Роль микросоциальных условий в формировании самоотношения учащихся старших классов с задержкой психического развития




 

Проблема самосознания личности и его структурных компонентов является одной из самых актуальных и сложных проблем современного социально-гуманитарного знания. Столь большое значение проблемы обусловлено, прежде всего, тем фактом и местом, которое она занимает в бытии человека как неприродного, а социально-духовного существа. «Поставить вопрос о самосознании, - отмечает М.К. Мамардашвили, - это поставить вопрос о человеке, его сущности, месте и роли в мире, перспективах его развития».

Высокий уровень развития самосознания, на наш взгляд, отражается, главным образом, в позитивном самоотношении, оказывающем регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека, и, играющем важнейшую роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций. Это дает основание рассматривать самоотношение как основной фактор саморазвития учащихся старших классов.

Проблема специфики самоотношения учащихся старших классов с задержкой психического развития (ЗПР) до сих пор специально не изучалась. Но те сведения о самосознании детей с ЗПР, которыми мы располагаем, свидетельствуют об одновременном влиянии нарушенного развития и особенностей микросоциума на специфику отношения к себе. Это определяет особую актуальность выделяемых нами направлений исследования:

- изучение специфики самоотношения в структуре самосознания старших подростков с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками;

- изучение миксоросоциальной ситуации развития учащихся с ЗПР, влияющей на формирование самоотношения (отношения в семье, с учителем и сверстниками в школе).

Признавая научную ценность указанной выше проблемы, мы считаем актуальным ее изучение, с целью оказания учащимся с ЗПР своевременной корригирующей помощи в системе комплексной реабилитации.

Исходя из принципов и задач исследования, была систематизирована следующая батарея методик: методика С.Р.Пантилеева «Методика исследования самоотношения»; методика Ч.Осгуда «Личностный дифференциал», адаптированная в НИИ им. В.М.Бехтерева; методика Дембо-Рубинштейн в модификации В.Г.Щур; проективная методика Рене Жиля; тест-опросник родительского отношения к детям А.Я.Варги, В.В.Стопина «ОРО»; методика «Выбор». Комплексное использование указанных методик, как мы полагаем, обеспечило надежность и достоверность полученных фактических данных. Для повышения внутренней валидности исследования при сопоставлении полученных результатов был использован t-критерий Стьюдента. Для определения взаимосвязи между изучаемыми характеристиками проводились корреляционные исследования.

Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы № 29 (г. Нижнекамск Республики Татарстан), а также на базе общеобразовательных школ №70, №74, №87 в классах VII вида для детей с ЗПР (г. Уфа Республики Башкортостан). Экспериментальным исследованием было охвачено 160 старших подростков в возрасте от 15 до 16 лет, из них 60 человек - старшие подростки с ЗПР, 100 человек - их нормально развивающиеся сверстники. Участие в исследовании принимали родители: из них 60 человек - матери, воспитывающие подростков с ЗПР, и 50 - воспитывающие нормально развивающихся подростков; учителя (классные руководители) - 12 человек. Общий объем выборки составил 282 человека.

Проведенный анализ показал, что психический дефект при ЗПР, сочетающийся с неблагополучием эмоциональных контактов со взрослыми и сверстниками, существенно искажает личностное становление старших подростков. Результаты исследования убедительно свидетельствуют о явном неблагополучии семей, воспитывающих детей с ЗПР, наличии выраженного эмоционального отвержения как достаточно частой характеристики материнского отношения.

Усугубляет ситуацию неудовлетворительный уровень благополучия большинства старших подростков с ЗПР в системе межличностных отношений, что выражается в доминировании пренебрежительных отношений в классе. Все эти факторы не могут не отягощать их психическое развитие, поскольку, как показало исследование, именно отношения, складывающиеся у подростков с ЗПР с родителями и сверстниками, оказывают доминирующее влияние на формирование отношения к себе, влияют на такие компоненты самоотношения, как самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, внутреннюю конфликтность, а также на самооценку обаятельности, доброты, решительности, дружелюбия, уверенности, честности, характера, трудолюбия.

Перспективы дальнейшего исследования мы связываем с комплексным изучением процесса развития самоотношения у детей с ЗПР на разных этапах онтогенеза.


Заключение

 

Основными направлениями диагностики и коррекции, как видно из полученных данных, должны стать пространственные функции, эмоционально-личностная сфера, внимание, моторика. Другое направление работы – работа с родителями: по улучшению психологического климата дома, по ознакомлению с организацией развивающей среды и развивающих занятий в домашних условиях.

У старших подростков с ЗПР были выявлены следующие специфические особенности самоотношения: демонстрируя в целом позитивное самоотношение, дружеское отношение к себе, принятие и ощущение ценности собственной личности, старшие подростки с ЗПР более закрыты, чем их нормально развивающиеся сверстники, что говорит о значительно меньшей осознанности собственного «Я», пониженной рефлексивности и критичности, недостаточной способности осознавать и выдавать значимую информацию о себе. Недостаточное развитие навыков и умений самопознания и самоанализа приводит неспособности подростков адекватно оценивать свои личностные качества. Исследование показало, что большинство подростков с ЗПР в отличие от нормально развивающихся сверстников демонстрирует неадекватное завышение самооценочных суждений. Менее всего для адекватного самооценивания им доступны такие качества, как: здоровье, ум, сила, добросовестность, доброта, отзывчивость, решительность, энергичность, справедливость, уверенность, честность и трудолюбие.


Список литературы

 

1. Выготский Л.С. Основы дефектологии.- СПб.: Издательство «Лань», 2008.

2. Пантилеев С.Р.Методы исследования самоотношения.- М.: «СМЫСЛ», 2003.

3. Талипова О.А. Особенности самоотношения в структуре самосознания старших подростков с задержкой психического развития. Дис. …канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2008.

4. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. - Нижний Новгород., 2004. Ульенкова, У.В., Самойленко, Е.В. Влияние доминирующего типа материнского воспитания на полоролевое поведение мальчиков-подростков с ЗПР // Дефектология.- 2006.-№4.

5. Васильева Е.Н. Формирование эмоционального отношения к близким взрослым у старших дошкольников с задержкой психического развития в зависимости от характера отношений в семье//Шестилетние дети: Проблемы и исследования/Под ред. У.В. Ульенковой, Н.А. Цыпиной, Е.Е. Дмитриевой. – Н.Новгород, 2003.

6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 2006.

7. Психология детей с задержкой психического развития: Хрестоматия/Сост. О.В. Защиринская. – СПб. 2008.

8. Волков Б.С., Волкова Н.В. Как подготовить ребенка к школе. Ситуации. Упражнения. Диагностика: Учебное пособие / Под науч. Ред. Б.С. Волкова – М.: Издательство «Ось-89», 2004.

9. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – СПб.: Питер, 2006.

10. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб.: Питер, 2007.

11. Екжанова Е.А. Диагностико-прогностический скрининг на начальных этапах обучения. - М.: Дейтон, 2007.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: