Ход урока.
Организационный момент.
(Настрой обучающихся на учебную деятельность).
Актуализация знаний.
1. Покажите лесную зону на карте физической России и карте природных зон. Сравните ее по размерам с зоной тундры.
2. По карте совершите путешествие по лесной зоне с севера на юг, расскажите, как меняется растительность. (Работа с картой «природные зоны России).
Индивидуальный опрос по карточкам.
Карточка. Подчеркни, тех животных, которые обитают в лесной зоне России.
1.Тигр. Куница. Гиена. Шакал. Кенгуру. Белка. Бурый медведь. Белый медведь.
Карточка с заданием: исключите лишнее.
Хвойны леса: ель, осина, кедр
Смешанные леса: берёза, сосна, дуб
Широколистные леса: пихта, дуб, клён.
Карточка с заданием: восстановите текст, с помощью слов для справок.
В лесу можно встретить самого крупного зверя, это ___________. Летом пасутся небольшие стада пугливых ______________. В густых зарослях обитает дикий _____________, он питается корнями, листьями, желудями, мышами. В земле ______________ роет ходы, добывая червей и насекомых. В лесной траве и во мху устроился колючий _____________. Среди ветвей в дуплах деревьев строит гнезда пушистый зверек, это ______________. В лесу живут хищники: ____________, ______________, ___________________.
Слова для справок: лось, косуля, кабан, крот, еж, белка, лиса, барсук, куница, волк, рысь.
Карточка. Реши иллюстрированный кроссворд.
Постановка цели и задач урока.
Прослушайте отрывок стихотворения «Береги природу!».
Надолго хватит тех лесов,
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Может только ты,
Разумный человек!
Хозяйственная деятельность человека неблагоприятно влияет на природу лесной зоны.
Сегодня мы поговорим с вами об экологических проблемах и об охране природы лесной зоны, познакомимся с заповедниками и заказниками лесной зоны. (Дата и тема на доске).
Тема урока: «Охрана леса. Заповедники и заказники лесной зоны».
Изучение нового материала.
Вопросы и задания.
Рассмотрите карту в приложении к учебнику с. 12 -13.
Какие заповедники расположены в лесной зоне?
Какие охраняемые территории находятся относительно недалеко от вашего населённого пункта?
Рассказ учителя.
Охрана леса является частью более общей задачи – охраны природы в целом. Под охраной природных богатств мы понимаем не только их правильное использование, но и восстановление. Охранять природу не означает делать её неприкосновенной. Природа является источником материальных благ для человека, без которых он не мог бы существовать.
В результате хозяйственной деятельности человека леса исчезли в Саратовской, Воронежской и других областях. Это привело к обмелению Волги, Днепра, Дона и их притоков, к образованию оврагов, усилению засух. На грани исчезновения оказались такие ценные животные, как зубр, бобр, лось, соболь, некоторые птицы. Стали редкими тигр, благородный олень.
У нас в стране существует целый комплекс мероприятий по рациональному использованию лесных ресурсов. Вырубка лесов происходит по специальному плану, а на месте вырубленных деревьев высаживают молодые деревца, ведется борьба с лесными пожарами, вредителями и болезнями леса. Более тщательно перерабатывают отходы деревообрабатывающей промышленности: опилки, стружки, хвою, кору, из которых делают древесно-стружечные плиты. Например, из хвои делают витаминную муку, которую добавляют в корм скоту. Мы с вами знаем, что в лесу нельзя разводить костры. Если начнется лесной пожар, то его будет очень трудно затушить. Во время пожара от огня гибнут не только деревья, но животные и птицы. С целью сохранения природы создают заповедники, заказники, национальные парки.
Давайте вспомним, что же такое заказники, заповедники, национальные парки.
Словарная работа. Открываем словарь в учебнике на странице 172 – читаем.
Заказник – охраняемая природная территория, на которой под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды.
Заповедник – участок территории, на котором законом охраняется природа в естественных условиях. В заповедниках запрещена хозяйственная деятельность человека.
Национальный парк - территория, на которой сохраняется природа. От заповедников отличается тем, что сюда допускаются посетители для отдыха.
В России существует 33 национальных парка, 68 заказников и 101 заповедник, 31 из которых расположены в лесной зоне нашей страны.
В Рязанской области недалеко от реки Оки находится Окский заповедник. В этом заповеднике обитают редкие животные и птицы: выхухоль, черный аист, серый журавль, осоед. В лесной зоне нашей страны есть и другие заповедники. Там изучают, охраняют и разводят редкие и исчезающие виды растений и животных. Зубр, благородный и пятнистый олени, выхухоль обитают в Мордовском и Приокско – Террасном заповедниках, соболь – в Баргузинском, уссурийский тигр, пятнистый олень, маньчжурский заяц в Сихоте – Алинском. В некоторых заповедниках нашей страны находятся под охраной не только животные и растения, но и полезные ископаемые. Один из них - Ильменский минералогический заповедник. Под охрану в Ильменском минералогическом заповеднике взяты недра, почва, реки, озёра, растения и животные. В заповеднике обнаружено более 200 минералов: гранит, белая и черная слюда, гранит и другие. Интересен растительный мир заповедника. В лесах живут косули, лисы, барсуки, глухари, дятлы, синицы. Кроме заповедников в России создаются национальные парки. Один из таких национальных парков – Лосиный остров расположен на территории Москвы и Подмосковья. Как вы думаете, почему он так называется? Там, в отличие от заповедника, можно гулять и отдыхать людям. Посетители национальных парков должны соблюдать правила поведения. Как вы думаете, какие правила должны соблюдать люди в природе?
(Ответы обучающихся).
Правила поведения в лесу.
- Соблюдай чистоту в лесу! Не оставляй мусор после себя.
- Не разжигай костры в лесу.
- Не шуми в лесу! Не нарушай природный покой!
- Не рви цветы.
- Проявляй заботу о сохранении даров леса!
- Не разрушай муравейники!
- Не ломай ветки! Не руби деревья! (Слайд)
Красота окружающей нас природы зависит от людей, мы должны прилагать все усилия, чтобы природа нашей земли была разнообразнее и богаче.
Физминутка.
Задание по карточке. Прочитайте текст. Скажите, кто поступил правильно. Устно объясните свой ответ.
Дети бродили по лесу. Вышли на поляну. Каких цветов здесь только нет: колокольчики, мышиный горошек, полевая гвоздика и много других.
- Соберем букет, - сказала Оля.
- Сорвём несколько цветочков, - возразил Миша.
- Лучше полюбуемся, - предложила Алёна.
Задание. Найдите на карте заповедники, о которых говорится в тексте параграфа
(см. приложение стр. 12 – 13).
Работа с учебников. Прочитать о животных, которые обитают в Сихоте – Алиньском заповеднике. (см. стр. 111). Составить устный рассказ – описание о животном (по выбору) с опорой на иллюстрацию и план.
1.Уссурийский тигр (слайд).
2.Харза (слайд).
3.Енотовидная собака (слайд).
Примерный план рассказа.
1.В каких заповедниках на территории лесной зоны можно увидеть это животных.
2. Внешний вид животного.
3. Почему животное занесли в красную книгу?
(см. приложение стр. 12 – 13).
Работа в тетрадях. Задание. Запишите название заповедников лесной зоны. (слайд).