Внимательно прочитайте тему и цели нашего урока.
Последовательно и внимательно читайте предложенный вам материал. Выполните
Предложенные задания. Обоснуйте ответ и направляйте мне. в любом формате.
Посмотрите предложенный видеоматериал.
Желаю успехов!
https://www.youtube.com/watch?v=CWrJaUfHSmM
https://obrazovaka.ru/sochinenie/bespridannica/analiz-proizvedeniya-ostrovskogo.html
Цели урока: более глубокое знакомство с творчеством А. Н, Островского. За сорок лет работы он написал около пятидесяти оригинальных пьес. Понятно, что на уроках литературы невозможно дать по-настоящему полного представления о богатстве всего театра Островского. Но все-таки необходимо показать основные этапы пути драматурга не только по учебнику и на примере одного произведения, текстуально изучающегося в школе («Гроза»). Важно проследить, как меняется мировоззрение драматурга, его отношение к купечеству, от первого произведения «Свои люди – сочтемся!» до произведения более позднего периода: «Бешеные деньги», «Снегурочка», «Бесприданница», не минуя при этом и изучение программного произведения «Гроза».
Вот красота-то куда ведет… в самый омут.
А.Н. Островский «Гроза»
Ход урока
I. Слово учителя.
1.Особенности творчества А. Островского в 1870-1880гг.
Для творчества этого периода характерны:
- устойчивые темы;
- штрихи к психологической физиономии русского характера;
- усиление социальных и политических обобщений, с одной стороны, углубление лиризма, обращение к общечеловеческим ценностям, с другой стороны;
- повышенное внимание к незащищенному человеку, резко выделяющемуся моральными качествами, сложным духовным миром;
- фольклор сменяет классическая литература (Паратов, например, цитирует «Гамлета»);
- народная песня вытесняется романсом (Лариса поет романс Боратынского «Не искушай меня без нужды»).
II. Работа по пьесе островского «Бесприданница» (1879).
Потребность осмыслить и высмеять социальные отношения и интерес к жизни сердца- это, как правило, «сосуществовало» у Островского в одном художественном произведении. На этой особенности мы и построим нашу беседу.
План беседы
- Царство хищных, цепных и умных дельцов (проверка домашнего задания - таблица «Жизненная позиция значительных лиц в городе»).
- «Женский вопрос» в России в 1870-1890-е годы (инд. задание).
- «Я любви искала…». Образ Ларисы Огудаловой.
- Катерина Кабанова и Лариса Огудалова. Сравнительная характеристика.
- «Царство хищных, цепных и умных дельцов» или «значительные лица в городе».
Купцы из мелких торговцев становятся миллионщиками, завязывают международные связи, получают европейское образование. Купеческие характеры утончаются и усложняются. Это теперь культурный буржуа- предприниматель.
Какова жизненная позиция Кнурова, Вожеватого и Паратова?
(Студенты заполняют таблицу.)
Работа с таблицей.
Кнуров | Вожеватов | Паратов |
«Значительные лица города» | «Блистательный барин» | |
- Да, с деньгами можно дела делать. Хорошо тому…у кого денег много. - Найдите таких людей, которые посулят вам десятки тысяч даром, а тогда и браните меня. - Если скажу6 орел, так проиграю, орел, конечно, вы. | - За удовольствие надо платить, они даром не даются… - Я знаю, что такое купеческое слово. - Что я обещал, то и исполню: для меня слово- закон, что сказано, то свято. - Всякому товару цена есть. | - Я человек с правилами, брак для меня дело священное. - Я сам такой же бурлак. - Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно. - У меня правило: никому ничего не прощать… - Ведь я чуть было не женился на Ларисе - вот бы людей насмешил. - Господа, я имею слабость к артистам. |
Итак, мы видим, что купцы пореформенной России далеко отличаются от бородатых купцов-самодуров. Многие из дельцов последнего времени изучали финансовое дело, знают тайны банковских операций. В отличие от замоскворецких первонакопителей, они изучили и изучают европейский опыт обогащения. Не случайно Кнуров, бывая в Бряхимове, по преимуществу молчит: нет интересных собеседников. Разговаривать он ездит за границу, иногда в Петербург или Москву. Чтобы быть в курсе дела, владельцы приисков, пароходов, фабрик посещаю промышленные выставки в Париже, читают европейские газеты, ищут общества дипломатов. Есть среди них ценители искусства.
В чем, например, обаяние Кнурова и Вожеватого?
- Держаться с достоинством, способны ценить красоту, искренне восхищаться талантом.
И все же, что скрывалось под внешним лоском «цивилизованных», «европеизированных» дельцов?
- В основе поступков послереформенных буржуа, по размаху своей деятельности, методам накопления, образ жизни, внешнему лоску так непохожих на дореформенных бородатых купцов, лежал все тот же хищнический закон: «К себе, к одному себе».
Кнуров как будто бы заботился о Ларисе, предлагая свою помощь и расспрашивая ее мать, достаточно ли она подумала, выдавая дочь за бедного человека. В действительности же он выясняет, нельзя ли этим «добропорядочным» путем при содействии матери сделать девушку моей любовницей. Как и патриархальные самодуры, эти люди никогда не отказываются от своих желаний, жестоки в достижении цели. «Для меня невозможного мало»,- признается Кнуров.