Ветеран профессии: современным юристам непросто ориентироваться в изменяющемся законодательстве




Вектор юридического образования: цифровизация не панацея?

Юридическая сфера, как и все общество, переживает стремительные изменения. Они связаны с цифровизацией общественной жизни, которая избавляет юристов от рутинной работы, снижает потребность компаний в кадровых специалистах в сфере права и обуславливает передачу части юридических функций на аутсорсинг. Меняются требования к юристам, а значит, должны измениться и подходы к образованию. Ключевым навыком, который уже сегодня требуется от специалистов, оканчивающих обучение, эксперты, ученые и работодатели называют цифровую грамотность. Программы обучения ведущих западных университетов, в том числе входящих в элитную «Лигу плюща» (например, Harvard, Cornell University) предусматривают формирование широкого круга «информационных» компетенций – анализ документов посредством технологий, инструменты автоматизации документооборота, искусственный интеллект и т.д. Как видно, границы между «физиками» и «лириками» все менее заметны, неслучайно в западном юридическом лексиконе уже утвердился такой термин, как «Legal Engineers». Но так ли универсальны цифровые технологии? Стоит ли включать в образовательные программы по юриспруденции большое количество технических дисциплин?

Позиция учёного: личное общение преподавателя и студента – краеугольный камень образования

С тем, что изменения в системе юридического образования необходимы, согласны, пожалуй, все участники дискуссии. Директор Юридического института ВлГУ, доктор юридических наук Ольга Третьякова связывает изменения в образовательном процессе с внедрением новых форм работы, с информатизацией, с появлением более удобных вариантов общения студентов и преподавателей.

- В некоторых вопросах я остаюсь ретроградом и убеждена, что аудиторные занятия, личное общение преподавателя и студента остаются краеугольным камнем образования, - отмечает директор института. - Самообразование (через удаленный доступ) подходит, скорее, для повышения квалификации, для дальнейшего развития, тогда как качественное высшее образование предполагает плотный контакт преподавателя и студента во всех отношениях: в плане освоения знаний, воспитания личности, передачи определенных образцов отношения к профессии.

Мнение практика: в юриспруденции искусственный интеллект никогда не заменит человека

По мнению Дениса Мешкова, адвоката, совмещающего юридическую практику с преподавательской деятельностью, будущих специалистов в сфере права надо учить не только знанию законодательства, но и умению общаться с людьми, основам коммуникации, самоменеджмента. В общем, тем навыкам, которые сегодня обобщенно принято называть «soft-skills».

- Фактически, адвокат – это в какой-то степени психолог, который помогает человеку успокоиться и пережить проблему, - убежден Денис Мешков. – Вот представьте: человек находится в СИЗО, ждет приговор и адвокат, приходя на свидание со своим клиентом в СИЗО, помогает ему справится с этой проблемой, подготовить его к какому-то результату. Искусственный интеллект никогда не заменит этой помощи, которая является не только юридической, но и психо-эмоциональной.

Между тем, наш собеседник признал, что есть некоторые виды юридической деятельности, которая может быть передана на откуп системам искусственного интеллекта. Например, составление договоров, оказание консультаций.

Как обеспечить общение студента и практика в условиях вуза? Вариантов несколько, один из них – тесное сотрудничество вуза с работодателями, привлечение в качестве преподавателей практикующих юристов, создание базовых кафедр (например, в юридическом институте ВлГУ их две – на базе Владимирского областного суда и Торгово-промышленной палаты Владимирской области), организация встреч с лучшими представителями профессии. Такие проходят и в Юридическом институте ВлГУ. Цикл мероприятий объединен проектом «Личный пример», одна из встреч которого была посвящена вопросам трансформации юридического образования за минувшие полвека.

Ветеран профессии: современным юристам непросто ориентироваться в изменяющемся законодательстве

Гостем специальной встречи, посвященной вопросам трансформации юридического образования, стал Александр Сухарев, Заслуженный юрист России, Почетный работник органов Прокуратуры. Со студентами он поделился не только своим профессиональным опытом, но и воспоминаниями о студенческих годах.

- Мне и моим коллегам, выпускникам 1964 года повезло, - рассказал Александр Петрович. - Тогда выпускникам юридического факультета Казанского госуниверситета дипломы на руки не выдавали, вместо них студентам вручали справки о том, что мы действительно окончили университет. Дипломы об окончании вуза мы получили через год, предоставив с места работы справку о том, что зарекомендовали себя как квалифицированные юристы (это был эксперимент высшей школы).

Подобную практику он считает положительной. Современным юристам, по его мнению, непросто в работе в силу постоянно меняющегося законодательства. «Поколение юристов моего времени, - рассказывает Сухарев, - не знало проблем с законодательством, законодательство сохраняло свою стабильность десятилетия (по любой отрасли права)». Нужно умение ориентироваться в потоке информации, критически её осмысливать, выбирать главное.

Итак, цифровые компетенции, конечно, будут требоваться от юристов XXI века. Но куда важнее такие навыки, как критическое мышление, деловая грамотность, эмпатия. Они и должны стать фундаментом юридического образования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: