Происхождение и дальнейшая судьба




РАДИМИЧИ

Происхождение названия племени.

Название племени, вероятно, произошло от имениродоначальника Радима. "Поляне … были из славянского рода … радимичи же и вятичи – от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов – Радим, а другой – Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи". [Повесть временных лет, с. 14]

Территория размещения племени

Поселились радимичи в междуречье верхнего Днепра и реки Сож (к востоку от дреговичей и к югу от кривичей). В XII веке они освоили часть Черниговской и южную часть Смоленских земель (рис. 1). Согласно данным археологии, наличие на земле радимичей достаточно выраженных локальных групп памятников дает основание высказать предположение, что радимичский племенной союз сложился в результате объединения по меньшей мере 8 первичных племен. Названия их до сих пор не установлено. Одно несомненно —восточнославянских племен было значительно больше, чем известно нам из «Повести временных лет». [3, с. 50]

Территория расселения радимичей впервые была реконструированаБ.А.Рыбаковым, выделившим этноопределяющие вещи (биэллипсовидные, гроздевидные, петлистые и язычковые подвески, пластинчатые гривны,семилучевые височные кольца), и позже уточнялась В.В.Седовым иВ.В.Богомольниковым. [5, с. 125]

 

 

Рис. 1 Славянские племена и их соседи. М.Руданов[1]

 

Происхождение и дальнейшая судьба

Письменные свидетельства о радимичах приходятся на период с 885 по 1169 годы. В IX в. радимичи платили дань Хазарскому каганату. В 885 г. эти племена были подчинены киевским князем Олегом Вещим.[4, с. 266] В 984 г. войско радимичей было разбито на р. Пищане воеводой киевского князя Владимира Святославича.[4, с. 57]

В научной литературе единого мнения относительно происхождения радимичей нет.«…Радимичи же и вятичи — от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко… — На основании этого места летописи А. А. Шахматов и другие исследователи считали, что радимичи и вятичи — это племена ляшского, то есть западнославянского происхождения. Это предположение было оспорено Д. С. Лихачевым, который считал, что выражение «от рода ляхов» определяет в данном случае только то обстоятельство, что во главе политической организации радимичей и вяичей стояли «ляхи». Перед нами обычное для Средних веков объяснение происхождения правящей династии и названия народа, города от пришлых братьев, так называемая «династическая легенда», подобная преданиям о Рюрике, Синеусе и Труворе, о Кие, Щеке и Хориве (а у других народов — о Ромуле и Реме, Попеле и Пясте и т. п.). Сам рассказ о Радимеи Вятке приводится летописцем для того, чтобы объяснить происхождение местных князей и названий. [4, с. 231]

Археологи и лингвисты предполагают, что в создании материальной культуры радимичей участвовали и племена балтов, жившие в верховьях Днепра. О балтском происхождении радимичей говорят характерные украшения - шейные гривны, которые не принадлежат к числу распространенных украшений в восточнославянском мире Х-ХII вв. Только у двух племен - радимичей и вятичей - они получили относительно широкое распространение. Анализ радимичских шейных гривен показывает, что прототипы многих из них находятся в балтских древностях, а обычай широкого употребления их обусловлен включением в этногенез этого племени балтских аборигенов.[2]

Компактная территория, специфика политической организации и яркие этнографические традиции позволили им долгое время сохранять независимость от древнерусского государства. [5]

«А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, …но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах…» [4, с. 15]

Хронологически присоединение радимичей к древнерусскому государству попадает в интервал между присоединением северян (события войны Ярослава и Мстислава Владимировичей) и окончательным освоением вятичей (начало XII в.), т. е. приходится на XI столетие (вероятный интервал: 30-е – 70-е гг).[5, с. 128]

Вдальнейшем вместе с дреговичами радимичи и некоторые балтийские племена составили основу белорусского этноса. [2]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: