Предостережение от некоторых опасных мнений заблудших




Имам аш-Шахристани сказал:

 

ولما كانت المعتزلة ينفون الصفات، والسلف يثبتون، سمي السلف صفاتية والمعتزلة معطلة، فبالغ بعض السلف في إثبات الصفات إلى حد التشبيه بصفات المحدثات، واقتصر بعضهم على صفات دلت الأفعال عليها، وما ورد الخبر فيه فافترقوا فيه فرقتين

 

«Знай, что многие саляфы описывали Аллаха предвечными сифатами, такими, как Знание, Могущество, Жизнь, Воля, Слух, Зрение, Речь, Могущество, Милость, Мощь, и не различали качества Сущности и качества действия. Также они описывали Аллаха сифатами хабария, такими, как «аль-йадейн» и «риджлейн», и не толковали их аллегорически. Но, упоминая их, они говорили, что это сифат хабария.

 

Мутазилиты отрицали сифаты, а саляфы их подтверждали. Саляфов называли «сифатистами», а мутазилитов – муатыля. Некоторые саляфы в описании Аллаха дошли до границ ташбиха и описывали Аллаха качествами, которые имеют начало. Некоторые из них ограничились сифатами, на которые указывают деяния. Что касается этих сифатов хабария, то по отношению к ним саляфы разделились на две группы.

 

Некоторые из них толковали их аллегорически так, как допускали эти слова. Некоторые воздержались от та’виля, добавляя: «Мы убеждены, что нет ничего, подобного Аллаху, и Аллах не подобен никакому творению, и ни одно творение не подобно Аллаху. Мы убеждены в этом, и мы не знаем, что именно означает слово, которое пришло в аяте: «Милостивый истава над Аршем»», – и т. д. И мы не обязаны знать толкование этих аятов, но мы обязаны верить в них, не придавая Ему сотоварища, с убеждением, что нет ничего подобного Ему.

 

Затем некоторые поздние учёные добавили, что «нужно понимать это буквально», и из-за этого впали в ташбих и противоречили саляфам в этом. Ташбих был характерен для иудеев, правда, не всех, затем – для крайних шиитов, которые стали обожествлять своих имамов. Когда же появились мутазилиты и мутакаллимы среди саляфов, рафидиты оставили эти крайние позиции и перешли в мутазилизм. А некоторые саляфы из-за буквального понимания впали в ташбих.

 

Что же касается саляфов, которые не делали та’виль, но и не приблизились к ташбиху, то к ним относится Малик ибн Анас, разыАллаху анху, который сказал: «Вера в «истава» обязательна, а вопрос об этом – новшество». Также к ним относятся Ахмад ибн Ханбал, Суфьян ас-Саури, Дауд ибн Али аль-Асфахани и другие, кто следовал за ними» [Конец слов аш-Шахристани] 14.

 

Также он сказал:

 

«Некоторые крайние шииты и асхабуль-хадис-хашавиты явно уподобляли Аллаха творениям. Они говорили, что их объект поклонения имеет образ, части, органы, перемещается с места на место, может сидеть, утверждаться. Они допускали, что их Господь может физически касаться и дотрагиваться до творения 15. Передают от Дауда аль-Джавариби: «Мы Аллаху приписываем всё, кроме бороды и половых органов». Некоторые сказали, что Аллах – это тело, состоящее из частей и органов, из мяса и крови, но тело – не такое, как остальные тела, мясо и кости – не такие, как мясо и кости творений» 16.

 

Затем имам аш-Шахристани сказал: «Что касается «истава», «ваджх» – этих и подобных слов, которые пришли в Коране, – то они понимали всё это буквально, т. е. то, что понимается из этих слов, когда они употребляются в отношении тел17. Также они приводили множество подложных хадисов для подтверждения своих заблуждений. И большая часть этих риваятов получена от иудеев» 18.

 

Также он сказал: «Были среди мушаббиха те, кто склонился к мазхабу «хулюлия», считая, что Аллах может проявиться в виде человека» 19.

 

Хафиз Ибн Джаузи сказал о некоторых муджассима: «И я видел, как некоторые ханабалиты говорят в вопросах основ веры то, что не следует. В этом отличились трое: Абу Абдулла ибн Хамид, его ученик аль-Кади Абу Яла и Ибн аз-Загуни. Они написали различные книги и этим изгадили мазхаб. Я увидел, как они спустились на уровень обычных людей и понимали сифаты буквально. Если они слышали хадис, в котором упоминается «образ», то они сразу придавали Аллаху образ, лик, считая, что это нечто большее, чем сущность. Также они придавали Ему два глаза, пальцы, мизинец, грудь, две ноги и две голени. И потом они добавляли: «Мы не слышали, чтобы упоминалась голова». Они говорили, что Аллах может касаться и Аллаха можно коснуться. Некоторые из них сказали, что Аллах дышит.

 

Они стали понимать имена и атрибуты Аллаха буквально. Такое понимание является новшеством, и у них нет для этого никаких доказательств: ни в текстах, ни в разуме. Они не обратились от буквального смысла к тому, который является обязательным для Аллаха, и не отвергли буквальные смыслы, которые указывают на изменяемость. Они даже не сказали: «Это качество действия», – но сказали: «Это качества Сущности». Отнеся всё это к Аллаху, они сказали: «Мы всё понимаем буквально, а буквальный смысл – это то, что является человеческими качествами, и мы всё стараемся понимать буквально». Затем они пытаются отказаться от ташбиха и говорят: «Мы Ахлю-с-Сунна». Но их слова заполнены ташбихом. И за ними последовали обычные люди.

 

Я сделал им наставление:

 

«Ханабалиты, вы последователи великого имама Ахмада ибн Ханбала, рахимахуллах, не вводите в его мазхаб то, что не относится к нему. Вы приписываете Аллаху то, что Ему не присуще. Как можно говорить то, что Он не говорил? 20 Вы говорите: «Мы всё понимаем буквально», – но буквальный смысл слова «голень» – это орган! А ведь когда говорится, что Иса, алейхи ссалям, – «РухуЛлах», христиане утверждают, что это атрибут Аллаха, который слился с Исой, алейхи ссалям.

 

Те же, кто сказал: «утвердился Своей Сущностью», – отнесли к Всевышнему то, что относится к телам. Нельзя противоречить тому, что мы однозначно утвердили при помощи разума в отношении Аллаха, а это предвечность. Если бы вы сказали: «Мы читаем эти хадисы, а затем умолкаем», – никто бы вам ничего не сказал. Но вы приписываете Аллаху буквальное значение.

 

Не вводите в мазхаб этого праведного саляфа то, что не относится к нему. Вы превратили этот мазхаб во что-то мерзкое. Дошло до того, что слово «ханабалит» стало синонимом слова «мушаббиха». Вы сделали отличительным качеством этого мазхаба фанатичную приверженность Язиду ибн Муавия, знаю, что великие алимы этого мазхаба допустили проклятия в его адрес. И Абу Мухаммад ат-Тамими сказал о некоторых ваших имамах: «Мазхаб был настолько изгажен, что не отмоется до Судного дня» 21.

 

Окончание

 

Ибн Джаузи сказал в «Сейд аль-Хатыр»:

 

«Появилась большая опасность для обычных мусульман, опасность, которую не могут вынести их сердца. Одна группа стала сеять в их души ташбих, то есть [например] убеждение, что Аллах сидит, соприкасаясь с Аршем, или что Сущность Аллаха размером с Арш или превышает его на четыре пальца. И обычные люди слышат это от своих шейхов, полагая, что, когда Аллах перемещается и спускается на небо мира, Арш пустует. Когда же их призываешь к танзиху, они говорят: «Это не так, как тебе показалось. Надо верить хадису буквально, но не представлять это». Однако обычным людям это сложно по двум причинам.

 

Первая: простые люди понимают только материальную реальность.

 

Вторая: они слышат это от своих шейхов, которые ещё более невежественны, чем они сами.

 

Тот, кто исповедует это, опасен сам по себе. Мне рассказывали, что один простой человек услышал, как какой-то алим разъяснял акыду танзих, и этот человек сказал: «Клянусь Аллахом, если бы я мог, то убил бы его» 22.

 

Смотрите, какая поучительная история. Перестань следовать своим страстям и тому, что твой нафс избрал как истину, ибо в этом гибель для тебя!

 

Мы разъяснили всё, что обещали, и не хотим удлинять эту работу. Достаточно будет общих указаний, которые мы сделали. Мы надеемся, что упоминания слов этих великих алимов будет достаточно, чтобы оказать особое воздействие на сердца богобоязненных. Я прошу у Аллаха, чтобы эта работа принесла пользу и чтобы через неё Он наставил людей на путь истины!

 

 

· 1.«Ат-Табсира» – издание с примечаниями имама Мухаммада Захида аль-Кавсари (с. 90).

· 2.«Аль-Миляль ва ан-Нихаль» (1\118-119).

· 3.Это текст из работы Ибн Джахбаля, которая представляет собой опровержение на Ибн Таймийю и которую приводит имам ас-Субки в своём «Табакате» (9\34).

· 4.Коран, 2:42.

· 5.Коран, 3:187.

· 6.«Табакат» ас-Субки (9:36).

· 7.«Табакат» ас-Субки (9:36).

· 8.«Аль-Акыда ан-Низамия» (с. 21).

· 9.«Аль-Акыда ан-Низамия» (с. 23).

· 10.Это слова Абу Ханифы из «Аль-Васият», и они присутствуют в различных рукописях этой книги. Эти слова ясно указывают на то, что Аллах не сидит на Арше. Но Мухаммад Увейна, который подготовил к изданию эту книгу для издательства «Дар ибн Хазм», этот фрагмент рукописи расшифровал следующим образом: «Аллах истава над Аршем без нужды в нём и утвердился на нём». Хотя он сам же привёл отсканированный вариант рукописи во введении книги, где этот отрывок прочитывается так, как мы его привели! Точно также обращаются со словами учёных современные муджассима. Мне не понятно, зачем мухаккык допустил такую грубую ошибку: то ли он пытался помочь заблудшему течению, то ли это непредумышленная ошибка. Я также был удивлён, что в египетском издании, которое было снабжено комментариями устаза Мухаммада Захида аль-Кавсари, допущена та же самая ошибка. Неужели аль-Кавсари оставил бы эти слова без комментария? Мне кажется, что издатели просто скопировали существующее издание, без обращения к рукописям, даже к рукописи самого аль-Кавсари.

· 11.Коран, 2:115.

· 12.Коран, 5:64.

· 13.«Ат-Тамхид» (7:151-152).

· 14.«Аль-Миляль ва ан-Нихаль» (с. 104).

· 15.Обратите внимание на то, что сильнее всего призывал к мазхабу муджассима Ибн Таймийя, чьи книги заполнены всеми этими вещами. Он считал, что у Аллаха есть части и органы, что Он дотрагивается до творения, что Он перемещается с места на место, сидит на Арше. У Ибн Таймиййи Аллах – это тело, которое ограничено со всех сторон и направлений (см.: «Аль-Кашф ас-Сагир»).

· 16.«Аль-Миляль ва ан-Нихаль» (с. 120).

· 17.Это и есть то, что Ахлю-с-Сунна вкладывают в слово «буквальное», то есть то, что относится к реальности тел. Мы состоим из тела и души, и в этом мире телесный аспект превалирует над душевным. Тело имеет три измерения. Также ашариты называли телом то, что имеет одно измерение. Мы же будем следовать тому, насчёт чего все согласны. Большинство слов, которые мы используем в этом мире, имеет телесное значение. И буквальный, сразу приходящий на ум, смысл слов, которые мы употребляем, связан с телом. Это значение нам приходит на ум, потому что оно чаще всего связан с окружающей нас реальностью. Это имеет отношение к нам, людям. Но когда мы перейдём к тому, что имеет отношение к Аллаху, и когда мы хотим говорить о Его Могуществе и Величии, то какие слова мы будем использовать для этого? Разве не те же самые слова, которые используем всегда? Разве не на арабском языке был ниспослан Коран? Но мы должны знать, что нельзя представлять в нашем сознании те смыслы, которые мы относим к нашей, человеческой, природе, когда употребляем эти слова в отношении нашего Господа. Слово может употребляться в значении того, что вытекает из него, и Ахлю-с-Сунна пошли этим путём в толковании некоторых слов, и это называется «та’виль». Суть этого метода заключается в том, что тот смысл слова, который мы понимаем, когда употребляем слово в отношении нас, отличен от смысла того же слова, когда мы употребляем его в отношении Аллаха. Если же мы будем считать, что смысл один, тогда мы станем мушаббиха. Это соответствует правилам языка, логики и Шариата, и ни один разумный человек не противоречит этому. Что же касается муджассима, то они смысл слова, который мы относим к нам, они стали относить к Аллаху, и именно из-за этого впали в таджсим и ташбих. Имам аш-Шахристани подробно разъяснил нам этот момент: «буквальный» смысл, который быстрее всего приходит на ум (а это телесный смысл), мы должны отрицать в отношении Аллаха.

· 18.«Аль-Миляль ва ан-Нихаль» (с. 121).

· 19.Там же, с. 123.

· 20.Имам Мухаммад Захид аль-Кавсари написал в примечании к этим словам: «Когда имама Ахмада спросили о «нузуле», видении, голени и подобном, он сказал: «Мы верим в это и подтверждаем это, без образа и смысла». Однажды его спросили про слово «истава», и он ответил: «Истава над Аршем, как Он пожелал, без ограничений, без образа, который может представить себе представляющий», – как упомянул аль-Халял с иснадом в «Сунан» к Ханбалу от его дяди. Это и есть тавфид и танзих, то есть это и есть мазхаб саляфов. Иногда они делали та’виль: передаётся от имама Ахмада, что однажды ему во время спора привели риваят, в котором было сказано, что в Судный день придёт сура Бакара, придет сура Табарак, и он сказал, что «придёт награда за них». Также он сказал о словах Аллаха: «и твой Господь придёт с ангелами, выстроившимися рядами», – имеется в виду, что явится Его Могущество. Ибн Хазм сказал в «Фисал»: «Передаётся от Ахмада ибн Ханбала, что он прокомментировал слова Всевышнего: «И пришёл твой Господь…» – как «и пришло решение вашего Господа». А это явный та’виль и танзих, который является мазхабом халяфов (З).

· 21.«Даф шубах ат-ташбих» (с. 97).

· 22.«Сейд аль-Хатыр» (с. 419).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: