Психолого-педагогическое образование




V. ПРАКТИКУМ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Тема 1. Основные теоретические концепции современной психологии и направления психокоррекционной работы.

Цель. Сформировать научное представление об основных теоретических концепций современной психологии и возможностях их практического применения.

 

План.

 

1. Понятие о методе, методике, методическом приеме. Специфика методов психологического исследования.

2. Основные методы психологического исследования: наблюдение, беседа, тестовый метод, анализ продуктов деятельности, метод экспертной оценки и другие методы.

3. Типичные ошибки психодиагностики. Влияние результатов психодиагностического исследования на организацию и проведения консультационной и коррекционной работы психолога.

 

Задания для подготовки к занятию.

1. Проанализировать основные направления развития современной психологии.

2. Составить конспект, отражающий классификацию методов исследования в психологии.

3. Написать аннотацию на одно из существующих учебных пособий по психодиагностике.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Назовите основные направления развития современной психологии.

2. Дайте краткую характеристику психоаналитическому направлению.

3. Дайте характеристику бихевиоризма как одного их направлений психологии.

4. В чем суть психологической концепции К. Роджерса?

5. В чем суть психологической концепции К. Левина?

6. Расскажите об известных вам классификациях методов психологии.

 

Тема 2.. Коррекционные воздействия в психоанализе. Аналитическая индивидуальная психокоррекция Адлера

Цель. Сформировать систему научных представлений о принципах коррекционной работы в психоанализе и концепции Адлера.

 

План.

1. Классический психоанализ З.Фрейда и современные направления психоанализа.

2. Техники психоаналитической работы.

3. Основные положения теории Адлера и его техники.

 

Задания для подготовки к занятию.

1. Повторить основные положения теории Фрейда, критически проанализировать их.

2. Составить краткий конспект на тему «Психологическая концепция А.Адлера.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Назовите базовые компоненты структуры личности в теории Фрейда.

2. Какие основные критические замечания можно высказать в отношении теории Фрейда?

3. Как применяется психоанализ на практике?

4. Раскройте содержание понятия «комплекс неполноценности». Какие пути преодоления данного комплекса рассматриваются в концепции Адлера, какие техники им применялись.

 

 

Практические занятия целесообразно посвятить, прежде всего, налаживанию обратной связи с учащимися для выяснения того, насколько верно они представляют содержание тех или иных психологических концепций и область их практического применения. Необходимо формировать и закреплять навыки анализа педагогических ситуаций, навыки формирования конкретных технологических приемов диагностической и коррекционной работы. Основное внимание следует уделить знакомству с современными техниками работы психолога в ходе их реального апробирования на занятиях учебной группы.

Лабораторные занятия направлены на отработку исследовательских навыков, умения анализировать полученные в ходе исследования эмпирические данные, на овладение техниками психодиагностической и психокоррекционной работы.

Принципиально важным для изучения данной дисциплины является ее практическая направленность, поэтому часть ее представлена как лабораторный практикум, программа которого предусматривает как рассмотрение сущности некоторых психологических понятий и явлений, так и практическое решение вопросов, связанных с самопознанием и саморазвитием. При этом некоторые теоретические вопросы рассматриваются в рамках лабораторных занятий, так как в этой дисциплине они являются также средством для осознания, понимания и интерпретации практических процедур. Форма включения теоретических знаний различна. На каждом занятии студент проводит практическую работу по изучению своих способностей и особенностей.

На практических и лабораторных занятиях используются дискуссии и игровые методы организации процессов понимания. Пониманию идей в играх помогают роли игроков и обсуждение после игры.

Безусловно, полезными являются также тренинги (или их элементы) – короткие объяснения идей с отработкой приемов на учебных заданиях.

Практические занятия

Психолого-педагогическое образование

Магистерская программа

«Психолого-педагогическое консультирование в образовании»

№ п/п № раздела дисци-плины ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Часы Форми- руемые компетен-ции
    РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК ОСНОВА КОНСУЛЬТИВНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ   ОК-7 ОК-8 ОПК-3 ПКПП-7 ПКПП-10
    Занятие 1. Основные теоретические концепции современной психологии и направления психокоррекционной работы   ОК-7 ОК-8 ОПК-3  
  1. Понятие о методе, методике, методическом приеме. Специфика методов психологического исследования.    
  2. Основные методы психологического исследования: наблюдение, беседа, тестовый метод, анализ продуктов деятельности, метод экспертной оценки и другие методы. .  
  3. Типичные ошибки психодиагностики. Влияние результатов психодиагностического исследования на организацию и проведения консультационной и коррекционной работы психолога.    
    Раздел 2. СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ   ОК-7 ОК-8 ОПК-3 ПКПП-7 ПКПП-10
    Занятие 1. Коррекционные воздействия в психоанализе. Аналитическая индивидуальная психокоррекция Адлера.   ОПК-3 ПКПП-7 ПКПП-10
  1. Классический психоанализ З.Фрейда и современные направления психоанализа.    
  2. Техники психоаналитической работы    
  3. Основные положения теории Адлера и его техники    
    Занятие 2. Гуманистическая теория К.Роджерса. Логотерапия. Экзистенциальное направление психологии.   ОПК-3 ПКПП-7 ПКПП-10
  1. Гуманистический подход Роджерса, ориентированный на клиента, его основные принципы и положения.    
  2. Психологические техники в рамках клиент-ориентированного подхода.    
  3. Понятие логотерапии, ее основные техники.    
  4. Основные понятия и положения экзистенциального подхода, техники экзистенциальной коррекции.    
    Занятие 3. Поведенческое направление. Когнитивное направление.   ОК-7 ОК-8 ОПК-3 ПКПП-7 ПКПП-10
  1. Основные положения поведенческого направления. Техники в рамках данной концепции.    
  2. Особенности когнитивной психокоррекции    
    Занятие 4. Трансактный анализ Э. Берна. Гештальттерапия Ф.Перлза. .2 ОК-7 ОК-8 ОПК-3  
  1. Ролевая теория Э. Берна. Трансактный анализ.    
  2. Основные положения гештальтерапии. Техники гештальттерапии. Особенности подхода Ф. Перлза к коррекционной работе.    
    Итого:    

Лабораторные занятия.

Психолого-педагогическое образование

Магистерская программа:

\ «Психолого-педагогическое консультирование в образовании»

  Раздел 2. СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ Объем в часах Форми- руемые компе- тенции Программное обеспечение.    
  Занятие 1. Игровая терапия. 2. ОК-7 ОК-8 ОПК-3 Комплект видеокассет «Комплекс-ное описание личности и тестирование по методу Майерс-Бриггс.» (кассета № 1-2).  
1. Психологические механизмы коррекционного воздействия игры      
2. Основные виды и формы игровой терапии      
3. Требования к психологу, использующему метод игротерапии.      
  Занятие 2. Арттерапия. Музыкотерапия. Танцевальная терапия.   ОК-7 ОК-8 ОПК-3 CD. Психоло-гическое тестирование личности (теория и практика). CD. Компьютер-ная программа к психологическому тесту Айзенка-Горбова (инсталляционный диск).  
1. Общая характеристика арттерапии.      
2. Музыкотерапия      
3. Танцевальная терапия      
  Занятие 3. Библиотерапия. Проективный рисунок.       ОК-7 ОК-8 ОПК-3 CD. Психологическое тестирование личности (теория и практика).  
1. Особенности психокоррекционного воздействия книги.        
2. Подбор текстов для психокоррекционной работы и основные техники бибилиотерапии.      
3. Диагностические и коррекционные возможности рисования. Основы интерпретации рисунка. Использование рисунка в целях психокоррекции        
  Занятие 4. Сказкотерапия. Куклотерапия.   ОК-7 ОК-8 ОПК-3 ПКПП-7 ПКПП-10 Комплект видеокассет Комплексное описание личности и тестирование по методу Майерс-Бриггс. (кассета № 1-2).  
1. Влияние сказки на психическое состояние. Выбор сказок для коррекционной работы, основные приемы работы ссо сказкой.      
2. Придумывание историй как метод психодиагностики и психокоррекции.      
3. Куклотерапия.      
  Занятие 5. Психигимнастика   ОПК-3 ПКПП-7 ПКПП-10 CD. «Психологи-ческое тестирование личности (теория и практика).  
1. Понятие психогимнастики, ее психологические механизмы.      
2. Особенности проведения психогимнастических занятий      
  Всего      


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: