Методика распределения трансфертов




Бюджетная система Канады.

Финансовая система Канады по своей структуре не отличается от классически установленной схемы самостоятельных и взаимосвязанных звеньев и включает в себя бюджетную систему, специальные фонды и финансы государственных предприятий. Между тем, бюджетная система рассматриваемого государства имеет специфические особенности присущие странам с федеративным государственным устройством. Первым уровнем бюджетной системы является федеральный бюджет, который формируется и исполняется федеральным правительством. Второй уровень – бюджеты десяти провинций и трех территорий. Третий – бюджеты местных органов власти. Финансовый год, т.е. период исполнения федерального бюджета в Канаде начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта.

Формирование федерального бюджета Канады осуществляется путем аккумулирования налоговых и неналоговых доходов. Основную долю в бюджете составляют налоговые поступления (более 90% от доходной части). Федеральному правительству принадлежат полномочия по регулированию вопросов обороны, военной стратегии, правопорядка, национального государственного долга и государственной собственности, денежно-кредитной и банковской системы, торговых и коммерческих отношений. Главной статьей расходов федерального бюджета является статья обслуживания государственного долга. Другой важной целевой статьей расходов федерального бюджета является финансовая помощь бюджетам других уровней. Данная статья является превосходным примером функционирования бюджетного федерализма в Канаде. С целью достижения на территории всей страны примерно равного уровня государственных социальных стандартов федеральное правительство Канады стало выделять провинциям дополнительные финансовые средства на определенные социальные программы при условии, что эти средства будут расходоваться в строгом соответствии с указаниями федеральных властей. В большинстве случаев федеральное правительство предлагало профинансировать примерно 50% расходов на определенные программы. Все остальное покрывалось средствами провинциальных бюджетов.

Вторым звеном бюджетной системы Канады являются бюджеты провинций и территорий. Доходная часть бюджетов провинций и территорий формируется преимущественно за счет трансфертных платежей федерального правительства. Однако, эта доля заметно отличается от провинции к провинции. Вторым, а у некоторых регионов и первым источником пополнения доходов бюджета являются налоговые поступления, в которые входят как собственные налоги, так и отчисления от федеральных налогов.
Провинциальные органы власти имеют право привлекать заемные средства в целях финансирования дефицита. Законодательно не установлены ограничения предельного объема заимствований, однако нормативные акты многих субъектов федерации такие ограничения устанавливают.

Бюджеты провинций обязаны финансировать государственное образование, здравоохранение и частично муниципальные службы. Так же как и федеральные власти, органы второго уровня управления несут расходные обязательства в областях совместных интересов, таких как, например, сельское и лесное хозяйство. Важной статьей расходов провинций является оказание финансовой помощи нижестоящим бюджетам муниципалитетов.

На третьем уровне бюджетной системы Канады находятся бюджеты местных органов власти. Доходы местных органов власти в основном складываются из местных налогов (прежде всего на недвижимую собственность) и финансовых ресурсов, полученные из вышестоящих провинций. В некоторых случаях, например, когда в округе находится или сооружается важный историко-культурный или инфраструктурный объект, небольшие субсидии могут поступать целевым назначением и от федерального правительства.
Бюджеты местных органов власти являются главным источником финансирования капитальных вложений (в основном на инфраструктуру), а также используются на цели образования и подготовки кадров, медицинскую помощь и т.п.

Межбюджетные отношения

Помимо налоговых и неналоговых доходов, бюджеты территорий/провинций получают трансферты из федерального бюджета. Общий объем доходов и расходов бюджетов определяются с учетом передаваемой финансовой помощи.

Виды трансфертов

В Канаде существует два вида трансфертов: налоговый трансферт и денежный трансферт. Денежный трансферт осуществляется в виде перевода денежных средств из федерального бюджета в бюджеты провинций/территорий. Налоговый трансферт возникает в случае, когда федеральное правительство снижает федеральные ставки по налогам, одновременно представляя провинциям/территориям право повышать свои ставки по соответствующим налогам на аналогичную величину. Налоговые трансферты впервые появились в 1977 году, когда федеральное правительство передало в провинциальные бюджеты 13,5 процентных пунктов федерального подоходного налога и один процентный пункт федеральной ставки по налогу на доходы корпораций. Провинции в 1977 году согласились учитывать переданный им налоговый трансферт как часть средств, передаваемых федеральным правительством на поддержку здравоохранения и высшего образования.

Доходы федерального бюджета Канады в 1998-1999 финансовом году составили $155,7 млрд.; доходы бюджетов провинций/территорий составили $166,6 млрд. (в том числе, $13,5 млрд. – 8,1% доходов за счет налоговых трансфертов; $24,0 млрд. – 14,4% доходов за счет неналоговых трансфертов). Расходы федерального бюджета составили $152,8 млрд.; расходы бюджетов провинций/территорий составили $167,6 млрд.

Методика распределения трансфертов

Объем трансфертов и методика их распределения, как правило, устанавливаются сроком на пять лет, а передача трансфертов осуществляется на годовой основе. Федеральное правительство Канады передает трансферты провинциям/территориям по трем основным программам:

Трансферт на здравоохранение и социальную помощь (CHST). Программа направлена на поддержку здравоохранения, высшего образования, предоставление социальной помощи и услуг территориями и провинциями. Данный трансферт является связанным (целевым). CHST был введен в действие в 1996-1997 финансовом году и заменил собой две отдельные трансфертные программы - программу социальной поддержки и программу поддержки здравоохранения и высшего образования. На данный момент трансферты CHST не распределяются на равной подушевой основе, что объясняется влиянием порядка распределения трансфертов в рамках ранее существовавшей программы социальной поддержки,2 однако федеральное правительство уже объявило, что к 2001-2002 бюджетному году неравенство между объемом передаваемых средств из расчета на душу будет снято, и все провинции и территории будут получать одинаковый подушевой трансферт CHST. Кроме того, уже в 1998-1999 финансовом году $3,5 млрд. дополнительно выделенных в рамках программы средств были распределены между регионами на равной подушевой основе. В 1998-1999 финансовом году трансферты, распределенные в рамках данной программы, составили $26,0 млрд. или 67,5% общего объема трансфертов. В 1998-1999 финансовом году провинции получали от $800 на душу населения (Альберта) до $939 на душу населения (Квебек). В 2001-2002 финансовом году каждая провинция получит $960 на одного жителя. Финансовая помощь по программе CHST передается в виде налогового и денежного трансфертов. Отметим, что федеральное правительство всегда устанавливает нижнее ограничение на размер денежного трансферта, чтобы с ростом налоговой базы налоговый трансферт не перекрывал денежный (в 1998-1999 финансовом году данное ограничение составило $12,5 млрд.). В 1998-1999 финансовом году приблизительно половина всей суммы была передана через налоговый трансферт, половина через денежный.

Программа выравнивания направлена на выравнивание менее обеспеченных провинций (территории в выравнивании не участвуют) по уровню предоставления бюджетных услуг населению. Данный трансферт является несвязанным. Трансферт распределяется по формуле, устанавливаемой федеральным законодательством. Сначала рассчитывается подушевой бюджетный потенциал каждой провинции на основе оценок их собственных доходов. Далее определяется стандартный подушевой бюджетный потенциал, исходя из потенциала пяти провинций “со средними доходами” (в 1998-1999 году он составил $5472) Провинции с подушевым потенциалом ниже стандартного получают трансферт для подтягивания до среднего уровня. Выравнивающий трансферт не может быть выше или ниже законодательно установленных значений с целью защиты как федерального бюджета (от слишком сильного роста трансферта), так и бюджетов провинций (от резкого снижения трансфертных выплат). Процедура расчета выравнивающего трансферта устанавливается на 5 лет, стандартный потенциал рассчитывается на годовой основе. В 1998-1999 финансовом году общий объем трансфертов, распределенных в рамках данной программы, составил $9,6 млрд. или 24,9% общего объема трансфертов. Семь из десяти провинций Канады получили выравнивающий трансферт. Весь трансферт передавался в денежной форме.

Программа территориального финансирования (TFF). В рамках программы специальный трансферт передается северным территориям (не провинциям), которые отличаются от провинций тем, что у них значительно выше затраты на предоставление бюджетных услуг, высокие темпы роста численности населения и слабо развита налоговая база. Данный трансферт является несвязанным и представляется для повышения бюджетной обеспеченности территорий. TFF рассчитывается по принципу “покрытия разрыва” между индексом бюджетных расходов и доходными возможностями территориальных бюджетов. Программа также направлена на защиту территорий от существенного снижения собственных доходов. В 1998-1999 финансовом году общий объем трансфертов, распределенных в рамках данной программы, составил $1,2 млрд. или 3,1% общего объема трансфертов. Весь объем средств передается в денежной форме.

По прочим программам (например, государственная программа изучения иностранных языков, программа фискальной стабилизации, программа субсидий) объем переданной помощи в 1998-1999 финансовом году составил $1,7 млрд. или 4,4% от общего объема трансфертов. Все перечисленные виды трансфертов являются денежными и целевыми. Отметим, что порядок передачи трансфертов по программе субсидий был определен еще в 1867 году!

Доля федеральных трансфертов в доходах провинций колеблется от 14% (провинция Альберта) до 42% (провинция Ньюфаундленд). Территории практически все свои доходы обеспечивают за счет федерального трансферта. Общий объем трансфертов, переданных из федерального бюджета в 1998-1999 финансовом году, составил $37,5 млрд., то есть 17% от расходов федерального правительства (22,5% от доходов бюджетов провинций/территорий).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: