, можно с включением голоса.

в) "Сигнал". Набрав в легкие воздух, с силой дуть, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.

 

Артикуляционную гимнастику необходимо проводить с ребенком ежедневно, лучше 2 раза в день. Упражнения выполнять, сидя перед зеркалом. Начинать с 2-3 упражнений, постепенно довести их количество до 10-15. Время занятий 5-7 минут.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: