САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Кафедра «Экономическая теория и международные
экономические отношения»

 

В.А. Черненко

И.Н. Жилинкова

 

Мировая экономика

Методические указания

По выполнению контрольной работы

 

Санкт-Петербург


 

Одобрены на заседании кафедры «Экономическая теория
и международные экономические отношения» протокол №5
от 10 февраля 2004 г.

 

Утверждены Методическим Советом ИМТиМ, протокол №7
от 17 февраля 2004 г.

 

 

Мировая экономика. Методические указания по выполнению
контрольной работы. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2005. – 15 с.

 

 

Методические указания предназначены для студентов всех форм
обучения.

 

Составители: д-р экон. наук, проф. В.А. Черненко;

ст. преп. И.Н. Жилинкова

 

 

Рецензенты: канд. мед. наук, доц. каф. «Экономика туризма»
СПбГАСЭ И.Г. Филиппова

 

Ó Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

2005 г.


Оглавление

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ.. 4

ВЫБОР ТЕМЫКОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ... 5

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТЫ... 5

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ... 6

ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ... 7

ЛИТЕРАТУРА.. 13

Приложение.. 15


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Объектом изучения предмета “Мировая экономика” является современное мировое хозяйство, которое рассматривается как сложная саморегулирующаяся, циклично развивающаяся система. Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования курс включен в список обязательных дисциплин для подготовки специалистов по экономическим специальностям.

Вводная часть курса посвящена выяснению сущности мирового хозяйства, его элементам, этапам становления, основным закономерностям и тенденциям его развития. Далее анализируются природно-ресурсный потенциал, типы воспроизводства населения и характер использования трудовых ресурсов, отраслевая структура, уровень и особенности социально-экономического развития различных стран и отдельных регионов. Рассматриваются положение России в мировой экономике и проблемы ее включения в мировую экономику.

Особое место уделяется глобализации современного мирового хозяйства, которая проявляет себя в развитии региональной экономической интеграции стран и усилении процесса транснационализации капитала и производства. Разбирается комплекс проблем сопутствующих этому явлению, например, экологическая, продовольственная, проблема экономической безопасности национальных экономик, возникающая в связи с неравномерностью развития отдельных элементов мировой экономики и т п.

Международные экономические отношения рассматриваются как предпосылка, составляющий элемент и результат развития мирового хозяйства.

Курс “Мировая экономика” является теоретической основой дисциплин, рассчитанных на углубленное освоение отдельных аспектов и форм хозяйственного международного взаимодействия и сотрудничества, таких как международные экономические отношения, основы внешнеэкономической деятельности, международные кредитно-валютные отношения и т. п. Программа составлена в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.


2. ВЫБОР ТЕМЫКОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Номер темы контрольной работы выбирается студентом по последней цифре зачетной книжки. Студенты выполняют вариант № 1, если номер их зачетной книжки оканчивается на нечетное число. Если номер зачетной книжки заканчивается четным числом, выполняется вариант №2.

 

3. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТЫ

3.1. Контрольная работа оформляется в ученической тетради (12-18 листов). Страницы должны быть пронумерованы. Каждый раздел работы принято начинать с новой страницы.

Возможно выполнение работы в компьютерном варианте. Текст работы целесообразно печатать на одной стороне отдельных стандартных лисов бумаги формата А4, 210 x 297 мм. Левое поле – 3 см, верхнее и нижнее – 2 см, правое – 1,5 см. Расстояние межу строками 1,5 интервала. Шрифт: Times New Roman. Размер шрифта: 14.

3.2. На все цитаты и цифровые данные, приводимые в тексте контрольной работы, указываются источники. Ссылка на используемый в работе источник может быть как сквозная (пример №1), так и в тексте работы (пример №2). Во втором случае ссылка помещается в конце цитаты или статистических данных в виде квадратных скобок, в которых указывается порядковый номер источника в списке литературы, а затем – номер страницы в этом источнике.

Пример №1

“В 60-е годы валовой государственный долг развитых стран в среднем составлял 45 %, а в 80-е годы – свыше 70 %”[1].

Пример №2

“В 60-е годы валовой государственный долг развитых стран в среднем составлял 45 %, а в 80-е годы – свыше 70 %” [4, 172].

Следует избегать таких неопределенностей в тексте как “ настоящее время уровень инфляции в США 2 %...”, “ в прошлые годы темпы роста Китая составляли 5 %...” и т.п. Мировая экономика динамично развивается, поэтому фраза, выхваченная из контекста первоисточника, который был издан, допустим, в 1995 году без указания хронологического периода искажает представление о положение дел в современном мировом хозяйстве, т.е. мировом хозяйстве 2003-2004 гг.

3.3. Каждая таблица или график имеют сквозную нумерацию и должны снабжаться заголовком. На последней странице контрольной работы студент ставит дату ее завершения и роспись.

3.4. Общий объем контрольной работы (без приложений) должен быть до 13-15 машинописных страниц (30 строк на странице и 60 знаков в строке), или приблизительно 18 страниц в рукописном виде. Выполненная контрольная работа направляется студентом в академию или ее представительство по месту учебы для регистрации. Работа хранится у студента до экзамена (зачета) и в день экзамена (зачета) сдается преподавателю, принимающему экзамен (зачет).

 

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

4.1. Рекомендуется следующая структура контрольной работы:

- титульный лист;

- оглавление;

- основная часть, обычно несколько разделов для каждого задания;

- список используемой литературы;

- приложения.

4.2. Краткое содержание отдельных разделов контрольной
работы.

4.2.1. На титульном листе указывается: название предмета, номер зачетной книжки студента, номер выбранной темы, фамилия, имя отчество студента полностью (см. Приложение).

4.2.2. В разделах основной части содержится теоретический материал по заданию №8 и №5, рассматриваются точки зрения специалистов международников, даются комментарии к изучаемым явлениям мирового хозяйства, анализируются проблемы мировой экономики и международных экономических отношений, предлагаются возможные варианты их решения. Автор может присоединиться (с соответствующим обоснованием) к наиболее рациональной и прогрессивной, на его взгляд, точке зрения, а может выработать свою, оригинальную позицию или поставить и обосновать новые направления исследований по изучаемой проблеме.

Студент особое внимание должен обратить на логическую последовательность и простоту изложения, ясность и стройность формулировок.

При оформлении расчетных заданий №№1,2,3,4,6,7 необходимо раскрывать ход решения. Не забывать указывать первоисточники статистических данных.

4.2.3. Список использованной литературы должен оформляться в соответствии с библиографическими требованиями. По книгам указываются: автор (фамилия, затем инициалы), название книги, место издания, издательство, год издания, количество страниц в издании. Например: Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 735 с.

По статьям журналов и газет указываются: автор (фамилия, затем инициалы), название статьи, название журнала, год издание, номер журнала, страницы (по газетам – название газеты, год, число месяц). Например: Гаврилов В. Взаимные долги развитых и развивающихся стран // Вопросы экономики, 2003. – №7. – С. 151-154.; Прохоров В. Развитие малого бизнеса // Экономика и жизнь, 1996. – №34. – С. 1-3.

При подготовке контрольной работы допускается использование информационной базы сети Интернет и прочих электронных источников. Материал, полученный из сети, должен иметь соответствующую ссылку. Например: www.wto.org

 

5. ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вариант 1

1. Дать определения следующим понятиям:

1. Социально-ориентированная экономика.

2. Многоукладность экономики.

3. Открытая экономика.

4. Трансформация административно-командной системы в рыночную систему.

5. Портфельные инвестиции.

6. Интенсивный тип экономического роста.

7. Прирост ВВП.

8. Таможенный союз.

9. Специальные права заимствования (СДР).

10. Вертикальная диверсификация.

2. Какие нижеприведенные процессы и явления, происходящие
в мировом хозяйстве, описываются при помощи понятий из
задания № 1:

¨ ТНК;

¨ уровни интеграции;

¨ процесс транснационализации;

¨ современный этап развития мирового хозяйства;

¨ развивающиеся страны;

¨ мировая валютная система;

¨ промышленно-развитые страны;

¨ новые индустриальные страны.

3. Определить положение подсистем в мировом хозяйстве на конец XX века. Заполнить таблицу:

 

  Структура ВВП (в %%) Доля подсистемы в мировом экспорте (в %%) Темпы прироста ВВП (в %%) Тип экономи­ческого роста Доля подсистем в создании МВВП (в %%)
ПРС                
НИС                
СЭЭ                
НРС                
СВиЦЕ                

 

Сокращения, используемые в методическом пособии:

ПРС – промышленно-развитые страны;

НИС – новые индустриальные страны;

СЭЭ – страны-энергоэкспортеры;

НРС – наименее развитые страны;

СВиЦВ – страны Восточной и Центральной Европы;

МВВП – мировой валовой внутренний продукт;

РС – развивающиеся страны.

4. Найти среднедушевой ВВП за 2000 г. по ППС следующих стран:

¨ Турция;

¨ Латвия;

¨ Россия;

¨ Бразилия;

¨ Германия;

¨ Малайзия.

Расположить страны в порядке возрастания ВВП на душу населения от самой бедной страны к самой богатой. Определить, какие страны относятся к группе стран с высоким доходом, к группе стран со средним доходом, с низким доходом. Обратить внимание на методику расчета ВВП (по официальным валютным курсам или по паритету покупательной способности (ППС)).

5. На каком уровне интеграции находится НАФТА и МЕРКОСУР? Подтвердить свою точку зрения фактами.

6. Рассчитать индекс транснациональности для каждой компании. Какая из представленных компаний имеет самый высокий индекс транснациональности?

 

  Корпорация Активы Продажи Занятость
  General Electric 82,8 272,4 21,1 79,2    
  Shell, Royal Dutch 82,1 124,1 71,1 128,3    
  Ford Comp 79,1 258,0 65,8 147,0 -  
  Exxcon Corp 55,6 95,5 102,0 117,0 -  
  General Motors 55,4 222,1 50,0 158,0    
  IBM 41,4 81,1 46,6 75,9    
  Toyota 39,2 113,4 51,7 109,3    
  Volkswagen Group - 60.8 41,0 64,4    
  Mitsubishi Corp - 77,9 50,2 127,4    
  Mobil Corp 31,3 46,4 53,1 80,4    

 

7.Найти:

А) показатель экспортной квоты. Сделать вывод о степени открытости страны;

Б) показатель импортной квоты. Сделать вывод о степени зависимости внутреннего спроса страны от мирового рынка;

В) рассчитать внешнеторговое сальдо, внешнеторговый оборот, коэффициент покрытия импорта экспортом, удельный вес экспорта страны в мировом экспорте. Сделать вывод о характере внешнеторговых отношений ниже представленных стран.

 

  ВВП (в млрд. долл.) Экспорт (в млрд. долл.) Импорт (в млрд. долл.)
Мир в целом     -
США      
Китай      
Россия      

 

8. Описать первоочередные задачи ВТО на современном этапе.

Вариант 2

1. Дать определения следующим понятиям:

1. Индекс благополучия.

2. Прямые иностранные инвестиции.

3. Горизонтальная диверсификация.

4. ВВП на душу населения.

5. Глобализация.

6. Паритет покупательной способности.

7. Монокультурность сельского хозяйства.

8. Высокие темпы экономического роста.

9. Общий рынок.

10. Индекс транснациональности.

2. Какие нижеприведенные процессы и явления, происходящие
в мировом хозяйстве, описываются при помощи понятий из
задания № 1:

¨ ТНК;

¨ уровни интеграции;

¨ процесс транснационализации;

¨ современный этап развития мирового хозяйства;

¨ развивающиеся страны;

¨ мировая валютная система;

¨ промышленно-развитые страны;

¨ новые индустриальные страны.

3. Определить положение подсистем в мировом хозяйстве на конец XX века. Заполнить таблицу:

 

  Структура ВВП (в %%) Доля подсистемы в мировом экспорте (в %%) Темпы прироста ВВП (в %%) Тип экономи­ческого роста Доля подсистем в создании МВВП (в %%)
ПРС                
НИС                
СЭЭ                
НРС                
СВиЦЕ                

 

Сокращения, используемые в методическом пособии:

ПРС – промышленно-развитые страны;

НИС – новые индустриальные страны;

СЭЭ – страны-энергоэкспортеры;

НРС – наименее развитые страны;

СВиЦВ – страны Восточной и Центральной Европы;

МВВП – мировой валовой внутренний продукт;

РС – развивающиеся страны.

4. Найти среднедушевой ВВП за 2000 г. по ППС следующих стран:

¨ Южная Корея;

¨ Чехия;

¨ Мексика;

¨ Чили;

¨ Египет;

¨ Канада.

Расположить страны в порядке возрастания ВВП на душу населения от самой бедной страны к самой богатой. Определить, какие страны относятся к группе стран с высоким доходом, к группе стран со средним доходом, с низким доходом. Обратить внимание на методику расчета ВВП (по официальным валютным курсам или по паритету покупательной способности (ППС)).

5. На каком уровне интеграции находится СНГ и ЕС?

Подтвердить свою точку зрения фактами.

6. Рассчитать индекс транснациональности для каждой компании. Какая из представленных компаний имеет самый высокий индекс транснационализации?

 

  Корпорация Активы Продажи Занятость
  Nestle SA 30,9 34,0 42,0 42,8    
  Asea Brown Boveri (ABB) - 30,9 32,9 33,8    
 
  Elf Aquitaine SA 29,3 47,5 26,6 44,8    
  Bayer AG 29,1 32,0 25,8 31,4    
  Hoechst AG 28,0 35,5 18,4 33,8    
  Nissan Motor Co, LTD 27,0 58,1 29,2 53,8 -  
  FIAT Spa 26,9 70,6 19,8 51,3    
  Unilever 26,4 31,0 45,0 52,2    
  Daimler-Benz AG - 65,7 44,4 70,6    

 

7.Найти:

А) показатель экспортной квоты. Сделать вывод о степени открытости страны;

Б) показатель импортной квоты. Сделать вывод о степени зависимости внутреннего спроса страны от мирового рынка;

В) рассчитать внешнеторговое сальдо, внешнеторговый оборот, коэффициент покрытия импорта экспортом, удельный вес экспорта страны в мировом экспорте. Сделать вывод о характере внешнеторговых отношений ниже представленных стран.

 

  ВВП (в млрд. долл.) Экспорт (в млрд. долл.) Импорт (в млрд. долл.)
Мир в целом     -
Япония      
Испания      
Мексика      

 

8. Описать первоочередные задачи МВФ на современном этапе.


ЛИТЕРАТУРА

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения:
Учебное пособие. Изд-е 6 перераб. и доп. – М.: Изд. Книготорг.
Центр. Маркетинг, 2001.

2. Бунгай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. – М.: Финансы и статистика, 2001.

3. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. – М., 1992.

4. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. Изд-е 2
перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 735 с.

5. Международные экономические отношения. / Под ред.
Б.П. Супруновича. – М.: ГФА, 1995.

6. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов. / Под ред. проф.
И.П. Николаевой. Изд-е 2 перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 575 с.

7. Портер М. Международная конкуренция. / Пер. с англ.
/ Под ред. и с предисл. В.Д. Щетинина. – М.: Международные отношения, 1993.

8. Россия: интеграция в мировую экономику: Учебник. / Под ред.
Р.И. Зименкова. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 432 с.

9. Рыбалкин В.Е., Щербанин Ю.А., Болдин Л.В. Международные экономические отношения: Учебник для студентов экономических специальностей. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

10. Семенов К.А. Международные экономические отношения.
– М., 1998.

11. Спиридонов И.А. Мировая экономика. – М.: ИНФРА-М, 2001.

12. Страны и их объединения: Международная энциклопедия:
Учебное пособие. – М.: МУ “Содружество”, 2001. – 226 с.

13. Т.Р. Тэор. Мировая экономика. – СПб.: Питер, 2002.

14. Федосеева Г.А. Мировая экономика и международные экономические отношения: Практикум. – М.: ИНФРА, 2002. – 352 с.

Дополнительная литература к отдельным темам курса

Справочники статистические и словари

15. Внешнеэкономический толковый словарь. / Под ред.
И.П. Фаминского. – М., 2000.

16. Все страны мира: Энциклопедический справочник. / Авт.-сост.
И.О. Родин, Т.М. Пименова. – М.: Вече, 2002.

17. Герчикова И.Н. Международные экономические организации.
– М.: Консалтбанкир, 2000.

18. Год планеты: Политика. Экономика. Бизнес. – М., 2000.

19. Мовсесян А.А. Международные кредитно-финансовые организации: Правовые аспекты деятельности: Учебное пособие. – М.:
МНИМП, 1999.

20. Международные сравнения: 1990-1997 гг. // Мэ и МО, 1998.
– № 10.

21. Мир в цифрах. – М.: Госкомстат РФ, 2003.

22. Отчет о мировом развитии 1999. // Всемирный Банк. – М., 1999.

23. Россия в меняющемся мире. // Институт экономического анализа.
– М., 1997.

24. Россия в цифрах. 2002: Краткий статистический сборник.
– М.: Госкомстат РФ, 2003.

25. Россия и страны мира: Стат. сб. // Госкомстат России. – М., 2000.

26. Устинов И.Н. Внешнеэкономические связи России: Статистическо-аналитический справочник. – М.: Международные отношения, 2001.

27. Шреплер Х.А. Международные экономические организации.
– М., 1996.

Перечень периодических изданий, рекомендуемых
для самоподготовки к занятиям по курсу
“мировая экономика”

1. Азия и Африка сегодня.

2. Мировая экономика и международные отношения.

3. Латинская Америка.

4. Япония сегодня.

5. Вопросы экономики.

6. Бюллетень иностранной коммерческой информации.

7. Внешнеэкономический бюллетень.

8. Проблемы теории и практики управления.

9. Экономист.

10. Экономика и жизнь.


Приложение

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: