Philippe de Lyon in his contemporaries' biographic narrative




Филипп Лионский в биографических очерках современников

 

Имя Филиппа Лионского, целителя и учителя религиозной нравственности конца XIXв., стоит особняком в ряду имен французских оккультистов круга Папюса. Неординарные личные качества и в особенности его удивительные способности к излечению, равно как и своеобразные религиозные воззрения сделали Мэтра Филиппа одной из центральных фигур истории эзотеризма данной эпохи. Полностью лишенный амбициозности, навыков и привычек, присущих светской жизни его времени, Мэтр Филипп, в основном, усилиями своего окружения оказался вовлечен во взаимоотношения между собой значимых фигур государственной и общественной жизни как своей страны, так и других стран, в особенности России, где он волею судеб оказывал на протяжении ряда лет немалое влияние на настроения при царском дворе и в дворянской среде. Жизнеописания Мэтра Филиппа составлены несколькими его современниками, в чьих сочинениях его образ представлен с разной степенью достоверности, историчности и реалистичности. В данной статье приводится анализ данного пласта литературных источников.

Ключевые слова: мартинизм, Папюс, Филипп Лионский, эзотеризм, целительство, магнетизм, оккультизма

 

E.L. Kuzmishin, PhD (History)

 

Philippe de Lyon in his contemporaries' biographic narrative

 

The name of Mâitre Philippe de Lyon, healer and religious morals teacher of late XIX century, stands aside in the row of the French occultists' names within Papus' close circle. His outstanding personal qualities as well as miraculous curing abilities, and his very special religious doctrines, had made Master Philippe a central figure in the history of esotericism of his time. Being totally deprived of ambition and high society trends and habits, he had been, nevertheless, drawn by his friends and associates into the interrelations among powerful and influential personalities of the period, both in his own country and abroad, especially in Russia, where he appeared to exert some real influence on the atmosphere at the court and among the nobility during several years. Biographies of Master Philippe have been compiled by several his contemporaries and friends, his image therein being presented with various degrees of reliability, authenticity and historicity. In this article, an analysis of these literary sources has been attempted to be made.

Keywords: martinism, Papus, Mâitre Philippe de Lyon, healing, esotericism, occultism, magneticism

 

История мартинизма как самобытного духовного течения довольно сложна и запутана. Эта синтетическая совокупность традиций христианского духовного и мистическогорыцарства, практикуемых в мире как отдельными посвященными, так и рядом орденов, начиная с 1890-х гг., восходит своими истоками к мистическим и магическим учениям, возникшим и укоренившимся в масонских ложах Франции 1760-х гг., а ее современные формы и философско-идеологическое наполнение определяются личными духовными воззрениями и практиками ряда французских оккультистов 1950-х гг. Разнообразие мартинистских орденов, практик и теорий в настоящее время таково, что было бы натяжкой вообще рассуждать о каких-либо объединяющих их все признаках, за исключением, собственно, названия «бренда», присваивание которого организациям или отдельным практикующим не регулируется никем и не руководствуется никакими фиксированными законами или правилами.

Отсюда легко понять, что изучение мартинизма как концепции, учения, движения, как своего рода «вещи-в-себе» не представляется возможным, между тем как возможно лишь изучение обычных и духовных биографий исторических личностей, сделавших тот или иной вклад в развитие мартинизма, их личных воззрений, выстроенных ими философских и религиозных систем и учений. Таким образом, роль личности в мартинизме несопоставимо больше, чем в подобных ему эзотерических объединениях (масонство, эзотерические рыцарские ордена, розенкрейцерство, магические ордена), где велика роль ячейки каждого из этих объединений (ложи, капитула и т.д.). Не в последнюю очередь это, по всей вероятности, связано с тем, что мартинистская посвятительная преемственность, по обычаю ордена, передается не коллективом (как в масонстве — ложей), а исключительно на личном уровне, от посвятителя — посвященному, а сами объединения мартинистов носят обычно временный и необязательный характер. Данный механизм передачи посвящения является основной причиной запутанности линий мартинистской преемственности в мировой истории и отсутствия единой и общепризнанной системы выявления «истинности» мартинистского посвящения и правомочности организаций, присваивающих себе это название. Впрочем, это положение, при некотором допущении, может рассматриваться как роднящее мартинизм с традициями индивидуального наставничества и посвящения у средневековых алхимиков, практиков магии и религиозных учителей.

Развиваясь параллельно с масонством, мартинизм радикально отличается от него своими идеологией, символикой и методологией. Название организации происходит от имен предтеч современного мартинизма Мартинеса Паскуалиса (1727(?)-1774) и Луи-Клода де Сен-Мартена (1743-1803). Основой учения мартинизма является«доктрина Реинтеграции», подразумевающая способность человека путем духовного усовершенствования преодолеть узы материи и греха, возвратиться («реинтегрироваться») в Божественную Сущность, обрести единство с Богом и Природой, которым обладал первочеловек-перводух Адам Кадмон, утративший его вследствие грехопадения. Достигнуть этого возможно с помощью прямого откровения свыше, теургии, духовного перерождения и очищения.

В общем и целом, мартинистская обрядность представляет собой смесь масонских ритуалов, церковной литургии (католического образца) и практик ритуальной магии (теургии) с существенным преобладанием масонского компонента, что неудивительно, поскольку и основатели движения пользовались в качестве образца масонскими ритуалами, и многие их современные последователи рассматривают мартинизм как извод масонства, его мистико-магическую ветвь[1].

История мартинизма не может рассматриваться как единый непрерывный вектор, поскольку распадается на три неравных отрезка, прерываемые двумя периодами практически полного исчезновения мартинизма с карты мира с последующим возрождением в новых формах и новыми людьми, не имевшими доступа к традиции предыдущего периода и реконструировавшими ее лишь исходя из собственных представлений о ней, а также сохранившихся в открытом доступе литературных источников.

На протяжении XVIII – XX вв. мартинистские структура и учение складывались из следующих важных компонентов:

1. Мартинес Паскуалис – Орден Избранных Коэнов Вселенной, 1765 г. – теургические практики, неортодоксальное космогоническое учение, изложенное в «Трактате о реинтеграции существ» (1771), передача посвящения в ложе посредством теургической операции.

2. Луи-Клод де Сен-Мартен – Путь Сердца, 1777 г. – мистические озарения, внутренний путь поиска откровения в себе самом, отказ от ритуальной практики, передача посвящения индивидуально на духовном уровне.

3. Жан-Батист Виллермоз (1730-1824) – Исправленный Шотландский Устав масонства, 1782 г. – включение космогонии и нравственных уроков Мартинеса Паскуалиса в учение высших рыцарских степеней. После смерти Виллермоза можно говорить о временном отмирании мартинизма за отсутствием последователей[2].

- Далее последовало практически полное исчезновение мартинистского ордена в годы Французской революции и Наполеоновских войн.

4. Папюс (1865-1916) и Огюстен Шабосо (1868-1946) – Орден Мартинистов, 1884 г. – орденская структура на основе Пути Сердца с использованием ритуалов, переработанных из масонских, комплексная передача посвящения (в ложе или индивидуально), воссоздание движения после векового забвения[3].

- Далее последовало практически полное уничтожение мартинистского ордена в ходе репрессий в СССР и странах Восточной Европы, а затем в ходе Второй Мировой войны и духовного и физического уничтожения масонов и оккультистов на оккупированных Третьим Рейхом территориях.

5. Анри-Шарль Дюпон (1877-1960), Робер Амбелен (1907-1997) и Филипп Анкосс (1906-1984) – Союз мартинистских орденов, 1955 г. – соединение линий Мартинеса Паскуалиса, Л.-К. де Сен-Мартена и Ж.-Б. Виллермоза, а также нескольких посвятительных линий рассорившихся преемников Папюса[4].

6. Робер Амбелен — Инициатический Орден Мартинистов, 1968 г. - внесение в мировой мартинизм русской рыцарской посвятительной традиции мартинизма XVIII в. и формирование нового направления, отличного от доминирующей в современном мартинизме традиции Папюса[5].

Низье Антельм Филипп (1849-1905), «Мэтр Филипп», «Филипп Лионский» является одной из самых удивительных, в первую очередь, своей парадоксальностью фигур истории европейского оккультизма ХХ века. Человек очень простого происхождения и исключительной личной скромности, он волею судеб оказался в центре придворных и правительственных интриг и сложных взаимоотношений между сильными мира сего в нескольких странах, - и с достоинством держался в этой непростой среде, не поступаясь своими принципами и даже обыденными привычками. Стремившийся всю сознательную жизнь лечить людей и упорно обучавшийся медицине как вольный слушатель, подрабатывая в больнице на неквалифицированных должностях, он так и не получил законного французского диплома врача, а основной заработок приносила ему работа в мясной лавке при скотобойне. Будучи на протяжении всей жизни бессребреником и, по свидетельствам современников, действительно придавая очень мало значения материальным благам и общественному положению, он сумел заняться тем, к чему был призван и что удавалось ему лучше всего иного, лишь вступив в выгодный брак с наследницей солидного состояния. Старательно избегая публичности и стремясь сохранить свою первоначальную «среду обитания» - среду среднего класса и крестьянских низов общества в своей стране, - он оказался центральной фигурой в столичных оккультных кругах, фигурантом статей национальной и иностранной прессы, влиятельной (пусть и в течение непродолжительного времени) фигурой в околополитических сферах Франции и России. Нет ничего удивительного поэтому, что Н.Филипп стал предметом исследования, научного и литературного описания.

Следует перечислить здесь авторов — современников Мэтра Филиппа, на основании воспоминаний, записей и заметок которых был выстроен весь последующий образ самого Мэтра Филиппа в мировой исторической и оккультной литературе, а также образ его целительской и просветительской миссии.

Первый опыт сведения в одну книгу имевшихся на тот момент журнальных публикаций, воспоминаний, анекдотов и документальных свидетельств о биографии Мэтра Филиппа принадлежит перу прославленного оккультиста Жана Брико (Джонни, 1881-1934), гностического епископа (впоследствии патриарха), руководителя мартинистского и масонского движений ветви Папюса после смерти последнего. Его познакомил с Н.Филиппом Э.Лаланд в период проживания и врачебной практики целителя в Лионе в 1895-1898 гг.[6] В результате у Брико родилась книга «Мэтр Филипп» (Le Maître Philippe, 1926), во многом заложившая традиции биографических повествований об этом человеке. Будучи всю жизнь тесно связан с церковной жизнью (Гностической, Галликанской и Римско-католической церквей), Брико, начав свое повествование в достаточно ровной, нейтральной манере стороннего наблюдателя, биографа-архивариуса, уже к третьей главе кардинально меняет тональность и становится биографом-апологетом, фактически автором нового жития внецерковного святого, делая основной упор не на подробности биографии Мэтра Филиппа, а на описание сотворенных им чудес исцеления и изложение своими словами его наставлений, прозвучавших в ближнем кругу друзей и последователей.

Далее этой манеры придерживались практически все биографы Мэтра Филиппа из числа современников, и ярким примером являются публикации другого хорошо известного оккультиста и исследователя оккультиста круга Папюса — Поля Седира (Ивон ле Луп, 1871-1926), оставившего упоминания о Мэтре Филиппе в своих многочисленных статьях в издании «Инициация» в 1897-1899 гг., большинство из которых затем были включены в его книги «Оккульная медицина» (La Médecine occulte, 1900) и «Беседы о Евангелии» (Conférences sur l’Evangile, 3 tt., 1908-1911). Используя образ Мэтра Филиппа для иллюстрации своих теологических построений и отказываясь разделять документально подтвержденные сведения о нем и сложившиеся в оккультных кругах анекдоты, Седир также способствует формированию скорее жития святого, чем биографии реального исторического лица. Своего логического завершения в работах Седира эта тенденция достигает в его работе «Несколько Друзей Бога» (Quelques Amis de Dieu, 1910), где он составляет вполне сходные с каноническими, с церковной точки зрения, жития Жанны д'Арк, Блеза Паскаля, Мэтра Филиппа и нескольких других исторических личностей.

В этой связи с сожалением приходится констатировать двойственную роль в биобиблиографическом описании Н.-А.Филиппа его помощника и секретаря — доктора Эммануэля-Анри Лаланда (1868-1926), писавшего под псевдонимом «Марк Хэйвен». Зять Мэтра Филиппа, муж его дочери Жанны-Виктории (1878-1904), умершей в молодом возрасте, впоследствии женившийся вторично на экзальтированной русской пациентке своего учителя, которая последовала за ними во Францию по окончании их «русских гастролей» - Мари Лаланд (Ольга Шестакова, 1877-1952), - этот автор взял на себя труд, действительно по праву присущий человеку в положении наперсника и любимого ученика. Он кропотливо собирал, сортировал, редактировал и, по мере готовности, издавал труды своих великих учителей Мэтра Филиппа и Папюса, конкурируя в этом (иногда в достаточно агрессивной форме) с сыном Папюса — Филиппом Анкоссом. Перу Марка Хэйвена принадлежат несколько публикаций о Мэтре Филиппе в оккультной прессе, а также многочисленные упоминания о нем и проводимые с ним и его деятельностью параллели в фундаментальных трудах «Неведомый Мастер — Калиостро» (Le Maître Inconnu, Cagliostro, 1912) и «Жизнь и труды Мастера Арнольда из Виллановы» (La Vie et les œuvres de Maître Arnaud de Villeneuve, 1896).

Здесь мы снова встречаем «житийную» манеру описания биографий выбранных автором исторических персонажей. Приложением к работе о Калиостро Марк Хэйвен издает под той же обложкой небольшую художественную работу, озаглавленную «Евангелие от Калиостро» (L' Évangile de Cagliostro), и ее содержание практически совершенно исчерпывается ее заголовком, поскольку абсолютно во всем соответствует заявленным таким образом сюжету, распределению персонажей и общей манере изложения. В точно таком же «евангелическом» стиле выдержаны рассуждения Хэйвена о Мэтре Филиппе как в предисловии к «Неведомому Мастеру — Калиостро», так и в первой и второй главах «Жизни и трудов Мастера Арнольда из Виллановы», а также в статьях в альманахах «Инициация» и «Психе», например, «Тело, сердце человека и дух» (Lecorps, lecoeurdel'hommeetl'esprit, Psyché, No 371, Mars 1927), где «Слова господина Филиппа» вынесены в отдельный раздел и оформлены сходно с традиционным изложением Нагордной проповеди.

Мари Лаланд впоследствии также издала небольшую брошюру мемуаров о Папюсе, Мэтре Филиппе и своем муже под заголовком «Белый свет» (Lumière blanche, 1948). В первую очередь ценность этой небольшой (24 страницы) работы определяется полным отсутствием у автора литературных амбиций: она представляет собой совершенно безыскусное изложение обстоятельств семейной жизни Мэтра Филиппа и Э.Лаланда в первом браке, а также включает нередактированные отрывки из разрозненных записей на слух наставлений Мэтра Филиппа, также записанные со слуха на протяжении нескольких лет его афоризмы и философские максимы, несколько его писем к Э.Лаланду и Папюса — к нему.

Жорж Декормье (1868-1945) — член Ордена мартинистов Папюса, а также руководитель независимой группы «психофизических исследований», основатель «Дружеского евангелического общества» (Entente Amicale Evangélique), автор ряда книг по оккультизму и истории тайных наук, медиум и спирит. В своей работе «После ухода Мастера» (Après le départ du Maître, 1922), посвященной служению первоапостолов и трансформации евангелической миссии в первой общине учеников Христа, он много рассуждает о миссии «Друзей Божьих», которые на протяжении веков призваны служить связующей нитью между высшими и низшими сферами, Богом и Человеком во имя возвращения последнего в свой «небесный дом». В этой связи Декормье многократно цитирует в данной работе высказывания и письма Мэтра Филиппа, недвусмысленно подчеркивая (хотя ни разу не утверждая буквально) его тождество с апостолами первых веков нашей эры, если не по божественному призванию, то по характеру миссии и образу жизни и действий.

Альфред Аэль (1870-1957) — страсбургский фабрикант, наследник крупного состояния, прочитавший в 1889 г. в журнале «Инициация» о Мэтре Филиппе и, однажды навестив его в Лионе, вскоре переехавший в этот город, чтобы постоянно находиться рядом с новообретенным учителем жизни. В течение многих лет он собирал различные документы и вел записи о врачебной и духовной практике Мэтра Филиппа, которые были изданы после его смерти под заголовком «Жизнь и слова Мэтра Филиппа» (Vie et paroles du maître Philippe, 1959).

Клод Лоран (1854-1925) был одним из близких друзей Мэтра Филиппа с 1890 г. до его смерти, закончил лионскую школу магнетизма и массажа под руководством Н.Филиппа и впоследствии сам практиковал в том же городе. По результатам общения с Мэтром Филиппом, использовав также записи, сделанные во время прохождения учебного курса, он издал работу «Исцеления и наставления Мэтра Филиппа» (Guérisons et Enseignements de Maître Philippe, 1904), в которой практически без авторского текста воспроизводит то, чему учил Мэтр Филипп и чем он считал нужным делиться со своими учениками и друзьями.

Современные исследования, посвященные жизни Мэтра Филиппа Лионского, многочисленны и выполнены крупнейшими специалистами в области истории и философии эзотерических учений Новейшего времени — С.Кайе, Ф.Колленом, Г.Муазом и др.[7] Они выполнены на достойном уровне современных историографических исследований, на обширном архивном материале и содержат обзоры предшествующих исследований по данной теме и мемуарных источников.

Для нас же в данной работе особый интерес представляет собой сочинение, являющееся промежуточным звеном в цепочке историографической традиции, связанной с жизнеописанием Мэтра Филиппа, соединяющим работы современников лионского врачевателя с работами современных историков, пишущих о нем век спустя, - а именно работа Филиппа Анкосса (1906-1984) «Мэтр Филипп Лионский: Тавматург и Божий Человек» (Le maître Philippe, de Lyon: Thaumaturge et "Homme de Dieu", 1955). За год до публикации в Париже издательством «La Diffusion scientifique» эта книга была удостоена французской Академией нравственных и политических наук престижной премии имени Виктора Дельбо за произведения в области религиозной философии (6 декабря 1954 г.). Филипп Анкосс, сын знаменитого Папюса, потерявший отца в 10 лет и с тех пор воспитывавшийся и опекавшийся Э.Лаландом, защитил диссертацию на звание доктора медицины по теме «Оккультные науки и душевные расстройства» (Sciences occultes et déséquilibre mental, 1935) и основные свои занятия на протяжении всей жизни посвящал развитию эзотерических учений и связанных с ними организаций. В 1952 г. совместно с А.-Ш.Дюпоном Р.Амаду и Р.Амбеленом он возродил отцовский Орден мартинистов и Орден избранных коэнов, пребывавшие в упадке наряду с прочими французскими эзотерическими орденами, практически уничтоженными в период гитлеровской оккупации. Он также принимал активное участие в деятельности околомартинистских и розенкрейцерских духовных кружков, Гностической церкви нескольких деноминаций, масонских лож под эгидой Великой Ложи Франции. Любимым детищем Ф.Анкосса было созданное им в 1976 г. общество «Друзей Мэтра Филиппа», посвятившее свои труды собиранию свидетельств и документов о жизни и наставлениях этого прославленного духовного учителя[8]. В определенной степени на создание этого общества повлияло издание Ф.Анкоссом его книги о Мэтре Филиппе, после выхода которой в его адрес и адрес издательства начали поступать многочисленные письма с отзывами на сочинение и дополнениями к нему в форме свидетельств и документов, дополнявших жизнеописание Н.Филиппа.

Книга «Мэтр Филипп Лионский: Тавматург и Божий Человек» представляет собой попытку сбалансированного биографического повествования, выполненного с величайшим почтением к описываемой фигуре, но лишенного чрезмерной апологетичности, присущей ранее описанным работам, сконцентрированного в основном на изложении имеющихся документальных свидетельств о его жизни, с приведением аутентичной переписки, отрывков из мемуаров различных исторических персонажей, газетных статей и официальных документов. Примечательно, что красной нитью через все повествование Ф.Анкосса проходит та идея, что Мэтр Филипп был гораздо более значительной персоной, чем тот образ, который формировался вокруг него оккультным окружением в период работы его магнетической клиники в Лионе и позднее, что образ этот в определенной степени являлся продуктом самостоятельной пиар-кампании Папюса, решившего поднять Мэтра Филиппа на знамя своего недавно созданного Ордена мартинистов ради популяризации последнего. С удивительными непредвзятостью и откровенностью автор пишет о том, что величие Мэтра Филиппа позволило ему с честью выйти из множества сложных ситуаций и хитросплетений политических интриг, в которые он был вовлечен помимо своей воли и даже иногда вопреки ей. Впрочем, это свидетельствует лишь о справедливости той славы, которая сложилась вокруг его имени.

Книга Ф.Анкосса является важнейшим промежуточным итогом, обобщающим аналитическим сводом биографии Н.Филиппа, легшим в основу всех последующих исследований по этой теме. Знакомство с ней, вне всякого сомнения, подразумевает получение фундаментальных сведений об историческом лице, окружавших его лицах, его деятельности и учении, а также о множестве обстоятельств и персонажей, характеризовавших основные события эпохи, в которую жил и работал Н.Филипп во Франции и России.

 

 


[1]Подробнее см. Городницкий Р.А., Кузьмишин Е.Л. Становление мартинизма в современной России: 2006-2018 // Кузьмишин Е.Л. Масонство. Издание второе, исп. и доп., М.: Ганга, 2019. С. 484–485.

[2]Vivenza J.-M. Les élus coëns et le Régime Écossais Rectifié. De l’influence de la doctrine de Martinès de Pasqually sur Jean-Baptiste Willermoz. – Grenoble: Le Mercure Dauphinois, 2010.С. 45.

[3]Галтье Ж. Сыны Калиостро: египетское масонство, розенкрейцерство и новое рыцарство, М.: Ганга, 2012. С. 212-230.

[4]Тамже.

[5]Ronat Th. Les trois piliers initiatiques d'Occident: Rose-Croix, Franc-Maçonnerie et Martinisme, Paris: Montanor, 2011. P. 57.

[6]Churton T. Occult Paris: The Lost Magic of the Belle Epoque, N.Y.: Simon & Shuster, 2016. P. 176.

[7]Caillet S. Monsieur Philippe l'ami de Dieu: Suivi du Recueil de Papus et d'un journal de séances, Paris: Dervy, 2013; Collin Ph. Maître Philippe de Lyon: Album souvenir 1905-2005, Grenoble: Le Mercure Dauphinois, 2005; Moyse G. Philippe: Le mystère de Lyon, Lyon: ELAH, 2005.

[8]ABC illustré d'occultisme, Saint-Jean-de-Braye: Dangles, 1982. Р. 211.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: