Использование элементов традиционной культуры в системе образования




В настоящее время в Российской Федерации разработана «Национальная доктрина образования». В числе основных задач в ней названы поддержка этнической и национально-культурной самобытности народов России.

В современной отечественной науке образование рассматривается как историко-культурный феномен, уникальная надпредметная ценностно-ориентационная система знаний, формирующая личность. В этом контексте и образованность — «это гармония самобытности и универсальности, это деятельное соответствие совей природе, национально-культурная идентичность и одновременно открытость иному, всеобщему»136. Даны подход позволяет трактовать образование и как «специализированный способ трансляции культуры и освоение культурного опыта, а также компонент социализации, характеризующийся приобретением культурной компетенции»137. Таким образом, в современной науке становление личности рассматривается как целостный процесс. В доктрине Национальной безопасности Российской Федерации (9 сентября 2000 г.) одним из главных пунктов угрозы конституционным правам свободы человека и гражданина в области духовной жизни называются «...девальвация духовных ценностей, пропаганд образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе...» Основными направлениями обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни являются: «выработка цивилизованных форм и способов общественного контроля над формированием в обществе духовных ценностей, отвечающих национальным интересам страны, воспитанием патриотизма и гражданской ответственности за ее судьбу...» В этой связи система образования призвана обеспечить аутентичность образования потребностям общества, то есть создать условия для формирования и распространения тех ценностных ориентиров, которые предпочтительны как для личности, так и для общества в целом. Таким образом, образование должно быть направлено на решение национальных задач и, в первую очередь, воспитание национального самосознания граждан своей страны.

Однако в образовательной политике России последних лет проявляются две тревожные тенденции. Так, предпринимаются попытки переориентировать образовательную политику на либеральные ценности западного мира, так называемая «вестернизация» образовательного процесса. Она направлена на «американизацию» массового сознания россиян с целью его адаптации к моделям рыночной экономики. Ценности же западного мира при этом отождествляются с общечеловеческими ценностями.

Другая опасная тенденция — стремление правящих региональных элит создать «национальное образование» подчеркнуто дистанцированное от всего «русского», забывая при этом, что в советский период русская культура выполняла функции транслятора мировой культуры для большинства народов, населявших СССР, а русский язык до сих пор является языком межнационального общения. Естественно, что любая нация на пороге своего становления испытывает искушение развиваться за счет других народов, этносов. При этом нередко забывается, что ориентация на этницизм в образовании, стремление оградить свой народ от размывания путем отгораживания от других культур не способствует прогрессу, а выталкивает этнос из общего цивилизованного процесса. К сожалению, не избегает таких соблазнов и становление «национального образования» в некоторых субъектах российской федерации, ущемляющих национальное достоинство русского населения. Сегодня процесс национального возрождения многих народов как в России, так и на всем постсоветском пространстве, развивается в крайне противоречивых формах, порой наступательно и даже агрессивно по отношению к русским. Необходимо помнить, что в сложившейся системе федеративных отношений русские, остающиеся самым многочисленным народом России (82%), не имеют своей государственности, отличной от общероссийской. Данный факт в современных условиях вносит объективное противоречие в государственное устройство России как Федерации и негативно сказывается на национальном самочувствии русских. (По результатам исследования института Гэллапа, в 1990-х гг. значительно снизилась самооценка русских и сегодня мы занимаем одно из последних мест по «шкале патриотизма» из сорока с лишним обследованных стран.) Поэтому в настоящее время центральным вопросом политики государства является «русская проблема». Для решения ее необходимо осуществление комплекса практических мероприятий, призванных обеспечить русским народом его геостратегическую роль по сплочению России как полиэтнической общности.

Они нашли свое отражение в концепции государственной национальной политики Российской Федерации, где подчеркивается объединяющая роль русского народа и тот факт, что «...межнациональные отношения стране во многом будут определяться тенденциями и перспективами развития русского народа, являющегося опорой Российской Федерации». В нем отмечается также необходимость стратегически обоснованных федеральных программ государственного протекционизма по отношению к русскому народу, языку и культуре как играющим основную интегрирующую роль в России.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: